Программа "Музейный Петербург"
методическая разработка

Цель внедрения данной  программы в деятельность образовательного учреждения – воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свой город, бережного отношения к его  наследию, сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, пробуждение желания созидать доброе и прекрасное на основе изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

Новизна программы состоит в постепенном погружении младших школьников в мир города. Знания о его истории и культуре учащиеся получают в основном через практические действия, в играх, т.е. теми методами, которые для детей данного возраста наиболее эффективны.

Главной задачей  является создание условий для достижения максимального обучающего, воспитательного и развивающего эффектов данной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeynyy_peterburg.docx54.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

        

Программа

 «Музейный Петербург»

Возраст учащихся:     7-9 лет

Срок реализации:       2 года

Объём реализации:    144 часа  (1-ый год – 72 ч                                                                  

                                                      2 –ой год – 72 ч)

Автор-составитель: Дарьина Диана Витальевна

Санкт-Петербург

2017


Содержание

1.   Пояснительная записка………………………………………….3 стр

2.   Учебно-тематический план……………………………………..6 стр

3.    Содержание программы………………………………………...12 стр

4.    Методическое и материально-техническое обеспечение…...21 стр

5.    Список литературы……………………………………………...22 стр


                               

I.  Пояснительная записка

Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

В настоящее время дополнительное образование призвано помочь решить задачу воспитания петербуржца XXI века, человека творческого, гуманного, интеллектуально развитого. Для подрастающего поколения культурное и духовное богатство нашего города открывается во всём объёме человеческих достижений. Город создавали гениальные архитекторы, украшали замечательные скульпторы и художники, воспевали великие писатели и поэты, в нём творили выдающиеся учёные. Благодаря этим людям родились и стали известны во всём мире такие понятия как петербургская культура, петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Петербуржцы всегда хранили и передавали культурно-исторические традиции новому поколению.

Актуальность программы состоит в том, что она носит опережающий характер по сравнению с общеобразовательным курсом истории и культуры Санкт-Петербурга, а её тематика предусматривает подготовку учащихся к школьным и районным играм-конкурсам по истории города.

Программа имеет культурологическую направленность дополнительного образования детей, она предполагает теоретические и практические занятия, экскурсии по городу, посещение музеев, садов и парков города.

Педагогическая целесообразность:

- включение регионального компонента в образовательный процесс;

- акцентирование внимания на самостоятельной деятельности учащихся по изучению истории города и своего родного края, не ограниченной рамками образовательного процесса;

- помощь детям из отдалённых микрорайонов Санкт-Петербурга самостоятельно ориентироваться в пространстве центральной части города;

- опыт общения учащихся со сверстниками из других школ во время проведения районных игр-конкурсов.

Цель образовательной программы – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению истории родного города, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, чувства сопричастности к тому, что в нём происходит.

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • познакомить с историческими и культурными особенностями разных периодов развития города; познакомить с историческими местами, памятниками архитектуры и скульптуры города;

  • создать условия для воспитания чувства любви и уважения к родному краю, гордости за свой город; содействовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие культурного наследия города через социально-значимую деятельность.

  • расширить и поддерживать познавательный интерес учащихся к прошлому и настоящему нашего города и края; развить умение самостоятельно работать с разнообразными информационными источниками.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы, - 7-9лет.

Срок реализации программы – 2 года (72 + 72 часа).

Режим занятий.

Программа предусматривает два  часа занятий в неделю и две экскурсии в течение года.

Формы занятий.

Занятия сочетают в себе двигательную активность и возможность самостоятельной работы. Они разнообразны по форме – это лекции, беседы, демонстрация фотографий, мультимедийных презентаций и видеоматериалов, экскурсии, творческие работы, игры и экспромты.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

По итогам освоения программы учащиеся овладевают системой знаний:  об этапах строительства города, об основных достопримечательностях, о значении личностей в истории.

Учащиеся осваивают следующие способы деятельности: работу с картой города, умение пользоваться литературой по заданной теме, описание впечатлений об экскурсии.

Всё приобретённые знания и навыки определяются в процессе обучения регулярными опросами, тестированием, конкурсами, творческими заданиями.

Формы подведения итогов реализации  программы:

- игры, викторины;

- выставки творческих работ.

II. Учебно-тематический план.

1-ый год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

 Общее

 

        Раздел I.  МЫ И НАШ ГОРОД.

 1.

Мир города.

-

2

2

2.

Петербург и петербуржцы.

1

1

2

3.

Транспорт. Мы – пешеходы. Мы – пассажиры.

-

2

2

4.

Санкт-Петербург - город музеев.

2

-

2

5.

Санкт-Петербург – город театров.

1

1

2

6.

Экскурсия в музей.

-

4

4

        Раздел II.  «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»

7.

Образ Петра I.

     1

1

2

8.

Город у воды.

1

1

2

9.

Город на островах. Заячий остров.

1

1

2

10.

Петропавловская крепость – сердце города.

1

1

2

11.

Экскурсия в Петропавловскую крепость.

-

4

4

       Раздел III.   БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

12.

Домик Петра I.

1

1

2

13.

Васильевский остров.

1

1

2

14.

Стрелка Васильевского острова.

1

1

2

15.

Шпили над городом. Адмиралтейские верфи.

1

1

2

16.

Невский проспект.

1

1

2

17.

Летний сад.

1

1

2

18.

Скульптуры летнего сада.

-

2

2

19.

Главная площадь города. Зимний дворец.

2

-

2

20.

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

-

2

2

21.

Экскурсия в Эрмитаж.

-

4

4

22.

Река Мойка.

1

1

2

23.

Канал Грибоедова.

2

-

2

24.

Река Фонтанка.

1

1

2

25.

Путешествие Конька-Горбунка (конные скульптуры).

1

1

2

26.

Храмы города.

2

-

2

27.

Экскурсия в Исаакиевский собор

-

4

4

28.

Символы города.

1

1

2

29.

Обобщающее занятие (викторина).

-

2

2

30.

Игра-путешествие «Любимый город».

-

2

2

31.

Обобщающая экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург».

-

4

4

                Итого:

24

48

72

2-ой  год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

 Общее

 

        Раздел I.  МЫ И НАШ ГОРОД.

 1.

Вводное занятие «Наш Петербург».

-

2

2

2.

Летний сад. Летний дворец Петра I.

2

2

4

3.

Площади города. Площадь Искусств.

2

2

4

4.

Площади города. Сенатская площадь.

2

2

4

5.

Площади города. Исаакиевская площадь.

2

2

4

6.

Михайловский замок Павла I.

1

1

2

7.

Экскурсия в Русский музей.

-

4

4

8.

Обобщающее занятие по теме (игра-путешествие).

-

2

2

        Раздел II.  «ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»

9.

Жители невских берегов

     1

1

2

10.

Из истории приневских земель.

-

2

2

11.

 Невские крепости. Кронштадт.

2

2

4

12.

Обзорная экскурсия по городу.

-

4

4

13.

Обобщающее занятие по теме (викторина)

-

2

2

       Раздел III.   БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

14.

Храмы Санкт-Петербурга. Казанский собор.

2

-

2

15.

Храмы Санкт-Петербурга. Храм Воскресения Христова «Спас на крови».

2

2

4

16.

Александро-Невская лавра.

1

1

2

17.

Иноверческие храмы.

2

-

2

18.

Экскурсия в Александро-Невскую лавру.

-

4

4

19.

Герои мифов в скульптуре и архитектуре города.

2

2

4

20.

Мифические животные в скульптуре.

2

2

4

21.

Памятники животным.

1

1

2

22.

Экскурсия «Львы стерегут город».

-

4

4

23.

Обобщающее занятие (выставка работ).

-

2

2

24.

Игра «Что? Где? Когда?»

-

2

2

Итого:

24

48

72


                                                                                               

III. Содержание программы.

1-ый год обучения

Раздел I.   Мы и наш город.

Тема 1.  Мир города.

Практическое занятие: Сравнение картин сельской и городской жизни, Составление схемы «Мой путь из школы домой».

Тема 2.  Петербург и петербуржцы.

Теоретическое занятие: Жители нашего города – петербуржцы, петербуржцы любят, берегут, изучают свой родной город, профессии жителей нашего города, крупные предприятия Петербурга.

Практическое занятие: Отгадывание загадок о профессиях людей.

Тема 3.  Транспорт. Мы – пешеходы. Мы – пассажиры.

Практическое занятие: Игра «Светофор».

Тема 4.  Санкт-Петербург – город музеев.

Теоретическое занятие: Музы – богини, покровительствующие творцам, учёным. Кунсткамера – первый музей в России. Эрмитаж – самый большой музей. Музейные экспонаты. Музеи Васильевского острова.

Тема 5.  Санкт-Петербург – город театров.

Теоретическое занятие: Первые театры. Виды театров: детские (кукольные, ТЮЗ, театр зверей), драматические, музыкальные. Театральные профессии. Части здания театра.

Практическое занятие: просмотр и обсуждение презентации «Театральные профессии».

Тема 6.  Экскурсия в музей.

Раздел II.   «Здесь будет город заложён…»

Тема 7.  Образ Петра I.

Теоретическое занятие: Детские годы Петра I, любимые игры и занятия. Путь на российский престол. Пётр I – создатель Русского флота. Санкт-Петербург – град Петра.

Практическое занятие: Рассматривание книг о Петре I, чтение отрывков.

Тема 8.  Город у воды.

Теоретическое занятие: Географическое положение Санкт-Петербурга. Река Нева (исток, устье, приток, рукав, дельта, русло). Стратегически важное значение расположения города.

 

Практическое занятие: Работа с картой Санкт-Петербурга  и области.

Тема 9.  Город на островах. Заячий остров.

Теоретическое занятие: Начало строительства крепости на Заячьем острове. Самый большой остров – Васильевский. Причины сокращения количества островов в городе.

Практическое занятие: Работа с картой Санкт-Петербурга.

Тема 10.  Петропавловская крепость – сердце города.

Теоретическое занятие: Даты, причины, этапы строительства крепости. Доменико Трезини – первый архитектор города. Устройство крепости. Жизнь в крепости.

Практическое занятие: Трафарет «Петропавловская крепость».

Тема 11.  Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Раздел III.   Блистательный Санкт-Петербург.

Тема 12.  Домик Петра I.

Теоретическое занятие: Домик Петра I на Городском острове – первое жилое здание в Санкт-Петербурге. Его устройство и особенности.

Практическое занятие: Рисунок «Домик Петра».

Тема 13.  Васильевский остров.

Теоретическое занятие: Васильевский остров – самый большой из островов. Строительство порта.

Практическое занятие: Работа с картой-схемой центральной части города..

Тема 14.  Стрелка Васильевского острова.

 

Теоретическое занятие: Что такое стрелка? Понятие ансамбля в архитектуре. Биржа, пакгаузы, Ростральные колонны, набережная, сквер.

Практическое занятие: Работа с трафаретами элементов ансамбля.

Тема 15.  Шпили над городом. Адмиралтейские верфи.

Теоретическое занятие: Здания со шпилями – Петропавловский собор и Адмиралтейство. Адмиралтейство – крепость и верфь. Кораблик на шпиле Адмиралтейства – символ города.

Практическое занятие: Разгадывание ребусов.

Тема 16.  Невский проспект.

Теоретическое занятие: Невский проспект – главная улица города. Транспорт. Достопримечательности и мосты на Невском проспекте.

Практическое занятие: Просмотр видеофильма о Невском проспекте.

Тема 16.  Невский трезубец.

Теоретическое занятие: Вознесенский проспект, гороховая улица, Невский проспект – три луча Невского трезубца. Водные магистрали, их пересекающие.

Практическое занятие: Разгадывание ребусов. Путешествие по карте города.

Тема 17.  Летний сад.

Теоретическое занятие: Летний сад – место отдыха горожан. Роль Петра I в создании сада. Решётка Летнего сада – один из символов Санкт-Петербурга.

 

Практическое занятие: Создание своего проекта сада.

Тема 18.  Скульптуры летнего сада.

Практическое занятие: просмотр и обсуждение видеофильма «Скульптуры Летнего сада».

Тема 19.  Главная площадь города. Зимний дворец.

Теоретическое занятие: Роль городской площади в петровскую эпоху и в современном городе. Происхождение названия. Франчеко Бартоломео Растрелли – первый архитектор Зимнего дворца. Украшения дворца: колонны, скульптуры, статуи, маски, пилястры. Зимний дворец – памятник истории и культуры.

Тема 20.  Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

Практическое занятие: Просмотр и обсуждение видеофильма об Эрмитаже.

Тема  21.  Экскурсия в Эрмитаж.

Тема 22.  Река Мойка.

Теоретическое занятие. «Цветные» мосты через Мойку. Синий мост – самый широкий мост Петербурга. Дом-музей А.С.Пушкина на набережной Мойки.

Практическое занятие: Создание эскизов узоров решёток набережной

Тема 23.  Канал Грибоедова.

Теоретическое занятие: История названия (ранее Екатерининский). Грифоны на Банковском мосту. Дом книги. Казанский собор. Храм Спас на крови.

Тема 24.  Река Фонтанка.

Теоретическое занятие: Происхождение названия. Сфинксы на Египетском мосту. Конные скульптуры Клодта на Аничковом мосту.

Практическое занятие: Игра «Ожившие скульптуры».

Тема 25.  Путешествие Конька-Горбунка (конные скульптуры).

Теоретическое занятие: Скульптуры на Аничковом мосту, на Арке Главного штаба,  «Медный всадник».

Практическое занятие: Разгадывание ребусов.

Тема 26.  Храмы города.

Теоретическое занятие:  Санкт-Петербург – город уважительного отношения к людям разного вероисповедания. Костёл, мечеть, синагога. Православные храмы. Их отличительные особенности.

Тема 27.  Экскурсия в Исаакиевский собор.

Тема 28.  Символы города.

Теоретическое занятие:   Герб, флаг, гимн – официальные символы города.

Значение символов Санкт-Петербурга.

Практическое занятие: Конструирование герба Санкт-Петербурга.

.  

Тема 29. Обобщающее занятие (викторина).

Тема 30.  Игра-путешествие «Любимый город».

Тема 31. Обобщающая экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург».


2-ой год обучения.

Раздел I.   Мы и наш город.

Тема 1.  Вводное занятие «Наш Петербург»

Практическое занятие: Конкурс знатоков.

Тема 2.  Летний сад. Летний дворец Петра I.

Теоретическое занятие:   История создания Летнего сада, утраченные при наводнении сооружения сада, ассамблеи в Летнем саду, Летний дворец Петра I.

Практическое занятие:  Просмотр и обсуждение в/ф о Летнем саде.

Тема 3.  Площади города. Площадь Искусств.

Теоретическое занятие: Архитектор Карл Иванович Росси, Михайловский дворец, Русский музей, Михайловский театр, памятник А.С.Пушкину.

Практическое занятие:  Разгадывание кроссворда, викторина «Виды искусства».

Тема 4.  Площади города. Сенатская площадь.

Теоретическое занятие:  Из истории названий площади, здания Сената и Синода, памятник Петру I, история его создания.

Практическое занятие:  Просмотр отрывков из кинофильма «Звезда пленительного счастья», чтение и обсуждение воспоминаний очевидцев событий.

