Современные воспитательные технологии и их применение в работе воспитателя ГПД
учебно-методический материал

Казакова Елена Викторовна

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Воспитатель  группы продленного дня прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Одинцовская начальная общеобразовательная школа № 2

Доклад  на тему:

«Современные воспитательные технологии,

их применение в работе воспитателя группы продленного дня»

Подготовила: Казакова Е.В., - воспитатель  ГПД МБОУ МБОУ Одинцовской нош №2

Одинцово 2019 г.

Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя группы продленного дня.

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Воспитатель  группы продленного дня прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.

Современные воспитательные технологии:

  1. технология КТД И. П. Иванова;
  2. технология здоровьесберегающая;
  3. технология создания ситуации успеха;
  4. технология индивидуального воспитания;
  5. ситуативные технологии;
  6. ИКТ-технологии;
  7. АРТ-технология;
  8. шоу-технологии;
  9. технология учебной деловой игры.

Рассмотрим отдельные современные воспитательные технологии:   

1.Технология КТД  (коллективные творческие дела) Игорь Петрович Иванов

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

        В технологии  различают шесть этапов:- совместное решение о проведении дела, - коллективное планирование, - коллективная подготовка, - проведение дела, - коллективный анализ, - решение о последействии.

Два  типа КТД: классическое и личностно-ориентированное.

Отличия:

Этап

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

1. коллективное целеполагание

Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива

Дело как потенциал личностного развития и роста

2. коллективное планирование

 

Акцент на групповой работе, групповом вкладе

Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений

3. коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность

4. проведение дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений

5. коллективный анализ

6. Решение о последействии

Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?»

Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД  (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД  (пример: «Поле-чудес»)

Художественные КТД (пример: изготовление поделок, оформление газет , «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада», организация игр на прогулке, эстафеты)

Экологические КТД (пример: экскурсии в эколого-биологический центр)

2. Здоровьесберегающие технологии

Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на  сохранение здоровья обучающихся;

- создание благоприятного психологического климата на уроке;

- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

3.Технология  создания ситуации успеха

Создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха

        Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время классного часа и группы продленного дня, внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

        Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Примеры создания ситуации успеха

Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют.

Рисунок:

Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка (эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного…»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), - авансирование («У тебя все получится…»), - персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), - усиление мотива («Нам это так нужно для…»), - педагогическое внушение («Приступай же!»), - высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).

 «Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)

4. Технология индивидуального воспитания

Технология индивидуализированного воспитания

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

1)      воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

2)      ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

3)      ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)

5. Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (классный руководитель, воспитатель ГПД) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения –

форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

6.ИКТ - технологии

        С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в воспитательной работе

  • Поиск и сбор информации;
  • Диагностика (психологическое тестирование, экспресс -диагностики);
  • Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
  • Информация для классных часов;
  • Виртуальный музей;
  • Игры, конкурсы, викторины;

        Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

7.Арт-технология

 Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

8.Шоу -технологии.

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

-В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

-Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на  использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

9.Технология деловой игры

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
  
Задачи игр:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы педагога;
· развивать проективные умения у обучающихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.
 

 Любая деловая игра включает следующие этапы:
I ориентировочный

На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.
II исполнительный

Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.
III итогово-оценочный

Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения.

Примеры: деловая игра «Семейный бюджет», деловая игра  «Путешествие в мир профессий»

Вывод:

В заключении следует отметить, что школа для очень многих детей  становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.        

ЛИТЕРАТУРА.

1.Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html

 2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000

 3. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html

 4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные воспитательные технологии

Доклад подготовлен для выступления на семинаре....

Выступление на МО: "Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя"

Современные образовательные технологии  и их применение в работе классного руководителя...

Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."

Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...

Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС.

           Применение в работе воспитателя ГПД   здоровьесберегающие технологии в условиях      обучения по ФГОС....

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"

В статье говорится об использовании  современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах...