"Птица славна перьями, а человек - делом"
презентация урока для интерактивной доски (4 класс)

Никифорова Надежда Владимировна

Презентацию можно использовать на уроках и во время продленки. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кай ӑк хитре тӗкӗпе, этем хитре ӗ ç ӗпе . Птица славна перьями, человек- делом.

Слайд 2

МАРФА ДМИТРИЕВНА ТРУБИНА родилась в 1888 году. После окончания школы в 1903-1909 годах училась в Симбирской Чувашской школе И.Я.Яковлева. 1909-1954 г.г работала учителем в сельской школе. Тогда же и начала писать. Первые стихи опубликовались в 1917 году. В основном М.Трубина писала о детях .

Слайд 4

Рассказы: 1) « Х ӑ наран » 2) « Ву п ӑ р » 3) « Аслати » 4) «Тиха»

Слайд 5

Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт. А когда приходит лето, Мы едим его конфеты. Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки.

Слайд 6

Орешник - лещина

Слайд 7

сойка поползень дрозд

Слайд 8

Плетень – ç атан карта Беседка- х ÿ ш ē Сундук - арча Ух ă - лук

Слайд 10

Синквейн Орешник Обломанный, слабый Не расцвела, страдает Сломаешь ветки – орехов не будет Берегите!

Слайд 11

çут ç антал ă к Чун - душа Сывл ă х -здоровье Пуянл ă х - богатство Ç урт - дом Тус - друг Ç емье - семья

Слайд 12

тавтапу ç



Предварительный просмотр:

Тема: Птица славна перьями, а человек – делом.

 Рассказ М.Д.Трубиной «Орешник»

Цель: ознакомить с творчеством М.Д.Трубиной

  • Задачи:  

                 1)научить бережно относиться к  природе

                 2)ознакомить с культурой чувашского народа

                 4) расширить кругозор

                 5)развивать интерес к изучению чувашского языка                

  • Объект исследования – творчество М.Д.Трубиной
  • Учебные принадлежности: компьютер, проектор, книги М.Д.Трубиной, изделия из орешника
  • Ход урока

1.Начало урока

1.Птица славна перьями, а человек - делом.

2. У умного дел много, а у глупого – слов.

 (2 слайд)

У.:Прочитайте пословицы и скажите, о чем они? О ком будем говорить сегодня на уроке?

Д.: о трудолюбивом человеке

У.: У вас на партах лежат листочки с буквами, расшифруйте имя и фамилию этого человека.

Д.: Марфа Трубина

У.: Правильно. Мы сегодня будем говорить о М. Д. Трубиной – известной чувашской детской писательнице.( 3 слайд)

Обратите внимание на экран. Перед вами портрет М.Д.Трубиной. Она родилась в с. Байгулово Козловского района Чувашской Республики. После окончания сельской школы поступила учиться в Симбирскую чувашскую учительскую школу И.Я.Яковлева. Перед вами портрет И.Я.Яковлева, который основал эту школу и где училась М.Трубина. После окончания учительской школы она вернулась в свою родную деревню и работала в школе учителем. Писала в основном для детей.

Перед вами несколько рассказов М.Д.Трубиной. Ознакомтесь: «Ханаран», «Вупар», «Аслати», «Тиха» и многое другое. С этими рассказами вы можете ознакомиться самостоятельно. (Раздать список книг)

Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким произведением мы будем работать:

Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.

Что это?

Д.: орешник

У.: правильно, орешник. Мы сегодня будем работать по рассказу М.Д.Трубиной «Шешке», который прочитали во время внеурочной деятельности.  

Скажите, что же случилось с орешником в рассказе М.Трубиной «Шешке»?

Д.: Дети разломали ветки орешника, когда собирали орехи.

У.: Найдите эти строчки и прочитайте.

У.: Какое дерево стоит рядом с орешником?

Д.: Осина

У.: Что говорит осина орешнику? Найдите и прочитайте эти строчки.

У.: Что же лещина тогда чувствовала? Что потом случилось?

Д.: Орешнику было больно, она плакала. Она весной не смогла расцвести и не дала плодов осенью.

У.: Как вы думаете, почему орешник не дал плодов?

Д.: Он был слаб, не смог расцвести. Восстанавливал сломанные ветки.

У.: как вы думаете, правильно поступили ребята?

Д.: не правильно. Нужно бережно относиться к природе.

У.: Можно ли деревья сравнить с человеком? Сдаетесь?

Можно. Чувашский народ всегда жил в гармонии с природой. Бережно относился к нему, ценил, заботился о ней, поэтому и сравнивали дерево с человеком. Как вы думаете, с кем сравнивали дуб? С мужчиной, с главой семьи. Почему? Потому что он сильный, крепкий, защитник, как и дуб. С кем сравнивали липу? С женщиной, с мамой, так как она мягкая, добрая. С кем сравнивали орешник? С братом, так как у орешника столько стволов, сколько у нас братьев.

У.: какой совет вы дадите этим ребятам?

У.: не ломать ветки деревьев, беречь их, аккуратно собирать орехи

У.: Как вы думаете, если лещина не даст плодов, от этого кто может пострадать?

Д. : белки, люди

У.: Правильно. Но кроме них орехами питаются и птицы: поползни, дрозды и сойки. Эти птицы  останутся без еды и могут погибнуть.( слайд 10)

У.: давайте мы с вами составим синквейн по нашему рассказу.

Д.:

орешник

Обломанный, слабый, не красивый

Не расцвела, страдает, стонет, плачет, горюет

Сломаешь ветки – орехов не будет.

Берегите!

У.: Подводя итоги , давайте мы с вами создадим кластер. Чем является  для нас природа?  Ответ напишите на листочках. Природа – дом, богатство, здоровье, друг, семья.

У.: Как вы думаете, может ли человек жить не ломая ветки? Не срубив дерево?  Если человек срубил дерево? Для чего он это делает? А орешник для чего рубят?

У.: Давайте посмотрим, как человек использует орешник в быту?

Из этого дерева плетут корзины, делают сундуки, лук, ограждения и. д.

У. : Если постоянно рубить деревья, то что произойдет?Как мы можем помочь природе?

Д.: надо сажать деревья

У.: Давайте посадим деревья. Для начала давайте мы вспомним названия деревьев на чувашском языке. У вас на партах есть листочки. Напишите название дерева на чувашском языке и вырежьте его.  Работаем в парах. Полученную работу приклейте на доску.

Д.: Дуб- юман, береза- хуран, сака-липа, авас- осина, ель- чараш, сосна – хыр, клен-верене, Семерт – черемуха, яблоня- улмусси.

У.: Вот у нас получилось красивое, здоровое дерево.

Мне очень понравилось с вами работать. Я очень надеюсь, что вы будете бережно относиться к природе, будете любить свой край, свой язык.

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
//Е. Смирнова

3.Ул=п ёинчен калаёни

Ачасем, п\лет\р-и, кам в=л Ул=п? Ул=п тесе ч=вашсем пит\ пыс=к , в=йл= ёынна калан=. Выр=ссем =на «великан», «богатырь» тесе ч\неёё\. (3 слайд)

3.1.Выр=с хал=х\н Ул=п ёинчен ёырн= произведений\сене аса илни.

Эсир пыс=к ёынсем ёинчен с=в=сем, юмахсем вулан=-и?

Паллах, кашни хал=х=н х=й\н патт=р\сем пур. Выр=ссен вара Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович пулн=. Эсир в\сем ёинчен к\некесем вулан=-и? Мультфильмсем курн=-и?

3.2.Ул=ппа ун=н ыв=л\сем пирки калаёни

Ул=п ё\р\ тесе вара ч=вашсем авалхи т=ван ене калан=. Ул=п – ч=ваш мифологий\н т\п с=нар\. В=л пит\ в=йл=, ыр=, \ёчен пулн= тет. /л\к-авал Аслати тур= Ул=па ё\р ёине ч=ваш хал=хне пул=шма ян= тет. Анчах та в=л Аслати тур= калан= с=маха итлемен. Унш=н в=л Ул=па чи ёулл\ ту ёумне ёыхса лартн= тет. Вара Ул=п х=й\н патне ыв=л\сене ч\нн\ тет. Ашш\ в\сене хал=ха ёурё\р енне илсе кайма хушн= тет. Пыс=к юхан –шыв пат\нче чар=нма ыйтн=. Ыв=л\сем Ул=па итлен\. П\р ыв=л\ Ат=л=н сылт=м енче, теп\р ыв=л\ юхан-шыв=н сулахай енче вырнаён=. Ёак=н пек ч=вашсем тыр акма, выль=х-ч\рл\х тытма, ача ёуратма тыт=нн=. Ёапла ч=ваш хал=х\ аталанса кайн= тет.

Улап тесе пысак, вайла сына кана мар, палла, есчен, маттур сына та калассе. Ку улап самахан тепер пелтереше.

Ч=ваш ё\р\ ёинче нумай палл=, \ёчен, маттур ёынсем. В\сем, Ул=п пекех, маттур, т=р=шулл= ёынсем. Паян эпир сир\нпе ч=ваш хал=х\н палл= ёыннипе, Марфа Дмитриевна Трубинапа, паллашатп=р.(4 слайд)

4.М.Д.Трубинан пурн=ё\пе, пултарулл=х\пе паллашни.

