Проект на тему: "Интеллектуальное развитие младших школьников"
проект

Шматова Дарья Петровна

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Интеллектуальное развитие младших школьников»

                                                                                                   

Выполнил (а):

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 3,

г.Ленинск-Кузнецкий                                                                                                    

                                                                                                                                

Кемерово, 2018

Информационная карта проекта

Тема  

«Интеллектуальное развитие  младших школьников»

Составитель-разработчик

Шматова Д. П.

Участники проекта

Учителя, педагог-психолог, завуч, директор, логопед

Адресаты проекта

Учащиеся 1-4 класса 25 человек 10 девочек,15 мальчиков

Продолжительность реализации

Долгосрочный 2018г.-2022г.

Вид проекта

Учебно-воспитательный (4 года)

Аннотация

Формы реализации

Викторины, игры, праздники, всеобучи, круглый стол

Цель проекта

Создание благоприятных условий для подготовки детей к интеллектуальным конкурсам и предметным олимпиадам

Задачи проекта

  1. Изучить  проблему на основе анализа психолого-педагогической литературы
  2. Провести диагностику интеллектуальных способностей
  3. Подобрать  методики выявления одарённых детей

4.         Разработать программу по  развитию одарённых детей

5.        Составить критериально-оценочный  аппарат (индивидуальные задания)

6. Разработать форму презентации проекта к защите

7.Представить продукт (доклад, публикацию в научном журнале)

8. Составить прогноз-перспективу

Основная идея проекта

В современном мире важен интеллектуально-развитый современный школьник, тем самым современный педагог должен реализовывать, составлять,  применять разные формы и методы обучения.

Выступления на семинарах по данной теме будет эффективной помощью учителям в повышении качества образования.

Ожидаемые результаты

Если современный педагог будет разрабатывать и применять на практике разные методы и формы работы с одаренными детьми, тем самым повысится уровень качества образования одаренных детей.

Педагог будет реализовывать творческий  потенциал детей, участие в конкурсах и т.д., на которых дети занимают призовые места в олимпиадах, занятия в секциях, кружках, , положительная динамика развития учащихся

Стабильная заинтересованность педагогов в участии на семинарах, методических объединениях.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Прогноз - Перспективы

Возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение контингента участников, возможность развития содержания

 Пояснительная записка

     Новые  ФГОС поставили перед образованием  новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся  добывать  и  обрабатывать  информацию самостоятельно. Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий в современной общеобразовательной школе.

     Цели нашей  профессиональной деятельности: развитие целостной системы

универсальных знаний, умений, навыков и  опыта самостоятельной деятельности и

индивидуальной ответственности учащихся.

Проанализировав свою деятельность , мы столкнулись с проблемами, которые затрудняют достижение высоких результатов в  интеллектуальных конкурсах и олимпиадах:

неумение соблюдать прочитанные инструкции, выраженные в неспособности  детьми внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий и выполнять работу а в соответствии с заданиями;

несоответствие между  исследовательской, поисковой деятельностью учащихся и практическими заданиями, в ходе которых отрабатываются учебные навыки;

отсутствие переноса навыков из учебной в жизненную ситуации и знания из одной образовательной области в другую.  

Низкий уровень  развития логического мышления

Актуальность темы обусловлена комплексному формированию интеллектуального развития младших школьников во  внеурочной деятельности.  

   Проблема.

В современной школе отсутствует:

система развития и последующего сопровождения одарённых учеников в начальных классах

программа работы с одарёнными детьми

методическое обеспечение

проведение диагностики   выявления  одарённых детей

неготовность педагога работать с одарёнными обучающимися

Цель: Создание благоприятные условия для подготовки детей к интеллектуальным конкурсам и предметным олимпиадам

 Задачи:

1.Изучить  проблему на основе анализа психолого-педагогической литературы

2.Провести диагностику интеллектуальных способностей

3.Подобрать  методики выявления одарённых детей

4.         Разработать программу по  развитию одарённых детей

5.         Составить критериально-оценочный  аппарат (индивидуальные задания)

6. Разработать форму презентации проекта

7.Представить продукт (доклад, публикацию в научном журнале)

8. Составить прогноз-перспективу

I этап – диагностико-организационный ( 1 год ) Включает :

- Тестирование по методике А.И. Савенкову «Карта одарённости»; (Приложение 1)

 - Изучить состав учащихся для выявления типов одарённости детей;

 -  Создать базу  методического обеспечения;

 - Повысить психолого-педагогическую компетентность учителей.