Тема 5.  Площади города. Исаакиевская площадь.

Теоретическое занятие:  Огюст Монферран, Исаакиевский собор, история строительства, Мариинский дворец, памятник Николаю I.

Практическое занятие:  Конкурс рисунков «Городская площадь.

Тема 6.  Михайловский замок Павла I.

Теоретическое занятие:  Из истории дворца, Памятник Александру III, памятник Петру I.

Практическое занятие: игра «Построй замок».

Тема 7.  Экскурсия в Русский музей.

Тема 8.  Обобщающее занятие по теме.

Практическое занятие:  Игра-путешествие.

Раздел II.   Здесь будет город заложён.

Тема 9.  Жители невских берегов.

Теоретическое занятие:  Северные племена, населявшие территорию, их обычаи, уклад жизни, торговый путь «из варяг в греки».

Практическое занятие:  Рисунок «Занятия наших предков».

Тема 10.  Из истории приневских земель.

Практическое  занятие:  просмотр и обсуждение в/ф «Александр Невский»

 

Тема 11.  Невские крепости. Кронштадт.

Теоретическое занятие:  Северная война, крепости Нотебург, Ниеншанц, Кроншлот – Кронштадт, Иоанн Кронштадский, Морской собор.

Практическое занятие:  Рисунки «Гербы морских городов», герб Кронштадта.

Тема 12.  Обзорная экскурсия по городу.

Тема 13.  Обобщающее занятие по теме.

Практическое занятие:  Викторина «Крепости на невских берегах».

Раздел III.   Блистательный Санкт-Петербург.

Тема 14.  Храмы Санкт-Петербурга. Казанский собор.

Теоретическое занятие:  А.Н.Воронихин, колоннада собора, памятник воинской славы, музейное прошлое собора.

Тема 15.  Храмы Санкт-Петербурга. Храм Воскресения Христова «Спас на крови».

Теоретическое занятие:  трагическая гибель императора Александра II, традиции старинных русских церквей в проекте храма, музей русской мозаики.

Практическое занятие:  Изготовление мозаичного панно.

Тема 16.  Александро-Невская лавра.

Теоретическое занятие:  Александро-Невский монастырь, первые постройки, Благовещенская церковь, Троицкий собор, некрополь.

Практическое занятие:   Работа с картой, составление плана.

Тема 17.  Иноверческие храмы.

Теоретическое занятие:  Соборная мечеть, Буддийский храм, Большая хоральная синагога, Лютеранская церковь святых Петра и Павла.

Тема 18.  Экскурсия в Александро-Невскую лавру.

Тема 19.  Герои мифов в скульптуре и архитектуре города.

Теоретическое занятие:  атланты и кариатиды, гермы, древнегреческие герои.

Практическое занятие:  Чтение и обсуждение мифов Древней Греции.

Тема 20.  Мифические животные в скульптуре.

Теоретическое занятие:  Древние сфинксы, сфинксы у Египетского моста, сфинкс Михаила Шемякина, грифоны, ши-цзы.

Практическое занятие:  Творческая работа «Создай свой миф».

Тема 21.  Памятники животным.

Теоретическое занятие:  «Укротители коней» на Фонтанке, Львиный мостик, сторожевые львы, памятник собаке и другие животные.

Практическое занятие:  Игра «Угадай животное».

Тема 22.  Экскурсия «Львы стерегут город».

Тема 23.  Обобщающее занятие (выставка творческих работ).

Тема 24.  Игра «Что? Где? Когда?».

Прогнозируемые результаты.

В результате обучения учащиеся приобретают:

  • Знания об истории рождения нашего города , о роли Петра I в его создании, об архитектуре эпохи Петра I, быте, искусстве, о традициях, заложенных основателем города.
  • Умения работать с картой города, различать постройки Петровской эпохи.
  • Навыки ориентироваться в пространстве центральной части города по основным зданиям-доминантам, изученным по программе.


