«Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
методическая разработка

Хроменкова Марина Павловна
План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniya_marina.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотая рыбка»

План по самообразованию

воспитателя средней группы № 1 «Гномы»

на 2018 -2019 г.г.

ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник

изобразительной деятельности»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Хроменкова Марина Павловна

с. Печерск 2018г.

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Направление: художественно-эстетическое развитие

Группа: средняя (4 -5лет)

Воспитатель: Хроменкова Марина Павловна

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Окончание работы: май 2019 г.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском садуРисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

          • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать целостную картину мира;
  4. Расширять кругозор детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  1. У детей повысится уровень художественных способностей;
  2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
  3. Освоят технику нетрадиционного рисования.

Литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

3. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.

4. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.

5. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

6. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина – СПб: "КАРО” 2010г.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с


Перспективное планирование по теме самообразования

на 2018 – 2019 уч. год.

Средняя группа.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. 

2.

«Компот из ягод»

Рисование пальцами

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

3.

«Грибы на опушке»

Рисование крупами

Помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объема) Развивать творческое воображение.

выразительности.

Гуашь, жесткая кисть для клея, поролон, лист бумаги с нарисованным контуром грибов, крупы.

Работа с родителями

Консультация «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Привлечь родителей к сбору нетрадиционных материалов для рисования.

Работа с педагогами

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Крошки - осьминожки»

Рисование ладошками

Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.

2.

«Осенний дождь»

Рисование восковыми мелками и акварелью

Учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом. Упражнять в рисовании различными материалами (восковыми мелками, акварельными красками)

Восковые мелки, акварель, листы формата А4, стаканчики, иллюстрации изображающие осенний дождь.

И.А.Шаляпина стр.5

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»

Работа с педагогами

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Волшебный лес»

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья -штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

2.

«Ветка рябины»

Рисование пальчиками и печать листьями

Продолжать знакомить с техникой печатания листьев, изображать гроздь рябины. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Бумага, гуашь, листья рябины.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Чудо – узор на стекле»

Рисование веревочкой

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Добиться четкого и аккуратного изображения. развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

Лист бумаги с нарисованными узорами, веревочка, клей ПВА,

2.

«Укрась рукавицу»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Работа с педагогами

Январь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселый снеговик»

оттиск печатками из моркови и рисование ватными палочками.

Упражнять в комбинировании двух различных техник нетрадиционного рисования: оттиск печатками из моркови и рисование ватными палочками.

цветная бумага темного цвета, белая гуашь, печатки из моркови разного размера в диаметре, ватные палочки, поролон или штемпельная подушка.

2.

«Зимний лес»

Оттиск поролоном (тампонирование)

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции.

Краски, губки, бумага, трафареты.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Работа с педагогами

Пригласить коллег на итоговую выставку «Зима прошла»

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Подарок для папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета.

2.

«Грачи прилетели»

Печать штампами

Развивать чувство композиции. Упражнять в изображении силуэтов птиц с помощью фигурных печаток (губок).

Лист бумаги А4, лоток из пенопласта, губки в форме квадрата, круга, треугольника, краски

А.В. Никитина стр. 79

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»

Работа с педагогами

Март

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.

Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный, печатки розочки.

2.

«Весенние цветы»

Разные

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки, печатки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Ежики на опушке»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи.

2.

«Кошечка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей. Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми средней группы методом тычка»

Работа с педагогами

Подготовить и провести мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное рисование в детском саду».

Май

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Одуванчики»

Рисование ватными палочками

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции.

Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки.

2.

«Веточка сирени»

Рисование мыльными пузырями

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Обмен опытом. Презентация из опыта работы по теме самообразования.

Хроменкова М. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей  обучающихся посредством  использования  новых  информационных технологий»

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является  процесс обучения и развития творческих способностей,  обучающихся на занятиях по информатике .Предме...

Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

Развитие творческих способностей учащихся, посредством изготовления индивидуальных и коллективных работ в технике папье-маше.

Когда-то попавшаяся на глаза книга по обучению технике папье-маше, разнообразила занятия в творческой мастерской по бумагопластике. Оказалось, что занятия в этой технике настолько увлекательны, что сп...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...