Проектирование воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС
материал

Исенева Светлана Анатольевна

Проектирование  воспитательной системы класса  в  условиях введения  ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС. Исенева С.А. учитель начальных классов МКОУ Советской СОШ

Слайд 2

«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане страны...Они будут творить историю...Это будущие отцы и матери. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе…" А. С. Макаренко

Слайд 3

Воспитательная система «Непоседа» Н — надёжное, Е — единое, П — продвинутое, О — ответственное С — сообщество Е — единомыслящих Д — дружных А — активистов

Слайд 4

Этапы проектирования воспитательной системы «Непоседа» Диагностический этап Проектирование воспитательной системы «Непоседа» Итоги деятельности всех участников

Слайд 5

Основные проблемы класса Низкий уровень воспитанности Трудности в семейном воспитании Несформированность детского коллектива Основные направления работы «Семья» «Взаимодействие» «Здоровье»

Слайд 6

Формы сотрудничества. Групповые формы работы с родителями: родительские собрания тренинги лектории праздники Индивидуальные формы работы с родителями: Посещение на дому. Составление актов обследования семей. Беседы Консультации

Слайд 7

«Моя Галактика»

Слайд 8

Значение цвета Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекатьс я; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

Слайд 9

Приглашение психолога,социального работника

Слайд 11

Социальные, этические нормы жизни как регулятор поведения людей.

Слайд 13

День здоровья

Слайд 14

Быть здоровым хорошо – нездоровым плохо!

Слайд 15

Краткосрочные проекты

Слайд 16

Долговременные проекты



Предварительный просмотр:

Проектирование  воспитательной системы класса  в  условиях введения  ФГОС (слайд 1)

                                                                                   (слайд 2)  

                                                                               Воспитание детей - самая важная

область нашей жизни. Дети - это

будущие граждане страны...Они

будут творить историю...Это будущие

отцы и матери. Правильное воспитание -

это наша счастливая старость, плохое

воспитание - это наше будущее горе…"

                А. С. Макаренко

«Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека, общества, государства» – именно так сегодня расставлены приоритеты в системе образования. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный     руководитель, т. к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников воспитательного процесса для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение и внеурочную жизнь детей в школе и за ее пределами.

Чтобы процесс воспитания младшего школьника проходил успешно, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, в которой ему будет комфортно и уютно, как в семье. Ребенок должен чувствовать поддержку, понимать, что к нему прислушиваются, что он интересен окружающим его детям и взрослым.

Любая деятельность представляет систему взаимодействующих между собой элементов, если нет системы, то и нет результата. Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Она представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию каждой личности.

Любая деятельность делится на этапы, на каждом из которых ставятся свои микроцели, выбираются методы и средства, направленные на достижение общей цели.  Когда цели и деятельность служат получению результата, то это системно-деятельностный подход.

Я осуществляю  системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Сейчас я работаю с ребятами 4 класса. В 1 классе я  разработала для них  программу  воспитания детского  коллектива.
(слайд 3)

Наша воспитательная система называется «Непоседа».

Н — надёжное,

Е — единое,          

П — продвинутое,

О — ответственное

С — сообщество

Е — единомыслящих

Д   —  дружных            

А — активистов

         Ее назначение — создавать в классном сообществе теплую атмосферу, побуждающую к проявлению и развитию творческих способностей, самостоятельности, сплочению младших школьников.

В программе построения системы «Непоседа»  особое место отвела этапу проектирования, который является ее фундаментом, и от того, как ведется работа на этом этапе, зависит жизнедеятельность всей воспитательной системы класса.