II этап – эксперементальный (2 года).

Цель: апробировать программу работы с одарёнными детьми;

- Мониторинг творческих и интеллектуальных  способностей каждого ребёнка;

- Отработка педагогических технологий работы с одарёнными учениками;

- Методическая помощь в реализации программы, совершенствование мастерства учителей, обмен опытом;

- Отслеживание результатов, сравнительный анализ данных результатов и их коррекция;

-  Педагогическая, психологическая, валеологическая и социальная поддержка одарённых детей.

III этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).

Цель: проанализировать и обобщить результаты развития одарённых учеников;

Задачи:

- проанализировать мониторинг достижений каждого ребёнка;

- проанализировать деятельность учителей в работе с одарёнными детьми;

- Определить проблемы, возникшие при реализации программы, пути их решения, корректировать данную программу.

Поэтапный   план  реализации проекта

Первый этап сентябрь  (2018-2019 учебный год) - поисковый

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Изучить контингент учеников с целью выявления типов одарённости детей;

Провести тестирование по методике А.И. Савенкову «Карта одарённости»; (Приложение 1)
Организация методического обеспечения.  Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Диагностика

Учитель, завуч, психолог

1 год

Совместно с родителями ученика выявить область одарённости ребёнка.

Работа с родителями.

Учитель, родители

Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе. Создать базу по методическому обеспечению.

Создать базу по методическому обеспечению.

Учитель, завуч

Второй этап октябрь (2019-2021 учебный год) - организационно – практический

Апробация программы работы с одарёнными детьми; Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;

Выявление положительных и отрицательных моментов в программе

Учитель, родители

2 года

Провести мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

Учитель, психолог

отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;

Мастер-класс на методических объединениях

Учитель начальных классов

Организовать методическую помощь учителям и руководителям внеурочной деятельности.

методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;

Учитель, завуч, психолог, директор

Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

Создание и ведение индивидуальных результативных карт

Учитель, завуч, психолог

Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Организация психологических занятий с одарёнными детьми.

Учитель, психолог

Третий этап (2021-2022 учебный год) - рефлексивно – обобщающий

Проанализировать и обобщить результаты развития детей.

анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;

Учитель, завуч

1 год

Проанализировать и обобщить достижения каждого ребёнка.

анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

Учитель

Анализ и коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;

Учитель, завуч

Обобщить и определить проблемы, возникшие при реализации данной программы.

определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Учитель, завуч, психолог, логопед

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности        

Наличие  положительной самооценки, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, способность к рефлексии, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе.

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся в  олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Риски и методы их минимизации

Риски и методы их коррекции (педагог - психолог)

- Оснащение материально – технической базы школы

- Отсутствие материальной базы.        

- Отсутствие методической базы.        

- Отсутствие подготовленных педагогов.        

- Низкая мотивация учеников к получению дополнительных знаний.

- Стимуляция детей (грамоты, сертификаты, призы) -Создание банка  данных используемой в работе методической литературы.

Направления деятельности субъектов образовательного процесса

  1. Диагностическое:

- Создать банк методического обеспечения с целью выявления одарённых детей.

- Диагностировать по методике по А.И. Савенкова для одарённых детей.

- Сформировать базы данных одарённых детей.

- Создать и организовать  психологическое  сопровождение одарённых учащихся;

 2. Развивающее:

- Формирование образовательной среды с целью  развития одарённых детей.

- Организация различного рода внеклассных занятий с целью углубленного  изучения  предметов.

- Создание условий для активного участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях.

-Использование систем  информационно – коммуникационных технологий;

 3. Информационное:

-Привлечение внимания спонсоров, родителей, общественности   к проблемам одарённых учащихся (реклама, создание интернет-сайтов, выпуск стенгазет).

- Организация работы библиотеки в данном направлении;

  1. Координационное:

- Работа коллектива.

 - Обеспечение нормативно – правовой базы.

 - Формирование и работа предметных кружков.

 - Ресурсное обеспечение.

 - Контроль и последующий  анализ деятельности.

 - Формирование банка данных  одарённых детей;

 5. Кадровое:

- Плановое повышение квалификации педагогов (курсы, МО,  мастер-класс, создание разнонаправленных творческих групп).

- Мотивация педагогов (методическая и финансовая помощь педагогам).

Презентация проекта: Викторины, игры.

Продукт проекта:

Программа по внеурочной деятельности  «Умники и умницы», статья в научный журнал.

Приложение 1

Методика «Карта одарённости»
(по А.И. Савенкову)

Эта методика создана А. И. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 6 до 12 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция 
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов 
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль,
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и со взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов 
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов
одаренности (по горизонтали): интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная. 

Лист ответов (сумма по вертикали) 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
сумма - ?

№п/п...... Качество.......................... Отметка

1 Любознательность

2 Сверхчувствительность к проблемам

3 Способность к прогнозированию

4 Словарный запас

5 Способность к оценке

6 Изобретательность

7 Способность рассуждать и мыслить логически

8 Настойчивость

9 Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Полученный график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.


***
(Источник - Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 315 с.)

Приложение 2

Программа по внеурочной деятельности  «Умники и умницы»

Пояснительная записка

    Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

  1. Актуальность программы

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность существенно обогащает начальное  образование. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

    Назначение программы кружка «Умники и умницы» состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить познавательные и творческие  способности, расширить кругозор, проявить фантазию и смекалку. Достоинствами проведения занятий в виде кружковой  формы являются достаточный материал по типу интеллектуальных телевизионных программ, регулярность и целенаправленность. За основу взят материал из дополнительной литературы по разным предметам.

          Успешная реализация этих задач зависит от сформированных у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

          «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».

Творческая работа способна вызвать неподдельный интерес учащихся  к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к интеллектуальной деятельности других людей.                          

          Курс представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности.  

Программа  адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года, 1 час в неделю.                                

Цели:

  • Развитие интеллектуальных способностей у учащихся младших классов.

 Задачи программы: 
Обучающие

  •   Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и рисовать, раскрашивать, собирать пазлы.
  •  Применение знаний, полученных на уроках.

Развивающие: 

  •   Развитие внимания, памяти, логического и мышления, пространственного воображения.
  •   Развитие мелкой моторики рук.
  •  Развитие кругозора, творческих способностей и фантазии детей.
    Воспитательные:
  •  Воспитание интереса к участию в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  •   Расширение коммуникативных способностей детей.

Значение занятий «Умники и умницы» для развития ребенка

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • развивать и поддерживать в работе творческое начало.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых интеллектуальных знаний  как значимую сферу человеческой жизни;

· осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

  •      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  
  •  развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности;
  • развитие   самостоятельности   суждений,  творческой активности, независимости   и   нестандартности  мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·задавать вопросы;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 Программа разработана в соответствии с документами:

Федеральный Закон «Об образовании РФ».

Национальная доктрина образование.

Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.

«Всеобщая декларация прав человека».

Гражданский кодекс РФ.

«Основы законодательства РФ о культуре»

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Умники и умницы» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.
Занятия проводятся один  раз в неделю с 1 октября  по 25 мая.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

28

10-12

2

1

28

10-15

3

1

28

10-15

Тематическое планирование

1 год обучения

Темы  занятий

теория

практика

1

Тренинг: «трусишка зайка серенький»

1

2

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»

1

3

Тренинг: «Мишка косолапый»

1

4

Тренинг: «царство грибов»

1

5

Тренинг: «Сказочные герои»

1

6

Тренинг: «времена года»

1

7

Трениг: «Первый снег»

1

8

Тренинг: «ежиная семья»

1

9

Викторина  по сказкам Корнея Чуковского

1

10

Викторина «Эти забавные животные»

1

11

Групповая работа: «Готовимся к Новому году»

1

12

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

1

13

Олимпиада по природоведению

1

14

Тренинг «Волшебные сказки»

1

15

КВН по математике

1

16

Тренинг «Дикие и домашние животные»

1

17

Тренинг «путешествие самолётика»

1

18

Игра «Крестики-Нолики»

1

19

КВН по русскому  языку

1

20

Олимпиада по русскому языку

1

21

Тренинг «посуда»

1

22

Олимпиада по математике

1

23

КВН по сказкам

1

24

Олимпиада по литературному чтению

1

25

Тренинг «цветик-семицветик»

1

26

Групповая игра «Своя игра»

1

27

Тренинг «бабушкин огород»

1

28

Игра «Кто хочет стать умником?»

1

Содержание занятий

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

16

-

16

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

5

5

4

Интеллектуальные групповые игры

-

3

3

ИТОГО:

16

12

28

Тренинг: «трусишка зайка серенький»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Заюшкина избушка»

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тренинг: «Мишка косолапый»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, виды медведей, сказочные герои-медведи

Тренинг: «царство грибов»: повторение изученного материала, кроссворд, раскраска

Тренинг: «Сказочные герои»: найти лишнее, скороговорки, стихотворение, ребус, загадки про сказочных героев, мультфильм

Тренинг: «времена года» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, нахождение лишнего. Слушанье сказки «12 месяцев»

Трениг: «Первый снег» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, родственные слова.

Тренинг: «ежиная семья» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, лепка ёжика, инсценировка сказки «Теремок»

Викторина  по сказкам Корнея Чуковского

Викторина «Эти забавные животные»

Групповая работа: собирание пазлов, новогодние стихи. Изготовление ёлочки из «ладошек»

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

Олимпиада по окружающему миру

Тренинг «Волшебные сказки»: знакомство с волшебными предметами, ребусы, узнай сказку по иллюстрации. Диафильм «Морозко»

КВН по математике

Тренинг «Дикие и домашние животные»: антонимы, загадки, классификация по группам. Пазлы: силуэты животных. Чей хвост? С.Маршак «Усатый полосатый»

Тренинг «путешествие самолётика»: работа с пазлами на тему транспорт. Оригами: самолётик и кораблик. Сочинение сказки о самолётике: путешествие по городам

Игра «Крестики-Нолики»

КВН по русскому  языку

Олимпиада по русскому языку

Тренинг «посуда»: загадки, ребусы. Раскрашивание (хохломская роспись). Диафильм «Федорино горе»

Олимпиада по математике

КВН по сказкам

Олимпиада по литературному чтению

Тренинг «цветик-семицветик», составление пазлов из открыток, загадки, стихи, раскрашивание. Диафильм «Цветик-семицветик»,

Групповая игра «Своя игра»

Тренинг «бабушкин огород»: загадки, ребусы, пазлы, раскраски. Диафильм «Чипполино»

Игра «Кто хочет стать умником?»

Ожидаемые результаты:

К концу 1 – го года обучения учащиеся:

- Приобретение школьниками социальных знаний: о правилах конструктивной групповой  и индивидуальной работы;

 - Приобретение интеллектуальных знаний

 -Умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Тематическое планирование

2 год обучения

Темы занятий.

теория

практика

1

Тренинг: Загадки о животных

1

2

Тренинг: Загадки о растениях

1

3

Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.

1

4

Тренинг: Учись разгадывать ребусы

1

5

Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский  Медвежонок»

1

6

Олимпиада по русскому языку

1

7

Тренинг: детские кроссворды

1

8

КВН по русскому языку

1

9

Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»

1

10

Олимпиада по литературному чтению

1

11

Викторина  по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм

1

12

Игра «Поле Чудес»

1

13

Тренинг: «хитрые» задачки

1

14

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

1

15

Олимпиада по математике

1

16

Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»

1

17

КВН по математике

1

18

Игра «Крестики-Нолики»

1

19

Тренинг: «хитрые» задачки

1

20

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

1

21

Игра «Кто хочет стать умником?»

1

22

Олимпиада  по природоведению

1

23

Ира «Эти забавные животные»

1

24

Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»

1

25

Игра «Что? Где? Когда?»

