Проект на тему: "Интеллектуальное развитие младших школьников"
проект
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Интеллектуальное развитие младших школьников»
Выполнил (а):
Учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 3,
г.Ленинск-Кузнецкий
Кемерово, 2018
Информационная карта проекта
Тема | «Интеллектуальное развитие младших школьников» |
Составитель-разработчик | Шматова Д. П. |
Участники проекта | Учителя, педагог-психолог, завуч, директор, логопед |
Адресаты проекта | Учащиеся 1-4 класса 25 человек 10 девочек,15 мальчиков |
Продолжительность реализации | Долгосрочный 2018г.-2022г. |
Вид проекта | Учебно-воспитательный (4 года) |
Аннотация | |
Формы реализации | Викторины, игры, праздники, всеобучи, круглый стол |
Цель проекта | Создание благоприятных условий для подготовки детей к интеллектуальным конкурсам и предметным олимпиадам |
Задачи проекта |
4. Разработать программу по развитию одарённых детей 5. Составить критериально-оценочный аппарат (индивидуальные задания) 6. Разработать форму презентации проекта к защите 7.Представить продукт (доклад, публикацию в научном журнале) 8. Составить прогноз-перспективу |
Основная идея проекта | В современном мире важен интеллектуально-развитый современный школьник, тем самым современный педагог должен реализовывать, составлять, применять разные формы и методы обучения. Выступления на семинарах по данной теме будет эффективной помощью учителям в повышении качества образования. |
Ожидаемые результаты | Если современный педагог будет разрабатывать и применять на практике разные методы и формы работы с одаренными детьми, тем самым повысится уровень качества образования одаренных детей. Педагог будет реализовывать творческий потенциал детей, участие в конкурсах и т.д., на которых дети занимают призовые места в олимпиадах, занятия в секциях, кружках, , положительная динамика развития учащихся Стабильная заинтересованность педагогов в участии на семинарах, методических объединениях. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. |
Прогноз - Перспективы | Возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение контингента участников, возможность развития содержания |
Пояснительная записка
Новые ФГОС поставили перед образованием новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся добывать и обрабатывать информацию самостоятельно. Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий в современной общеобразовательной школе.
Цели нашей профессиональной деятельности: развитие целостной системы
универсальных знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности и
индивидуальной ответственности учащихся.
Проанализировав свою деятельность , мы столкнулись с проблемами, которые затрудняют достижение высоких результатов в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах:
неумение соблюдать прочитанные инструкции, выраженные в неспособности детьми внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий и выполнять работу а в соответствии с заданиями;
несоответствие между исследовательской, поисковой деятельностью учащихся и практическими заданиями, в ходе которых отрабатываются учебные навыки;
отсутствие переноса навыков из учебной в жизненную ситуации и знания из одной образовательной области в другую.
Низкий уровень развития логического мышления
Актуальность темы обусловлена комплексному формированию интеллектуального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема.
В современной школе отсутствует:
система развития и последующего сопровождения одарённых учеников в начальных классах
программа работы с одарёнными детьми
методическое обеспечение
проведение диагностики выявления одарённых детей
неготовность педагога работать с одарёнными обучающимися
Цель: Создание благоприятные условия для подготовки детей к интеллектуальным конкурсам и предметным олимпиадам
Задачи:
1.Изучить проблему на основе анализа психолого-педагогической литературы
2.Провести диагностику интеллектуальных способностей
3.Подобрать методики выявления одарённых детей
4. Разработать программу по развитию одарённых детей
5. Составить критериально-оценочный аппарат (индивидуальные задания)
6. Разработать форму презентации проекта
7.Представить продукт (доклад, публикацию в научном журнале)
8. Составить прогноз-перспективу
I этап – диагностико-организационный ( 1 год ) Включает : | - Тестирование по методике А.И. Савенкову «Карта одарённости»; (Приложение 1) - Изучить состав учащихся для выявления типов одарённости детей; - Создать базу методического обеспечения; - Повысить психолого-педагогическую компетентность учителей. |
II этап – эксперементальный (2 года). | Цель: апробировать программу работы с одарёнными детьми; - Мониторинг творческих и интеллектуальных способностей каждого ребёнка; - Отработка педагогических технологий работы с одарёнными учениками; - Методическая помощь в реализации программы, совершенствование мастерства учителей, обмен опытом; - Отслеживание результатов, сравнительный анализ данных результатов и их коррекция; - Педагогическая, психологическая, валеологическая и социальная поддержка одарённых детей. |
III этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год). | Цель: проанализировать и обобщить результаты развития одарённых учеников; Задачи: - проанализировать мониторинг достижений каждого ребёнка; - проанализировать деятельность учителей в работе с одарёнными детьми; - Определить проблемы, возникшие при реализации программы, пути их решения, корректировать данную программу. |
Поэтапный план реализации проекта
Первый этап сентябрь (2018-2019 учебный год) - поисковый | |||||
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Сроки | ||
Изучить контингент учеников с целью выявления типов одарённости детей; Провести тестирование по методике А.И. Савенкову «Карта одарённости»; (Приложение 1) | Диагностика | Учитель, завуч, психолог | 1 год | ||