За основу проектирования воспитательной системы  «Непоседа»  я взяла следующие этапы                    

(слайд 4)

           1. Диагностический этап

2. Проектирование воспитательной системы «Непоседа»  

           3. Итоги деятельности всех участников

          1. На диагностическом этапе  на основе бесед, психолого- педагогических наблюдений, анкетирования, тестирования

  • выявила уровнь воспитанности младших школьников и выявила детей, требующих особого индивидуального подхода (по методике Капустина);
  • изучила  интересы и увлечения  младших школьников, их взаимоотношения со сверстниками и родителями;
  • изучила интересы, запросы, ценности родителей, взаимоотношения в семье и выявила  воспитательные возможности  родителей;
  • выявила степень сформированности  детского коллектива;

Диагностический этап помог выявить основные проблемы   класса:

       (слайд 5)

  • Низкий уровень воспитанности
  • Трудности в семейном воспитании
  • Несформированность   детского коллектива

Определить цели, задачи и направления воспитательной системы класса;

2. Проектирование воспитательной системы «Непоседа»  

На этом этапе были выделены направления, виды деятельности и формы   воспитательной работы

Основные направления работы

  • «Семья»
  • «Взаимодействие»
  • «Здоровье»  

Первое направление «Семья».

Работу  в этом направлении  я начинала с диагностики семьи. На первых родительских собраниях родители заполнили анкету, на основе которой я составила социальный паспорт класса.

В соответствии с проблемами выявленными на диагностическом  этапе спланировала  работу в данном направлении  используя следующие формы сотрудничества: (слайд6)                                

.

  • Групповые формы работы с родителями:
  • родительские собрания
  • тренинги
  • лектории
  • праздники
  • Индивидуальные формы работы с родителями:
  • Посещение на дому.  Составление актов обследования семей.
  • Беседы
  • Консультации

 Сотрудничество  с родителями включало  следующие   основные направления:

  • Просвещение по вопросам психологии и педагогики (привлекались  специалисты  различных направлений:  мед.работники, психолог,  социальный педагог, логопед из МО КЦСОН «Купинского района»)
  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству (знакомлю с  традициями школы, Уставом школы, правилами поведения, с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, планом воспитательной работы).                      

Большое внимание уделяю участию самих родителей во внеклассных мероприятиях. Традиционным является  приглашение родителей на ежегодные школьные праздники: «Праздник осени», «День матери», «Новогодний бал», «День защитника Отечества», «8Марта- праздник мам!» и  др.

Самые активные родители   и те, чьи дети достигли положительных успехов в обучении и воспитании, обязательно  отмечаются классным руководителем и администрацией школы на общешкольных линейках, на традиционном  празднике «Честь школы». Им вручаются благодарственные письма  и грамоты за плодотворное сотрудничество.

Одну из форм работы с родителями я хочу вам сейчас показать. Приглашаю вас  побыть в роли родителей и поучаствовать в  психологическом тренинге

«МОЯ ГАЛАКТИКА:

особенности детско-родительских отношений в семье»

        Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

        Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

        Форма проведения: психологический тренинг

             План тренинга:

  1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
  2. Выполнение практического задания тренинга.
  3. Пояснительная часть.

                                         Ход проведения тренинга:

  1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

        Уважаемые родители!  Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

        Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

        

     2  Выполнение практического задания тренинга    

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

        В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

( слайд 7) 

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего ребёнка. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

        С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

(слайд 8)

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?        

        Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Второе направление «Взаимодействие».

Диагностика в этом направлении   определила следующие  цели: 

-  формирование у детей коммуникативной культуры,

-  создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Задача классного руководителя:

-войти в сферу детей, понять положение каждого в ней, помочь детям корректировать свои отношения.

Программу для своего классного коллектива  я  составила на основе Программы «Младшеклассник» Щурковой Надежды Егоровны. Включила в неё следующие мероприятия:

(слайд 9)

  • тренинги по общению (приглашение  психолога, социального педагога  из центра социального обслуживания  г. Купина  для занятий с ребятами);

(слайд 10)

  • практикумы, беседы (Социальные, этические нормы жизни как регулятор поведения людей. )
  • коллективные творческие дела

Третье направление «Здоровье»

В этом направлении особенное значение уделяю профилактике  заболеваний школьников.

Организовываю спортивно - оздоровительные мероприятия: конкурсы, праздники, беседы.

