Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся «Азбука православия» 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Карпова Светлана Владимировна

Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на территории Российской Федерации. Планирование составлено на основе пособия для учащихся начальной школы С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой  «Азбука православия»  ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_pravoslaviya.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному развитию учащихся

«Азбука православия»

1 класс

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Карпова Светлана Владимировна

2018г.                  

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.                          С. Михалков

           Несмотря на то, что уровень нашей  жизни растёт, современное общество  

находится в  глубоком  духовном  кризисе. Поэтому  задача  духовного воспитания молодого  поколения  становится  важнейшим приоритетом не только образовательных учреждений, но и на государственном уровне. Наш педагогический коллектив и родительская общественность серьёзно обеспокоены проявлениями безнравственного поведения молодежи, неуважения к людям старшего поколения. Непросто воспитать ребенка в наше сложное время. Экономические кризисы, утрата традиционных ценностей, распространение вредных привычек. В то же время высокие требования к ребенку предъявляет современная система образования. Неслучайно родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. Но зачастую их усилия бывают напрасными и дети не оправдывают ожиданий родителей. Хотелось бы обратить внимание на такой важный компонент, как духовное развитие ребенка. Если не происходит духовного возрастания, то, как бы ни был ребенок умен и талантлив, все его таланты и способности могут обратиться при определенных обстоятельствах против него. Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, начиная с начальной школы. В соответствие с Программой развития на 2016-2019гг. ключевой задачей Междуреченской школы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников через включение в активную общественно значимую деятельность класса и школы, формирование новых жизненных установок. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию. А обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаю, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Пояснительная записка

      Программа составлена на основе примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на территории Российской Федерации. Планирование составлено на основе пособия для учащихся начальной школы С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой  «Азбука православия»  ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также взаимодействие с семьёй и учреждениями дополнительного образования. В соответствие с ФГОС целью внеурочной деятельности является  создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Программа курса предлагается учащимся начальных классов, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС, с письменного согласия родителей (законных представителей). Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с  нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру православия.

Цель: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся  на основе системы развивающих и познавательных занятий. Сохранение духовного здоровья школьников, через заложение основ православного мировосприятия.

Задачи:

  1. Формировать понятие о православной вере;
  2. Воспитать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру;
  3. Познакомить с особенностями культуры России, праздниками и духовными ценностями народа;
  4. Развивать нравственные чувства, давать представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

       Учебно-методический комплект «Азбука православия» включает в себя методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь и наглядные материалы.

Но данный комплект мною используется не полностью, некоторые темы изменены в соответствие с Программой духовно-нравственного и патриотического воспитания, которая реализуется на базе моего класса.

Социальным партнером в реализации Программы является Храм «Всех скорбящих Радость» в гп. Междуреченский и Воскресная школа при нём.

Предусматривает так же самостоятельную деятельность учащихся, как на занятиях, так и совместно с родителями при участии в православных праздниках.

В реализации программы участвуют учащиеся 1 класса, возраст которых от 7 до 9 лет. Занятия проходят  с 11.20ч. до 12.00ч. по 35-40 минут. Общая недельная нагрузка детей – 1 час. Общее количество часов в году – 33 часа. Занятия по программе личностно – ориентированные, реализуются в основном в форме диалога, при этом используются  эвристические и проблемные методы обучения.

                                       

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

Согласуются с традиционными источниками нравственности. Основные

формируемые ценности содержания образования – это:

Ценность мира как общего дома для всех жителей Земли;

Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать

человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу,  как проявление духовной зрелости человека,

выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное

отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к

источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются

язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и

взаимоподдержка.    

Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви,

сострадания и милосердия.

Ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в

рамках норм, правил, законов общества.

          Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания

определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном

выпускнике школы.  

Выпускник начальной школы — это человек:

- любознательный, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

  и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий

  высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

  окружающих.

Условия реализации программы

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы. В школе организованы воспитательные пространства: кабинет с интерактивной доской и мобильным классом, МФУ, холл, оформленный творческими работами учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и ХМАО, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов,  позволяющие учащимся осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни. Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.

Совместная деятельность с социальным партнёром

Важное значение имеет участие детей в церковных праздниках и посещение Храма. Более эффективным это будет при участии родителей. Но даже если ребенок один придёт в Храм или с учителем – у него возникнет много вопросов, на которые он постарается найти ответы. В этом наши помощники – это священнослужители, они терпеливо выслушают всё, что говорят дети, правильно всё объяснят и на многое обратят внимание. После таких познавательных бесед (из своего опыта) ученики, как правило, с удовольствием идут на следующую встречу, задают много вопросов, просят что-то попробовать. Очень важным считаю момент, когда дети в Храме ставят свечи за своих родных и близких, учатся «молиться» за здоровье родителей (о чём они никогда и не задумывались), узнают об истории икон и о жизни святых людей. В основном то, что изучается на занятиях – ребята закрепляют в Храме, связывают всё с реальной современной жизнью. Например, Георгий Победоносец, который изображён на гербе Москвы и России – это святой человек.

Посещение Храма «Всех скорбящих Радость» в п. Междуреченский запланировано 2-3 раза в учебный год. Кроме этого, посещаем и в православные праздники – Рождество, Крещение, Пасху. Совместно готовим и защищаем социальные проекты.

Передача веры «от сердца к сердцу» - это процесс очень сложный. Главной целью занятий должно стать привитие ребенку способности противостоять тому злу, с которым человек может столкнуться в жизни. Важно научить понимать детей духовные рассказы, познакомить их с чувствами, переживаниями, внутренним душевным состоянием человека; учить анализировать свои слова и поступки; учить жить по заповедям Божиим.

