" Встречают по одёжке, а провожают по ...."
план-конспект занятия (2 класс)

Четвёртое занятие из цикла "Мой внешний вид"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrechayut_po_odezhke.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия «Встречают по одёжке, а провожают…».

Четвёртое занятие из цикла «Мой внешний вид».

Цель.

 Закрепить у учащихся знания о качествах личности, необходимых человеку для общения и дружбы.

Задачи.

Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека; закреплять знания о вежливых словах.

Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека; формировать понимание необходимости уважения  личности каждого.  

Первый раз  встретив человека, люди оценивают его внешний вид, как он выглядит, во что одет. В процессе общения мы начинаем вглядываться в «содержание» человека – о чём он думает, что он говорит, как ведёт себя. Оценивается его ум, интеллект, мудрость.

«ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ», все знают эту поговорку, но многие почему-то забыли о ней. Кроме одежды, причёски, человека украшают такие вещи, которые не купишь ни в одном магазине, ни на рынке, ни одна служба не доставит вам их на дом.

-Как вы думаете, о каких качествах человека я говорю?  

- Дружба, доброта, чувство юмора, вежливость, отзывчивость, непринужденность, умение вести себя с достоинством…

- Как вы думаете, с чего начинается знакомство с человеком?  

Читаю загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

 То внезапно возвратится

Грусть - тоска её боится.  (Улыбка).  

- С улыбки!

- Знакомство с человеком начинается с улыбки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Читаю стихотворение.

Давайте улыбаться просто так,

Улыбки раздавать случайным людям.

Что б  не за грош, и не за четвертак,

А просто так им улыбаться будем!

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

 -Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам   установить контакт с человеком.

- Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте.

  -Какого человека можно назвать добрым?

 ( Добрый  человек  –  это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит  

птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным  в  

общении, не обижает других).  

  -Что же такое доброта?

  ( Отзывчивость,  душевное расположение к людям,  стремление  

 делать добро другим.)

 - А сейчас мы отправимся в страну добрых слов.

 Я буду называть  слова, а Вы называть противоположные по смыслу

Плохо - хорошо 

Зло – добро

Война - мир

Грубость – вежливость 

Ложь - правда 

Ленивый – трудолюбивый

Грязный - чистый 

Двойка-пятерка

-А теперь поговорим о ВЕЖЛИВЫХ словах.

Игра «Вежливое слово»

    1.  Растает ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).

   2.  Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

    3.  Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

   4.  Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

    5.  Когда Вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).

    6.  И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)

Знаете ли вы, что в давние-давние времена у рыбаков была традиция – брать  

с собой в море, на долгие промыслы, людей, которые умели шутить, петь и

могли развлекать команду? Им выделяли такой же пай, как и прочим членам

   команды судна, хотя они не занимались рыбной ловлей. Уже тогда люди

 понимали, насколько велико значение юмора в тяжёлой, однообразной,

 сложной и напряжённой жизни оторванных от своих семей рыбаков.

 Хорошие шутки предупреждали ссоры, которые не могли не возникать в

 коллективе, живущем в замкнутом пространстве в течение нескольких

 месяцев. Юмор и смех спасали от душевных заболеваний и нервных срывов.

 Людей, несущих радость и смех, называли «человек-праздник». Всё это

 неспроста, ведь чувство юмора и шутки в повседневной жизни человека

 играют огромную роль!

. Смех выполняет функцию, воспитывающую в человеке добрые

 качества. Задача юмора – просто дарить хорошее настроение и радость

 людям. По тому, как человек относится к юмору, можно судить о его

 образовании и воспитании. Юмор стимулирует ответную реакцию, он

 очень заразителен, а хорошая шутка вызывает ответную, адекватную, шутку.

Шутка и юмор обладают регулирующей функцией: смех позволяет

 перевести тему разговора на другие рельсы и сменить его окраску. Шутка

 над собой может сгладить неловкость от собственного промаха или

 ошибки, а серьёзное чувство вины перевести в более мягкую категорию.

 Удачная и смешная шутка в состоянии снизить ранг значимости любой

 ситуации: пошутите над неудачей, и она сразу же станет менее значимой. 

И, наконец, существует ещё одна функция юмора: он является движущей

 силой аттракции, то есть способности человека влюбить в себя других людей

-Есть одно очень важное правило. Юмор не должен быть злым и обижать человека.  

