Духовно-нравственное воспитание
проект

духовность

нравственность

воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в условиях детского дома.

   Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке" В.А. Сухомлинский

  Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот является актуальной, т.к. речь идет о детях, с ранних лет видевших проявление жестокости, насилия, со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передаче детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

    В.А. Сухомлинскому принадлежит заслуга определенных приоритетов духовно-нравственного воспитания ребенка в семье. Именно он обратил внимание на то, что дети, лишенные живого родительского общения  не только вырастают жестокими, но и приобретают такие заболевания как "детский госпитализм", который приводит к потере "иммунитета жить в семье". Следовательно, когда ребенок попадает в детский дом, то зачастую  связь с семьей теряется. Перед педагогами детского дома появляется   задача - передача детям семейно-нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, духовной жизни. Детский дом для ребенка становится школой подготовки к жизни. Целью педагогов является способность уберечь душу ребенка от жестокости, равнодушия, сделать ее невосприимчивой к негативным явлениям окружающего мира, помочь воспитать в детях такие качества, как милосердие, сострадание. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей-сирот является одной из ключевых задач в нашей работе.

   Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения детей, развитию взаимоотношений, в процессе которых дети усваивают социально- исторический опыт, получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

    Планируя свою деятельность, воспитателю необходимо помнить, что воспитательный процесс должен планироваться и строиться на взаимосвязи духовного и светского направлений, учитывая при этом возраст воспитанников. Обязательно должна прослеживаться последовательность в развитии личности ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по разному. Младшим школьникам необходимы примеры из жизни, из книг, а подростком глубокая вера  в слово взрослых.

    Если опять обратиться к В.А. Сухомлинскому, то он советовал с ребятами старшего школьного  возраста   размышлять вслух , делиться с ними сомнениями, обращаться за советами. Такая непринужденность рождает доверие, искренность,  сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

    Каждый ребенок, живущий в детском доме, должен быть любим. Лишенный этого чувства человек, не способен уважать своих близких, не готов дать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и  заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, для формирования и реализации его духовно-нравственных потребностей.

Говоря о содержании духовно-нравственного воспитания, мы говорим о формировании у детей таких качеств личности как гуманизм, милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик  пишет: "Нравственность-граница дозволяемая совестью, а верхней границы нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания"  

    При планировании работы по духовно-нравственному воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

- мотивационно-побудительный

- эмоционально-чувственный

- рациональный или умственный

   Каждый из этих уровне состоит из элементов , которые составляют суть нравственного мира человека. Рассмотрим что включает в себя ка.ждый из этих уровней.

    Мотивационно-побудительный  уровень - содержит мотивы поступков, нравственные  потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный  характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию, когда ребенок сам принимает активное участие в своем нравственном развитии. Другими словами, когда ребенок сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный. Именно здесь коренятся истоки  поведения человека, приносящие добро или зло, пользу или вред.

   Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции - это радость, благодарность нежность, любовь, восхищение и т.д. Но человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции - гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, культивировать, их нужно воспитывать.

   Нравственные чувства: Отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составляющими доброты. Без нравственных чувств человек не состоится. Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвинуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма. и мы, взрослые должны помнить о  том, что наши чувства по отношению к детям-сиротам могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью.

   Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания - понятии о смысле жизни и счастье,  добре и зле, чести, достоинстве и долге. Кроме понятий, к моральным знаниям так же относятся принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Первейшая задача взрослых - воспитать в детях глубокое, надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

   Воспитывать в детях нужно все элементы нравственного мира. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению, дети, находящиеся в нашем детском доме, уже в раннем возрасте были лишены семейного тепла, ласки, любви, доброго человеческого общения.  В своей неблагополучной семье они развивались односторонне, что привело к ущербности личности. Не секрет, что потребность, злобность, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагогов  детского дома  -  научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения, в основе которых "непременное соблюдение вежливости, любознательности, такта и отсутствие эгоизма". Мы должны стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении "породу" воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

- развитие потенциала души ребенка

- развития природного чувства красоты

- формирование желания познавать мир и приобретать знания.

   На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста  приемлемо обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а так же донести понимание того, что их любят, ценят, им доверяют. С этой целью    можно использовать в работе такие методы,  как: убеждение, доверие, взаимодействие, поощрение, рассуждение, личный пример, коллективная работа, ситуация успеха, совместный анализ поступка и др.

Работа по формированию духовно-нравственных качеств в группе необходимо строить параллельно с такими направлениями в работе как

- отношение воспитанников к своему здоровью

- отношение воспитанников к собственной учебной деятельности

- отношение воспитанников к дому где проживает

- отношение воспитанников к окружающим людям старшим и младшим, сверстникам, друзьям

-  отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической памяти своего народа

- отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей принадлежности к мировой цивилизации

- отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной  жизни.

   Этому способствуют различные мероприятия проводимые во внеурочное время: клубные часы, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценировка небольших по содержанию сценок.

  Духовно-нравственное воспитание в детском доме должно строиться не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера , которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств способствует  участие воспитанников в тематических творческих фестивалях, конкурсах, на которых дети могут не только свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает их самооценку, уровень самосознания и значимости в обществе.  Кроме этого участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

   Организованные тематические мероприятия способствуют улучшению психологической и социальной комфортности детей в группе. Занятия в нашей семейной группе проходят последовательно. В плане они разделяются  на разделы.

План  работы.

Раздел АЗБУКА И  ЭТИКА МОРАЛИ

Форма проведения

Тема мероприятия

Дата

Познавательная беседа

Основные понятия этики и морали

Деловая игра

Азбука этики

Ситуативный практикум

Речевой этикет

Школьный этикет

Деловая игра

Этикет в общественных местах

Деловая игра

Праздничный этикет

Инсценирование различных ситуаций

Культура поведения

Раздел КРАСОТА ДУШИ

Форма проведения

Тема мероприятия

Дата

Познавательная беседа

"Умей чувствовать красоту"

Ситуативный практикум

"Красота и безобразие"

Громкое чтение

"Тема рассказов "Красота души"

Этическая беседе

"Красота жизни"

Познавательная беседа

"Гармония - основа красоты"

Раздел НРАВСТВЕННЫЙ МИР СКАЗОК

Форма проведения

Тема мероприятия

Дата

Беседа-презентация

"Мир света - мир сказок"

Познавательная беседа

"Сказка о вежливости, о дружбе, о взаимопомощи людей"

Познавательная беседа

"Добро и зло в сказках"

Раздел ЧЕМ БОГАТ ЧЕЛОВЕК

Форма проведения

Тема мероприятия

Дата

Познавательная беседа

"Красивое начало в человеке"

Громкое чтение

"Горячее и холодное сердце"

Громкое чтение

"Как красивые дела сердца исцеляют"

Этическая беседа

"Каждый видит мир по своему"

Познавательная беседе

"О наблюдательности и внимательности"

Громкое чтение

"Правило человеческого счастья"

   "Серость жизни  для детского возраста, для подростка и юноши являются настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких острых переживаний", говорил С.Т. Шатск5ий . Положительными или отрицательными станут эти переживания зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребенком на протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были  яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила добрый    след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю позитивную энергию, способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1. Амоношвили Ш.А. Размышление о Гуманной педагогике   - М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.  Т.2-М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию //Воспитание школьников- № 3, 2012.

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение - 2001.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношении к среде //Русская школа - 2012. Кн.

6. Майдер В. Личность педагога в образовательном пространстве. - М: 2007.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...