Исследовательская работа ученицы 1 класса.Устаревшие слова
творческая работа учащихся (1 класс)

Полозова Ирина Валентиновна

Ученик, который желает учиться и развиваться, всегда стремится узнать что-то новое и полезное для себя. Особенно важным считается словарный запас, как показатель эрудированности, он всегда сможет помочь в любой ситуации. Сегодня я расскажу вам об устаревших словах в русском языке – архаизмах и историзмах. Актуальность моей работы заключается в том, что в современном мире устаревшие слова не используются или заменены другими словами. На уроках в школе и дома при внеклассном чтении я столкнулась с проблемой. При прочтении, сказок А. С. Пушкина я встречала устаревшие слова, но не знала их значение.  Для того, чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор,  обязательно нужно быть в курсе  значения этих слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhadaeva_a._gbou_gimnaziya_no1_issledovatelskaya_rabota.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБОУ гимназия №1 им. Н.И. Ферапонтова

День науки

Исследовательская работа

Устаревшие слова в русском языке

Автор:

 Жадаева Александра Максимовна,

Обучающаяся 1 «В» класса

ГБОУ гимназии №1

г.о. Новокуйбышевск

Научный руководитель:

Полозова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №1

г.о. Новокуйбышевск

Новокуйбышевск 2019г.


Оглавление

   Введение

3

  1. Архаизмы и историзмы

4

  1. Анализ сказок А.С. Пушкина

4

  1. Опрос

6

  1. Заключение

6

Список используемой литературы

7

Приложение

8

        

ВВЕДЕНИЕ

Ученик, который желает учиться и развиваться, всегда стремится узнать что-то новое и полезное для себя. Особенно важным считается словарный запас, как показатель эрудированности, он всегда сможет помочь в любой ситуации. Сегодня я расскажу вам об устаревших словах в русском языке – архаизмах и историзмах. Актуальность моей работы заключается в том, что в современном мире устаревшие слова не используются или заменены другими словами. На уроках в школе и дома при внеклассном чтении я столкнулась с проблемой. При прочтении, сказок А. С. Пушкина я встречала устаревшие слова, но не знала их значение.  Для того, чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор,  обязательно нужно быть в курсе  значения этих слов.

 Цель:  Изучить значение устаревших слов (архаизмы, историзмы)

Задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной теме.
  2. Изучить значение устаревших слов.
  3. Провести опрос моих сверстников.
  4. Посетить библиотеки по теме моего исследования.

Гипотеза:  предположим, что современное поколение моих сверстников не знают о существовании устаревших слов

Объект исследования: устаревшие слова (архаизмы, историзмы)

Предмет исследования: изучение устаревших слов (архаизмы, историзмы)

Метод исследования: изучение и обобщение литературных источников, теоретический анализ изученных материалов, проведение опроса.

  1. Архаизм и историзм

Архаизм и историзм  — это устаревшие слова русского языка.

Архаизм и историзм относятся к пассивной лексике. (Пассивная лексика — слова, покидающие нас и забытые. Активная лексика – словарный запас, используемый в повседневной жизни. )

Архаизм - это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми словами.

Историзм - это слова, которые были известны лишь нашим предкам и вышли из употребления.

Архаизм, в отличие от историзмов, в современном языке имеют синонимы.[1]

        По плану моей работы я посетила читальный зал городской  библиотеки им. Пушкина г. Новокуйбышевска, изучила книги представленные на слайде.

Словарей устаревших слов в их фондах не оказалось.

        Но я не остановилась в своем исследовании и посетила Самарскую областную универсальную научную библиотеку. В электронных каталогах я нашла нужные словари по теме моего исследования. Заказала нужные мне книги и в читальном зале областной библиотеки я изучила представленную на слайде литературу.

  1. Анализ сказок А.С. Пушкина

        Обьектом моего исследования  стали устаревшие слова из прочитанных мною сказок А.С. Пушкина  «Сказка о золотом Петушке»[2]  и «Сказка о рыбаке и рыбке»[3].

        В детской библиотеке я взяла сказки А.С. Пушкина и нашла в них устаревшие слова. С помощью словарей устаревших слов изучила значения и разделила их на архаизмы и историзмы:

Сказка о рыбаке и рыбке

Архаизмы[4]

Историзмы[5]

старче

старик

светелка

небольшая светлая комната в верхней части дома

вздурилась

обезумела

столбовая дворянка

дворянский род

осердилася

разозлилась

душегрейка

верхняя теплая одежда, обычно без рукавов

заморские вины

находящиеся   за границей государства или привезенные оттуда

кичка

старинный русский праздничный головной убор замужней женщины

в-зашеи затолкали

грубо вытолкнули

в Окияне море

Океане

Сказка о золотом петушке

Архаизмы

Историзмы[6]

инда

даже

сила бранная

немирная сила

сила войны, битва

иль

или

латы

металлические доспехи, броня

вОйска Идут день и ночь

Идут с моря

несовременные ударения

рать

войско

осьмой

нет буквы «В»

воеводы

военачальник

 без шеломов

без шлемов

колесница

большая двухколесная повозка с конем

яство

угощенье

  1. Опрос

        Выполняя поставленную  задачу я провела  опрос среди учеников моей гимназии.

        Опрос проводила в два этапа:

  • среди начальной школы (выборочно 2-4 классы)
  • среди старшеклассников (выборочно 8,9,11 классы)

 На текущий момент в опросе приняли участие около 100 учеников. Вопросы и результаты опроса представлены  на слайде.

Вопросы:

  1. Известно ли Вам, что такое архаизм?
  2. Известно ли Вам, что такое историзм?

Опрос показал, что большинство опрошенных в начальной школе не знают информации об устаревших словах, в опросе старшеклассников  большинство знают, но есть кто не знает ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение моей работы я делаю следующие выводы,  что ученики начальных классов мало знают о значении устаревших слов, что подтверждает актуальность моей работы.

         При общении современное поколение в основном используют Mesenger с новым сленгом.

Становится понятно, что из поколения в поколение теряются ценности устаревших слов и русский язык обновляется, но свою историю мы должны и обязаны помнить.

Гипотеза подтвердилась!

Цель исследования достигнута.

Поставленные задачи выполнены.

        Список используемой литературы        

  1. Мокиенко В.М. Словарь крылатых выражений Пушкина.-СПБ.: издательство СПБГУ. Фолио-Пресс, 1999.-752с.
  2. Пушкин А.С. «Сказка о золотом Петушке», ТОО РИО Издательство «Самовар», 1996г., с.3-32
  3. Пушкин А.С. « Сказка о рыбаке и рыбке», ТОО Издательство «Наташа», 1996г., с.31
  4. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.М.:Просвещение.Учебное пособие, 1996.-608с.
  5. Смирнов И. Словарь архаизмов.- М.:Терра-Книжный клуб, 2001.-424с.
  6. Ткаченко Н.Г. Словарь устаревших слов.-М.:Рольф, 1997.-272с.
  7. Учим.guru//Разбираемся в словах русского языка..[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://uchim.guru/russkij-yazyk/chem-arhaizmy-otlichayutsya-ot-istorizmov.html (дата обращения 10.03.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ


[1]Учим.guru//Разбираемся в словах русского языка..[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://uchim.guru/russkij-yazyk/chem-arhaizmy-otlichayutsya-ot-istorizmov.html (дата обращения 10.03.2019).

[2] А.С. Пушкин «Сказка о золотом Петушке», ТОО РИО Издательство «Самовар», 1996г., с.3-32

[3]  А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке», ТОО Издательство «Наташа», 1996г., с.31

[4] Смирнов И. Словарь архаизмов.- М.:Терра-Книжный клуб, 2001.-424с.

[5] Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.М.:Просвещение.Учебное пособие, 1996.-608с.

[6] Ткаченко Н.Г. Словарь устаревших слов.-М.:Рольф, 1997.-272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."

Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...

Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса. Обрядовая кукла.

Исследовательская работа по теме "Обрядовая кукла"...

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом.

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом....

Исследовательская работа ученицы 4 класса Аристовой Галины.

Эту исследовательскую работу готовила ученица 4 класса Аристова Галина. Девочка самостоятельно проводила опыты, наблюдения, сама фиксировала данные....

Сложные слова в названиях городов Челябинской области Исследовательская работа ученицы 3 В класса Екимовой Татьяны Руководитель Комиссарова Елена Александровна

Многие названия  городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.В названии любого города мира ...