Совместно с родителями ученика выявить область одарённости ребёнка. | Работа с родителями. | Учитель, родители | |||
Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе. Создать базу по методическому обеспечению. | Создать базу по методическому обеспечению. | Учитель, завуч | |||
Второй этап октябрь (2019-2021 учебный год) - организационно – практический | |||||
Апробация программы работы с одарёнными детьми; Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; | Выявление положительных и отрицательных моментов в программе | Учитель, родители | 2 года | ||
Провести мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; | мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; | Учитель, психолог | |||
отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; | Мастер-класс на методических объединениях | Учитель начальных классов | |||
Организовать методическую помощь учителям и руководителям внеурочной деятельности. | методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; | Учитель, завуч, психолог, директор | |||
Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; | Создание и ведение индивидуальных результативных карт | Учитель, завуч, психолог | |||
Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей. | Организация психологических занятий с одарёнными детьми. | Учитель, психолог | |||
Третий этап (2021-2022 учебный год) - рефлексивно – обобщающий | |||||
Проанализировать и обобщить результаты развития детей. | анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; | Учитель, завуч | 1 год | ||
Проанализировать и обобщить достижения каждого ребёнка. | анализ мониторинга достижений каждого учащегося; | Учитель | |||
Анализ и коррекция затруднений педагогов в реализации программы. | анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; | Учитель, завуч | |||
Обобщить и определить проблемы, возникшие при реализации данной программы. | определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. | Учитель, завуч, психолог, логопед |
Оценка результативности
№ | Критерии | Показатели |
1 | Самооценка личности | Наличие положительной самооценки, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, способность к рефлексии, мотивационная сфера |
2 | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе. | Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 | Конкурентоспособность одарённых учащихся | Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, смотрах. |
Риски и методы их минимизации
Риски и методы их коррекции (педагог - психолог) | - Оснащение материально – технической базы школы - Отсутствие материальной базы. - Отсутствие методической базы. - Отсутствие подготовленных педагогов. - Низкая мотивация учеников к получению дополнительных знаний. - Стимуляция детей (грамоты, сертификаты, призы) -Создание банка данных используемой в работе методической литературы. |
Направления деятельности субъектов образовательного процесса |
- Создать банк методического обеспечения с целью выявления одарённых детей. - Диагностировать по методике по А.И. Савенкова для одарённых детей. - Сформировать базы данных одарённых детей. - Создать и организовать психологическое сопровождение одарённых учащихся; 2. Развивающее: - Формирование образовательной среды с целью развития одарённых детей. - Организация различного рода внеклассных занятий с целью углубленного изучения предметов. - Создание условий для активного участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях. -Использование систем информационно – коммуникационных технологий; 3. Информационное: -Привлечение внимания спонсоров, родителей, общественности к проблемам одарённых учащихся (реклама, создание интернет-сайтов, выпуск стенгазет). - Организация работы библиотеки в данном направлении;
- Работа коллектива. - Обеспечение нормативно – правовой базы. - Формирование и работа предметных кружков. - Ресурсное обеспечение. - Контроль и последующий анализ деятельности. - Формирование банка данных одарённых детей; 5. Кадровое: - Плановое повышение квалификации педагогов (курсы, МО, мастер-класс, создание разнонаправленных творческих групп). - Мотивация педагогов (методическая и финансовая помощь педагогам). |
Презентация проекта: Викторины, игры.
Продукт проекта:
Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы», статья в научный журнал.
Приложение 1
Методика «Карта одарённости»
(по А.И. Савенкову)
Эта методика создана А. И. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 6 до 12 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль,
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и со взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности (по горизонтали): интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.
Лист ответов (сумма по вертикали)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
сумма - ?
№п/п...... Качество.......................... Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Полученный график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
***
(Источник - Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 315 с.)
Приложение 2
Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
- Актуальность программы
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность существенно обогащает начальное образование. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Назначение программы кружка «Умники и умницы» состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить познавательные и творческие способности, расширить кругозор, проявить фантазию и смекалку. Достоинствами проведения занятий в виде кружковой формы являются достаточный материал по типу интеллектуальных телевизионных программ, регулярность и целенаправленность. За основу взят материал из дополнительной литературы по разным предметам.
Успешная реализация этих задач зависит от сформированных у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
«Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».