Традиционным стало проведение в нашей школе дней здоровья, в которых наш класс принимает активное участие. Ежегодно  проходят антинаркотические акции «Я выбираю спорт!»,  «Спорт против наркотиков».                                                                                                            

          Все ребята нашего класса с удовольствием посещают объединение дополнительного образования спортивно –  оздоровительной  направленности «Старт».

Мы активно участвуем в спортивных общешкольных и районных мероприятиях.

                                                                                                                                                   

Определение подходов к реализации воспитательной системы класса.

Приоритетной в воспитательной системе  «Непоседа»  является проектная деятельность, которая способствует комплексному взаимодействию нескольких  направлений.

В рамках работы над одним проектом решаются задачи разных направлений. Сутью проектной деятельности является включение младших школьников в преобразовательный процесс — от разработки идеи до ее реализации.

В процессе проектной деятельности формируется творческий союз: дети — родители — педагоги. Все участники команды не только инициируют добрые и полезные дела, они становятся партнерами, помощниками, консультантами, экспертами.                                                                                                      Совместно  определяют темы проектов.                                                                                                             Определяют сроки  работы над проектами; они могут быть краткосрочными и долговременными.

                                                                                                                                          Участниками воспитательной системы «Непоседа» были разработаны и реализованы проекты: «Быть здоровым хорошо - нездоровым  плохо»,  «О необходимости соблюдения гигиены», «Как правильно одеваться, чтобы не заболеть», «О вредных привычках», «Режим дня в жизни школьников», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» , « Моя родословная», «Да здравствует вежливость и доброта» , « Родная семья», « Все профессии важны» , «Рыжий лесной муравей», «Красная книга», «Вторая жизнь  обычной коробки», «Вырастим ёжика из овса» и др.

 Мы принимали участие  в областном фестивале «Салют Победы» с  коллективным проектом «Победа» и стали  дипломантами фестиваля в номинации «Декоративно- прикладное творчество». (слайд17)

            Проект «Крестьянский дворик» стал победителем районного этапа Областного тура  Всероссийского детского  экологического форума «Зелёная планета» в номинации «Многообразие вековых традиций»

Сейчас  мы работаем над  проектом «Откуда хлеб на стол пришёл?»

(Презентация)

Этот проект ещё не завершён. Но дети с удовольствием работают над ним,  проявляя большую активность.

Определение системы управления и самоуправления.

Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы «Непоседа». Основа его организации — разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может выбрать и выполнить какую- либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».

3. Итоги деятельности всех участников

Подводя итоги своей деятельности, мы учитываем разные позиции, а именно:    (слайд

• повышение уровня воспитанности младших школьников;

              повышение уровня сформированности детского коллектива;

• повышение уровня самостоятельности (дети выступают с интересными предложениями о дальнейшей работе над проектами, создают «копилку» тем проектов, над которыми им хотелось бы поработать, серьезнее относятся к поручениям и обязанностям в классе, совместно решают проблемы, охотнее оказывают помощь друг другу и взрослым);

• повышение уровня познавательной и творческой активности (возросло  количество участников  конкурсов «Кенгуру» , «Русский медвежонок», «ЧИП» , «Золотое руно» , «Кит» , Конкурс Детских сказок);

•сформированность ключевых компетентностей (расширяются представления об окружающем мире, дети овладевают определенным набором навыков, необходимых для жизни в современном обществе);

• поиск новых идей для улучшения жизни класса.

Итоги работы  отражаются в “Фотолетописи ”, которую мы ведём с первого класса.

Результативность проектирования деятельности в воспитательной работе подтвердила целесообразность использования системно - деятельностного  подхода в воспитании учащихся. В связи с тем, что  классный коллектив начинает обучение в 5 классе в условиях  введения ФГОС перед педагогами ставятся задачи формирования универсальных действий, позволяющих решение любых задач, связанных с жизнью. Формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в воспитании.

В заключение хочу пожелать всем классным руководителям творчества и успехов в воспитании подрастающего поколения и привести слова автора теории воспитательных систем В.А. Караковского: «Совершенствование воспитания - процесс, не имеющий конца… Важно, чтобы совершенствование воспитания шло не во имя самого процесса, а во имя человека, ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...