1

26

Игра «Своя игра»

1

27

КВН «Экологические задачи»

1

28

Игра «Самый Умный»

1

Содержание занятий

2 год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

12

-

12

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

6

6

4

Интеллектуальные групповые игры

-

6

6

ИТОГО:

12

16

28

Тренинг: Загадки о животных, интересные факты о животных. Учись рисовать.

Тренинг: Загадки о растениях, интересные факты о растениях. Учись рисовать.

Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.

Тренинг: Учись разгадывать ребусы

Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский  Медвежонок»

Олимпиада по русскому языку

Тренинг: детские кроссворды

КВН по русскому языку

Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»

Олимпиада по литературному чтению

Викторина  по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм

Игра «Поле Чудес»

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

Олимпиада по математике

Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»

КВН по математике

Игра «Крестики-Нолики»

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания, ребусы

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

Игра «Кто хочет стать умником?»

Олимпиада  по природоведению

Игра «Эти забавные животные»

Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра «Своя игра»

КВН «Экологические задачи»

Ожидаемые результаты:

К концу 2 – го года обучения учащиеся:

Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Анализировать       правила   игры. Действовать     в   соответствии   с   заданными  правилами.

Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

 Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Тематическое планирование

3 год обучения

Темы занятий.

теория

практика

1

Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике

1

2

Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике

1

3

Олимпиада по математике

1

4

Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому языку

1

5

Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому  языку

1

6

Олимпиада по русскому  языку

1

7

Тренинг: подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок»

1

8

КВН по русскому  языку

1

9

Викторина по сказкам

1

10

Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»

1

11

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания

1

12

Тренинг: ребусы, головоломки, задания на логику

1

13

Игра  «Крестики-Нолики»,

1

14

Тренинг: подготовка к олимпиаде по литературному чтению

1

15

КВН по литературному чтению

1

16

игра  «Поле чудес»

1

17

Олимпиада по литературному чтению

1

18

КВН «Экологические задачи»

1

19

игра  «Кто хочет стать умником»

1

20

КВН по математике

1

21

Тренинг: подготовка к олимпиаде по природоведению

1

22

Олимпиада по природоведению

1

23

КВН по природоведению

1

24

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

1

25

Индивидуальная интеллектуальная игра «Своя игра»

1

26

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания

1

27

Игра «Что? Где? Когда?»

1

28

 Игра  «Самый умный»

1

Содержание занятий

3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

12

-

12

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

6

6

4

Интеллектуальные групповые игры

-

6

6

ИТОГО:

12

16

28

Ожидаемые результаты:

К концу 3 – го года обучения учащиеся:

Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Анализировать       правила   игры. Действовать     в   соответствии   с   заданными  правилами.

Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

 Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
II. Материалы из опыта работы педагога: 
Дидактические материалы:
• тексты предметных олимпиад
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации ко всем тренингам и конкурсам:
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий

  • Учебные столы и стулья
  • Тетрадь в клетку
  • Шариковая ручка
  • Альбомные листы
  • Цветная бумага
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Ножницы
  • Клей ПВА

Список используемой литературы:

  •  «Занимательные задачи для маленьких» -М:Омега,1994 г.
  • Винокурова Н.К. «Подумаем вместе» сборник тестов, задач и упражнений. Москва РОСТ 1998
  • Сухин И.Г. «Занимательные материалы по логике, по математике, по развитию речи» ВАКО Москва 2004 г.
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Все предметы начальной школы в викторинах» Москва Астрель 2005 г.
  • Блинова И.В. «Занимательные сказочные материалы» Волгоград: Учитель 2006 г.
  • Махров В.Г. Махров, Махрова В.Н. «Математические задачи-сказки» 3-4 классы, Москва 2006
  • Пупышева  О.Н. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу окружающий мир» 1-4 классы, Москва ВАКО 2007 г.
  • Тихомирова Е.М. рабочие тетради по развитию речи «Загадки о растениях», «Загадки о животных», «Загадки о человеке и его помощниках» Москва, Экзамен 2010 г
  • Орг А.О., Белицкая Н.Г. «Олимпиады по русскому языку» 2-4 класс Издательство «Экзамен» Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Проекты занятий по речевому развитию младших школьников

Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребенка она служит средством общения. Представленные проекты занятий направлены на решение...