Творческая работа способна вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к интеллектуальной деятельности других людей.
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года, 1 час в неделю.
Цели:
- Развитие интеллектуальных способностей у учащихся младших классов.
Задачи программы:
Обучающие
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и рисовать, раскрашивать, собирать пазлы.
- Применение знаний, полученных на уроках.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие кругозора, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные: - Воспитание интереса к участию в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- Расширение коммуникативных способностей детей.
Значение занятий «Умники и умницы» для развития ребенка
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
- привлекательность материала;
- необходимость «активного изучения»
- материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
- благоприятная обстановка в коллективе;
- эффективные методы и приёмы.
Требования к организации процесса:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
- развивать и поддерживать в работе творческое начало.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых интеллектуальных знаний как значимую сферу человеческой жизни;
· осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник получит возможность научиться:
- любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·задавать вопросы;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Программа разработана в соответствии с документами:
Федеральный Закон «Об образовании РФ».
Национальная доктрина образование.
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
«Всеобщая декларация прав человека».
Гражданский кодекс РФ.
«Основы законодательства РФ о культуре»
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Умники и умницы» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 октября по 25 мая.
Год | Количество часов | Кол-во | |
в неделю | в год | ||
1 | 1 | 28 | 10-12 |
2 | 1 | 28 | 10-15 |
3 | 1 | 28 | 10-15 |
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Темы занятий | теория | практика |
1 | Тренинг: «трусишка зайка серенький» | 1 | |
2 | Тренинг: «петушок – золотой гребешок» | 1 | |
3 | Тренинг: «Мишка косолапый» | 1 | |
4 | Тренинг: «царство грибов» | 1 | |
5 | Тренинг: «Сказочные герои» | 1 | |
6 | Тренинг: «времена года» | 1 | |
7 | Трениг: «Первый снег» | 1 | |
8 | Тренинг: «ежиная семья» | 1 | |
9 | Викторина по сказкам Корнея Чуковского | 1 | |
10 | Викторина «Эти забавные животные» | 1 | |
11 | Групповая работа: «Готовимся к Новому году» | 1 | |
12 | Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?» | 1 | |
13 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
14 | Тренинг «Волшебные сказки» | 1 | |
15 | КВН по математике | 1 | |
16 | Тренинг «Дикие и домашние животные» | 1 | |
17 | Тренинг «путешествие самолётика» | 1 | |
18 | Игра «Крестики-Нолики» | 1 | |
19 | КВН по русскому языку | 1 | |
20 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
21 | Тренинг «посуда» | 1 | |
22 | Олимпиада по математике | 1 | |
23 | КВН по сказкам | 1 | |
24 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
25 | Тренинг «цветик-семицветик» | 1 | |
26 | Групповая игра «Своя игра» | 1 | |
27 | Тренинг «бабушкин огород» | 1 | |
28 | Игра «Кто хочет стать умником?» | 1 |
Содержание занятий
1 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 16 | - | 16 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 5 | 5 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 3 | 3 |
ИТОГО: | 16 | 12 | 28 |
Тренинг: «трусишка зайка серенький»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, диафильм «Заюшкина избушка»
Тренинг: «петушок – золотой гребешок»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, диафильм «Петушок и бобовое зёрнышко»
Тренинг: «Мишка косолапый»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, виды медведей, сказочные герои-медведи
Тренинг: «царство грибов»: повторение изученного материала, кроссворд, раскраска
Тренинг: «Сказочные герои»: найти лишнее, скороговорки, стихотворение, ребус, загадки про сказочных героев, мультфильм
Тренинг: «времена года» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, нахождение лишнего. Слушанье сказки «12 месяцев»
Трениг: «Первый снег» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, родственные слова.
Тренинг: «ежиная семья» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, лепка ёжика, инсценировка сказки «Теремок»
Викторина по сказкам Корнея Чуковского
Викторина «Эти забавные животные»
Групповая работа: собирание пазлов, новогодние стихи. Изготовление ёлочки из «ладошек»
Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»
Олимпиада по окружающему миру
Тренинг «Волшебные сказки»: знакомство с волшебными предметами, ребусы, узнай сказку по иллюстрации. Диафильм «Морозко»
КВН по математике
Тренинг «Дикие и домашние животные»: антонимы, загадки, классификация по группам. Пазлы: силуэты животных. Чей хвост? С.Маршак «Усатый полосатый»
Тренинг «путешествие самолётика»: работа с пазлами на тему транспорт. Оригами: самолётик и кораблик. Сочинение сказки о самолётике: путешествие по городам
Игра «Крестики-Нолики»
КВН по русскому языку
Олимпиада по русскому языку
Тренинг «посуда»: загадки, ребусы. Раскрашивание (хохломская роспись). Диафильм «Федорино горе»
Олимпиада по математике
КВН по сказкам
Олимпиада по литературному чтению
Тренинг «цветик-семицветик», составление пазлов из открыток, загадки, стихи, раскрашивание. Диафильм «Цветик-семицветик»,
Групповая игра «Своя игра»
Тренинг «бабушкин огород»: загадки, ребусы, пазлы, раскраски. Диафильм «Чипполино»
Игра «Кто хочет стать умником?»
Ожидаемые результаты:
К концу 1 – го года обучения учащиеся:
- Приобретение школьниками социальных знаний: о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы;
- Приобретение интеллектуальных знаний
-Умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
Тематическое планирование
2 год обучения
№ | Темы занятий. | теория | практика |
1 | Тренинг: Загадки о животных | 1 | |
2 | Тренинг: Загадки о растениях | 1 | |
3 | Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена. | 1 | |
4 | Тренинг: Учись разгадывать ребусы | 1 | |
5 | Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок» | 1 | |
6 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
7 | Тренинг: детские кроссворды | 1 | |
8 | КВН по русскому языку | 1 | |
9 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон» | 1 | |
10 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
11 | Викторина по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм | 1 | |
12 | Игра «Поле Чудес» | 1 | |
13 | Тренинг: «хитрые» задачки | 1 | |
14 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
15 | Олимпиада по математике | 1 | |
16 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру» | 1 | |
17 | КВН по математике | 1 | |
18 | Игра «Крестики-Нолики» | 1 | |
19 | Тренинг: «хитрые» задачки | 1 | |
20 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
21 | Игра «Кто хочет стать умником?» | 1 | |
22 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
23 | Ира «Эти забавные животные» | 1 | |
24 | Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП» | 1 | |
25 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
26 | Игра «Своя игра» | 1 | |
27 | КВН «Экологические задачи» | 1 | |
28 | Игра «Самый Умный» | 1 |
Содержание занятий
2 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 12 | - | 12 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 6 | 6 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 6 | 6 |
ИТОГО: | 12 | 16 | 28 |
Тренинг: Загадки о животных, интересные факты о животных. Учись рисовать.
Тренинг: Загадки о растениях, интересные факты о растениях. Учись рисовать.
Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.
Тренинг: Учись разгадывать ребусы
Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок»
Олимпиада по русскому языку
Тренинг: детские кроссворды
КВН по русскому языку
Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»
Олимпиада по литературному чтению
Викторина по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм
Игра «Поле Чудес»
Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания
Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы
Олимпиада по математике
Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»
КВН по математике
Игра «Крестики-Нолики»
Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания, ребусы
Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы
Игра «Кто хочет стать умником?»
Олимпиада по природоведению
Игра «Эти забавные животные»
Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»
Игра «Что? Где? Когда?»
Игра «Своя игра»
КВН «Экологические задачи»
Ожидаемые результаты:
К концу 2 – го года обучения учащиеся:
Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирование
3 год обучения
№ | Темы занятий. | теория | практика |
1 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике | 1 | |
2 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике | 1 | |
3 | Олимпиада по математике | 1 | |
4 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому языку | 1 | |
5 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому языку | 1 | |
6 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
7 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок» | 1 | |
8 | КВН по русскому языку | 1 | |
9 | Викторина по сказкам | 1 | |
10 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон» | 1 | |
11 | Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания | 1 | |
12 | Тренинг: ребусы, головоломки, задания на логику | 1 | |
13 | Игра «Крестики-Нолики», | 1 | |
14 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по литературному чтению | 1 | |
15 | КВН по литературному чтению | 1 | |
16 | игра «Поле чудес» | 1 | |
17 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
18 | КВН «Экологические задачи» | 1 | |
19 | игра «Кто хочет стать умником» | 1 | |
20 | КВН по математике | 1 | |
21 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по природоведению | 1 | |
22 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
23 | КВН по природоведению | 1 | |
24 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
25 | Индивидуальная интеллектуальная игра «Своя игра» | 1 | |
26 | Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания | 1 | |
27 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
28 | Игра «Самый умный» | 1 |
Содержание занятий
3 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 12 | - | 12 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 6 | 6 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 6 | 6 |
ИТОГО: | 12 | 16 | 28 |
Ожидаемые результаты:
К концу 3 – го года обучения учащиеся:
Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• тексты предметных олимпиад
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации ко всем тренингам и конкурсам:
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий
|
| |
Список используемой литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....
статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....
статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....
статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
Статья актуальна в период внедрения ФГОС....
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Проекты занятий по речевому развитию младших школьников
Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребенка она служит средством общения. Представленные проекты занятий направлены на решение...