«Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniya_marina.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка»
План по самообразованию
воспитателя средней группы № 1 «Гномы»
на 2018 -2019 г.г.
ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник
изобразительной деятельности»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Хроменкова Марина Павловна
с. Печерск 2018г.
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Направление: художественно-эстетическое развитие
Группа: средняя (4 -5лет)
Воспитатель: Хроменкова Марина Павловна
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.
Окончание работы: май 2019 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Актуальность. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
3. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
4. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
5. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
Т.А. Цквитария.
6. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина – СПб: "КАРО” 2010г.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2018 – 2019 уч. год.
Средняя группа.
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | |||
2. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
3. | «Грибы на опушке» | Рисование крупами | Помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объема) Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь, жесткая кисть для клея, поролон, лист бумаги с нарисованным контуром грибов, крупы. |
Работа с родителями | Консультация «Нетрадиционная техника рисования в средней группе» Привлечь родителей к сбору нетрадиционных материалов для рисования. | |||
Работа с педагогами |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Крошки - осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Осенний дождь» | Рисование восковыми мелками и акварелью | Учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом. Упражнять в рисовании различными материалами (восковыми мелками, акварельными красками) | Восковые мелки, акварель, листы формата А4, стаканчики, иллюстрации изображающие осенний дождь. И.А.Шаляпина стр.5 |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» | |||
Работа с педагогами |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья -штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Ветка рябины» | Рисование пальчиками и печать листьями | Продолжать знакомить с техникой печатания листьев, изображать гроздь рябины. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | Бумага, гуашь, листья рябины. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | |
1. | «Чудо – узор на стекле» | Рисование веревочкой | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Добиться четкого и аккуратного изображения. развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику. | Лист бумаги с нарисованными узорами, веревочка, клей ПВА, | |
2. | «Укрась рукавицу» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. | |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» | ||||
Работа с педагогами |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселый снеговик» | оттиск печатками из моркови и рисование ватными палочками. | Упражнять в комбинировании двух различных техник нетрадиционного рисования: оттиск печатками из моркови и рисование ватными палочками. | цветная бумага темного цвета, белая гуашь, печатки из моркови разного размера в диаметре, ватные палочки, поролон или штемпельная подушка. |
2. | «Зимний лес» | Оттиск поролоном (тампонирование) | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Краски, губки, бумага, трафареты. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей» | |||
Работа с педагогами | Пригласить коллег на итоговую выставку «Зима прошла» |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Грачи прилетели» | Печать штампами | Развивать чувство композиции. Упражнять в изображении силуэтов птиц с помощью фигурных печаток (губок). | Лист бумаги А4, лоток из пенопласта, губки в форме квадрата, круга, треугольника, краски А.В. Никитина стр. 79 |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» | |||
Работа с педагогами |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный, печатки розочки. |
2. | «Весенние цветы» | Разные | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки, печатки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Ежики на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. | «Кошечка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми средней группы методом тычка» | |||
Работа с педагогами | - Подготовить и провести мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное рисование в детском саду». |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
2. | «Веточка сирени» | Рисование мыльными пузырями | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | Обмен опытом. Презентация из опыта работы по теме самообразования. |
Хроменкова М. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования новых информационных технологий»
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Объектом проекта является процесс обучения и развития творческих способностей, обучающихся на занятиях по информатике .Предме...
Документ-камера – средство развития творческих способностей учащихся. Опыт использования документ-камеры при осуществлении творческого проекта «Наш мультфильм» учащимися 2-д класса МБОУ Гимназии № 17 г. Королёва МО (учитель – Волкова О.А.).
Материал был создан в рамках участия во всероссийском конкурсе "Лучший опыт применения документ-камеры на уроках в школе"....
«Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников»
обобщение опыта...
Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей...
«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...
Развитие творческих способностей учащихся, посредством изготовления индивидуальных и коллективных работ в технике папье-маше.
Когда-то попавшаяся на глаза книга по обучению технике папье-маше, разнообразила занятия в творческой мастерской по бумагопластике. Оказалось, что занятия в этой технике настолько увлекательны, что сп...
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...