IV. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Раздел

Форма занятий

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

Форма подведения

итогов

Мы и наш город.

  • рассказ         педагога;
  • беседа;
  • просмотр компьют.

  презентации;

  • игра;
  • экскурсия

  • схема микрорайона;
  • CD диски;
  • карточки для индивидуальной работы
  • фотографии
  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • сканер

  •  игра
  • экскурсия

«Здесь будет город заложён…»

  • беседа;
  • рассказ педагога;
  • работа с картой;
  • чтение худ. и

научно-  популярной литературы;

  • экскурсия

  • карта города;
  • худ. и научно-популярные издания;
  • плакаты;
  • карточки для индивидуальной работы
  • материалы и инструменты для индивидуальной работы учащихся (бумага, фломастеры, карандаши и др.);
  • ноутбук;
  • сканер
  • разгадывание кроссвордов;
  • экскурсия

Блистательный Санкт-Петербург

  • беседа;
  • игра;
  • викторина;
  • работа с картой;
  • просмотр видео фильмов;
  • творческие работы;
  • игра-путешествие
  • экскурсия
  • видеофильмы;
  • карта-схема города;
  • фотографии;
  • трафареты зданий;
  • ребусы;
  • кроссворды

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • материалы для индивидуальной работы учащихся
  • выставка творческих работ;
  • викторина;
  • игра-путешествие;
  • экскурсия

VI. Список литературы.

Для педагагов.

  1. Библиотека Петербургского учителя. Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа краеведческого курса для 5-9 классов. – СПб; 1998.
  2. Бунатян Г.Г. Петербург за 3 дня. Путеводитель. – СПб; «Паритет», 2006.
  3. Буренина М. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб; Издательский дом «ЛИТЕРА», 2002.
  4. Даринский А.В. История города Санкт-Петербурга/1703-1917/. – СПб; ЭКАМ, 1995.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. – СПб; ЭКАМ, 1996.
  6. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. – СПб; «ПАРИТЕТ», 2002.

Для учащихся.

  1. ЕрмолаеваЛ.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… - СПб; 1995.
  2. Заварихин С.П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. – СПб; 1996.
  3. Нестеров В.А. Знаешь ли ты свой город? – СПб; 1997.
  4. Платунов А.М. Так строился Петербург. – СПб; 1997.
  5. Никонова Е.А. Первые прогулки по Санкт-Петербургу. – СПб; «Паритет», 2005.
  6. Ефимовский Е.С. Любимый город С.-Петербург. Азбука в стихих и картинках. – СПб; 2004.

Информационная карта

Район - Красносельский        ОДОД ГБОУ лицей №369

Направленность программы – культурологическая

Наименование программы – «Музейный Петербург»

Вид программы – модифицированная

Уровень освоения – общекультурный

Срок освоения – 2 года                                  Возраст учащихся – 7-9 лет

Год разработки – 2017                                   Дата утверждения –      мая 2017 г.

Ф.И.О. автора-составителя – Дарьина Диана Витальевна

Образование – высшее, ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990 г.

Специальность – педагогика и методика начального обучения

Квалификация – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, воспитательГПД высшей квалификационной категории

Краткая аннотация программы:

Цель внедрения данной программы в деятельность образовательного учреждения – воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свой город, бережного отношения к его  наследию, сопричастности к судьбе Санкт-Петербурга, пробуждение желания созидать доброе и прекрасное на основе изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

Новизна программы состоит в постепенном погружении младших школьников в мир города. Знания о его истории и культуре учащиеся получают в основном через практические действия, в играх, т.е. теми методами, которые для детей данного возраста наиболее эффективны.

Главной задачей  является создание условий для достижения максимального обучающего, воспитательного и развивающего эффектов данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация урока-путешествия "Из Петербурга в Петербург" 4кл.

Презентация к уроку окружающего мира 4 кл. ОМК "Школа России"...

Презентация по истории Санкт-Петербурга "Скульптуры животных в Петербурге"

В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...