Совместная деятельность с родителями

В те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются, проводят время у телевизора. А так важны моменты духовного общения в семье! Всегда ли родители думают, какие ценности и нравственные представления сформированы у ребенка? Как часто бывает, что дети становятся нечувствительными к добру. Их душа постепенно опустошается. Поэтому в духовно-нравственном развитии и воспитании нельзя обойтись без родителей, которых нужно привлекать к активной деятельности в этом направлении. Только совместная работа может принести хорошие плоды. Ярким подтверждением всего выше сказанного является тот факт, что занятия, направленные на духовное развитие ребенка, стали востребованными сегодня в российском образовании.

Реализуя программу внеурочной деятельности «Азбука православия», спланирована работа с родителями:

  • Родительское собрание на тему «Знакомство с курсом «Азбука православия». (Беседа с настоятелем Храма - отцом Сергием. Оформление письменных согласий на посещение детьми занятий по православию)
  • Участие семьями в Рождественских праздниках.  
  • Родительское собрание «Основы православного мировосприятия». Рекомендации по домашнему православному чтению.
  • Посещение Воскресной школы – праздник Масленицы.
  • Подготовка к Празднику Пасхи и участие в пасхальных молебнах вместе с детьми (по желанию).
  • Опрос родителей (мониторинг) на эффективность совместных занятий и востребованность данного курса с точки зрения родителей.

 Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность).

Цели проведения такого мониторинга:

1. Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся

2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций  построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.

Для диагностики можно воспользоваться рекомендованными тестами.

Задачи

Форма диагностики

1 класс: Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.

  1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).
  2. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия».
  3. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Лусканова).
  4. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.
  5. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

Направления

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности

Воспитание  патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям.

-Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

•элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Первый уровень результатов:

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов:

Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом,   взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов:

Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор;  справедливость; милосердие; честь; достоинство; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; представление о  духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

•нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•уважительное отношение к традиционным религиям;

•неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

•уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия творческого отношения к труду.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие.

•Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

• Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

•первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы и вредных привычек на здоровье человека.

Воспитание ценностн. отношения к окружающей среде

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Ценностное отношение к природе;

•элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

•личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Красота; гармония; духовный мир человека;

эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

• Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

•мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Тематическое планирование по курсу «Азбука православия» в 1 классе

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Россия – наша Родина. Красота земного мира.

1

2

Наш край. Красота и богатство Кондинского района. Как мы можем это сберечь?

1

Урок в технологии проблемного обучения

3

Во что верит человек? Бог – творец мира.

1

4

Ангел. Откуда появилось зло?

1

5

Дни творения. Жизнь первых людей в Раю.

1

Открытое занятие для родителей

6

Грехопадение. Молитва.

1

7

Храм. Посещение Храма «Всех скорбящих Радость»    Как люди молятся и за кого?

1

Разговор с настоятелем Храма

8

Народные символы России – духовные символы.

1

Урок в технологии проблемного обучения

9

Заповеди Божьи – правила жизни людей.

1

10

Красота послушания (о послушании родителям)

1

Дома разговор с родителями

11

Георгий Победоносец  на гербе г. Москвы и России. Кто он? Чем прославился и стал святым?

1

12

Гимн, флаг и герб России и ХМАО. Толкование государственных  символов.

1

Оформляется выставка

13

Добродушие (душа, доброта, счастье)

1

14

Что такое любовь? Учимся любить (любовь, милосердие, злость)

1

15

Трудолюбие и лень.  Урок-исследование педагогических ситуаций.

1

Открытое занятие для родителей

16

Семейные традиции и святки.

1

17

Рождество Христово. Участие в рождественском утреннике  (КДК «Рондо»)

1

Посещение с родителями

18

Крещение Господне. Участие в освящении воды на реке «Конда»  (по желанию)

1

Посещение с родителями

19

Благовещение Пресвятой Богородицы. Кто такая Богородица?

1

20

Совесть – добрый помощник (о грехе воровства) Почему человека мучает совесть?

1

Мини-сочинение, устный рассказ

21

Щедрость и жадность. Урок-исследование педагогических ситуаций.

1

22

Какую дружбу считают настоящей? Что мешает дружить (гордость, зависть, ложь)?

1

Урок в технологии проблемного обучения

23

Мир души моей. Истинное богатство.

1

24

Таинства Церкви (Исповедь, Причастие, Венчание) Урок-исследование.

1

Оформление памятки

25

Скорый помощник (чудотворец Серафим Саровский, его жизнь и земной подвиг)

1

Оформление листовки

26

Скорый помощник (преподобный Сергий Радонежский, его жизнь и земной подвиг)

1

Оформление листовки

27

Пост и прощение. Крест – символ спасения.

1

28

Посещение Воскресной школы и Храма «Всех скорбящих Радость».   Пасха Христова.

Крашение яиц. Звон в колокола (по желанию).

1

Разговор с настоятелем Храма

29

Твоё святое имя. Зачем нужно делать добрые дела? Есть ли сейчас место подвигу?

1

Урок в технологии проблемного обучения

30

Защита Отечества – долг каждого гражданина России. Подвиги в мирное время.

1

31

Подвиги детей в годы войны. Кто такие пионеры-герои?

1

Мультимедийное приложение

32

Азбука веры. Итоговое занятие.

1

33

Викторина  «Что мы узнали?»

1

Список литературы

Для учителя:

  1. С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкая. Методическое пособие для учителей и родителей к рабочей тетради «Азбука православия» ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г.
  2. Электронное приложение к учебнику С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой «Азбука православия»
  3. А.В. Кураев «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Основы православной культуры. 4-5 классы: Методическое пособие /А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2013.
  4. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»

Для учащихся:

  1. С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкая. Учебное пособие  для учащихся «Азбука православия»  ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г.
  2. Альбом, цветные карандаши, фломастеры

учитель начальных классов  С.В.Карпова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс

Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандар...