Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку стать внимательным»
консультация (3 класс)

Теблоева Мадина Борисовна

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

  • выяснить причины неадекватного поведения;
  • проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_stat_vnimatelnym.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Как помочь ребенку стать внимательным»

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

  • выяснить причины неадекватного поведения;
  • проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так!»

“Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.

                Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

              Наблюдая за детьми во время уроков, я заметила, что у многих ребят класса не развита произвольность внимания, что вызывает трудности в обучении. Потому затронутая сегодня тема очень актуальна.

              Задача сегодняшнего собрания – дать конкретные советы по развитию внимания, в том числе произвольного, понять причины возникновения проблем у некоторых детей в процессе обучения.

 Скажите, пожалуйста, сколько времени в день вы уделяете своему ребёнку?

Спасибо.

Учитель: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это…

Проверка задания.

Учитель: Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.(на слайдах)

                  Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.   Внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить. Оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение.

 Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

                       Произвольное внимание, необходимое для процесса обучения, возникает, когда окружающие ребёнка люди направляют его внимание, руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием. (слайды)                   

                Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

(слайды)

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
  • Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
  • Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом работы.
  • Легко отвлекаемое внимание.
  • Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

            Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. Также ребёнок должен уметь длительное время заниматься одним и тем же делом. И если маленький ребёнок  не умеет долго играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

             Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.

От развития внимания зависит и исполнительская дисциплина в организации учебного процесса. От чего зависит выполнение какого-либо задания? В частности от того, как ребёнок выслушал инструкцию по его выполнению (например, было задание – письменно ответить на вопрос 10 с. 124 по литературному чтению, выполнение проекта «Числа в загадках», о Валентине Терешковой). Проект «Красная книга» Заметьте, информацию от меня доносят до Вас дети, от которых родители требуют внимания, слушать и записывать. 

Рефлексия.

             В  завершение темы собрания я попрошу вас охарактеризовать свое состояние, настроение, одним словом. Спасибо всем за сотрудничество.

Игры и упражнения на развитие внимания

 «Самый внимательный».

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком [п].

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение на развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв. «Все буквы а подчеркнуть, а буквы о зачеркнуть».

Упражнение на развитие распределения внимания.

           Выполнение двух разноплановых заданий. Например,  чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу.

                "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

            Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

            Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

            Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

 

             Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать внимательным"

Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания...

Презентация к родительскому собранию по теме:" Как помочь ребенку стать внимательным"

                                                  Причины:•Орга...

Презентация к родительскому собранию по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным"

Вначале идет тестирование. Родители отвечают на 5 вопросов, а затем учитель говорит о внимании. Каким может быть внимание....

Конспект родительского собрания на тему: "Как помочь ребенку стать внимательным?"

С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности детей. Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не стано...

Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание на тему«Как помочь ребенку стать внимательным» Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:выяснить причины неадекватного поведения;проводить сист...