Говорят: «Надо иметь чувство юмора». Но что делать, если этого чувства юмора нет?

-Можно ли его воспитать, развить?

- Конечно, да!

- Если читать весёлые стихи, рассказы, петь весёлые песни и вообще от души веселиться.

- Я предлагаю поиграть в юмористическую игру.

  «И Я»

Читаю стихотворение, а дети будут добавлять в конце каждой строчки, если они согласны с тем, о чем говорится (и Я)

Просыпаюсь по звонку, (и я)
Долго нежусь на боку.
Рано утром я встаю,
Застелю постель свою.
Ставлю чайник на плиту,
Быстро пол я подотру.
Бодро делаю зарядку,
Под столом пляшу вприсядку.
Обуваюсь, одеваюсь,
Чищу зубы, умываюсь.
Слышу, чай уже кипит,
Крышка скачет, тарахтит,
Чайник, словно самовар,
Выпускает носом пар,
Газ я быстро выключаю,
Наливаю чашку чаю,
Сыплю сахар, две-три ложки,
Добавляю две картошки.
Мажу маслом бутерброд,
Открываю шире рот,
Я хочу, чтоб вкусно было,
Бутерброд намажу мылом.
Соберу свои тетрадки,
Поиграю с кошкой в прятки,
Повторю стихотворенье,
Туфли вымажу вареньем.
Быстро в школу я бегу,
Я минутку берегу.
По дороге видел драку,
Черный кот кусал собаку.
Кот залаял, а потом
Повилял своим хвостом.
Шел я мимо магазина,
Вижу, слон лежит в корзине,
Мимо сада проходил,
Глядь, на ели крокодил.
Прибегаю я в свой класс
С опозданием на час.

Тот, кто неправильно возглашает, выбывает из игры.  

 -Как весело нам было играть, молодцы ребята!

 -  А теперь я хочу поговорить с  вами о том,  как быть не только весёлыми, но и УМНЫМИ.

 - Умные люди всегда находились в центре внимания с давних времён. Они достигали больших высот по сравнению со своими сверстниками. Поэтому многие, в том числе и школьники, задаются вопросом: как стать умнее?  

-  Ответы детей.

 -  Да, действительно, умными не рождаются.

Чтобы стать умнее, придется приложить усилия. Тренируйте мозг играя в настольные игры, разгадывайте кроссворды,  читайте книги, смотрите познавательные передачи и фильмы... Развивайте навыки общения с людьми, изучайте как можно больше новых вещей. Расширяйте горизонты постоянно.  Возможно, вы считаете, что стать умнее — задача не из легких. Однако у вас есть желание, а это первый шаг на пути к успеху.  

 - Предлагаю сыграть в игру «Самый  умный».
Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить  - «Яга».  Я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее - понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки?  В  сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи — животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).
  • Задание третье.

- «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Задание четвёртое  — «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  •  «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  •  «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  •  «Однажды мы гуляли во дворе — Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  •  «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  •  «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).

- А теперь, ребята,  я хочу подвести итог нашего занятия.  

 - С чего начинается знакомство с человеком?

Встречать привыкли по одежке
По шубке, шапочке, сапожкам,
По сумочке, шарфу, перчаткам,
По многому  еще, ребятки.
А провожают по уму,
Понять нетрудно почему.
Ум может мудрый дать совет,
Хотя на нем одежды нет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По одёжке встречают

Какая одежда была у наших предков? Что символизировала вышивка? На эти и другие вопросы даёт ответы данная презентация....

Консультация "По одёжке встречают"

Консультация для родителей будущих первоклассников по теме "По одёжке встречают"...

Открытый урок английского языка по теме "По одёжке встречают"

Данная разработка предназначена для учащихся 3 класса, учебник И.Н Верещагиной, Т.А. Притыкиной...

"По одёжке встречают..." (интегрированное занятие)

Приобщать детей к истории национальной культуры . Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способство...

Беседа на тему: "Человека встречают по одежке, а провожают...?" для учащихся 3-4 классов.

Материал включает в себя конспект беседы, презентацию и приложение....

"По одёжке встречают"

Занятие по этикету...

Встречают по одёжке, а провожают …

Классный час 3-4 классы на тему: "Встречают по одежке, а провожают по ... "...