Марфа Дмитриевна Трубина 1888 ёулта ёуралн=. Ача-пача писател\, тава тив\ёл\ учитель. М. Дмитриевна ялти шкултан пит\ лай=х палл=семпе в\ренсе тухн= хыёё=н 1903 -1909 сулсенче Ч\мп\рти И.Я.Яковлев уён= Чаваш шкул\нче в\ренн\. 1909 ёултан пуёласа 1954 ёулчченех в=л ялти шкулсенче ачасене в\рентсе пур=нн=. Литература \ёне М.Д.Трубина шкулта \ёлеме пуёласанах тыт=нн=. Чи малтанхи с=вви 1917 ёулта пичетленн\. В=л пуринчен ытларах ачасем валли ёырн=.(5 слайд)

5. «Ул=ппа п\ч\к ёынсем» в=й=.

Эсир выляма юратат=р-и? Ать=р–ха «Ул=ппа п\ч\к ёынсен» в=ййине выляр.(6 слайд)

6. М.Д.Трубинан произведений\сем.

М.Д.Трубина ачасем валли пит\ нумай ёырн=. Эсир ёак калавсемпе паллашма пултарат=р:

1. «Х=наран»

2. «В=п=р»

3. «Аслати»

4. «Тиха»

  1. слайд)

7.М.Д.Трубинан «Ш\шк\» калав\пе паллашни.

Хал\ вара, М.Д.Трубинан «Ш\шк\» калав\пе паллашар.(Лай=х вулакан ачасем калава вулаёё\).

М\н ёинчен вулар=м=р эпир?

М\нш\н ш\шк\ кулянать?

Кам =на й=патать?

Ачасем м\нш\н т\л\неёё\? В\сем х=йсен ай=пне туяёё\-и?

Эсир ачасене м\нле канаш пама пултарат=р?

Йыв=ёсене пир\н упрамалла паллах, м\нш\н тесен в\сем, пир\н пекех, ч\р\ чунсем. Тураттисене хуёма, тунине аматма юрамасть. Унс=р=н йыв=ё п\тет.

Хал\ татах канса илер-ха.

8.«Ул=п» в=й=.

«Ул=п» в=й= выль=пар. Ваттисем калан= т=р=х, кам уй=х ёутипе в=рмана кайса, ш\шк\ ёурн= в=х=тра ун й\ри тавра виёё\ ёавр=нать, Ул=п пек в=йл= пулать тет.Эпир те сир\нпе в=йл= пулас тетп\р. Кам куёа хупса ёаврак=ш тавра виёё\ ёавр=нать, ёав «Ул=п» пулать. Анчах та кам ёаврак=шран тухса каять, в=л в=й=ран тухать.Чи хастаррине шутласа п\лер-ха:

Пĕрре-п\рел

Иккĕ –икел

Виёёĕ-виёел

Тăваттă-тваткал

Пиллĕк-пилеш

Улттă-улма

Ёиччĕ-ёилме

Саккăр –салма

Тăххăр-тăрна

Вуннă-тух (Ачасем вылякансене суйлаёё\.)

9.Ш\шк\ м\нпе усс=лл= пулнине пал=ртасси.

Хал\ малалла каятп=р. Ачасем, ш\шк\ м\нпе ус=лл=?

Ш\шк\ пире пит\ ус=лл= м=й=р парать, ёак йыв=ёран к\реёе аврисем т=ваёё\, п=шал прикладне те ш\шк\рен т=ваёё\ иккен. Каш=ксене те ёак йыв=ёран тун= тет. Ёатан карта ш\шк\рен пит\ илемл\ пулать.( 7-8 слайдсем)

9.1.Ш\шк\ ёулёине ъкерни.

Хал\ эпир сир\нпе ш\шк\ ёулёине ъкерер. В=л м\нлерех, п\лет\р-и? Курар-ха. В=л м=й=р пек ёавракарах, ёупах пек ш=ртл=. Чи илемл\ ъкерч\ксене выставк=на яратп=р.( 9 слайд)

(Ачасем ъкерн\ в=х=тра «Илемл\» ятл= ч=ваш хал=х юрри  ян=рать).

10.П\т\млетъ.

Эпир ч=ваш хал=х\н п\р палл= ёыннипе паллашр=м=р. Ачасем, сире М.Трубинан «Ш\шк\»  калав\ кил\шр\-и? М\нш\н кил\шр\? Пире ку калав м\не в\рентет? Сир\н М.Дмитриевн=н ытти произведений\семпе паллашас килет-и? В\сене библиотек=ран илсе вулама пултарат=р. Ёав=н пекех паянхи урокра ш\шк\н ус= ен\сене те пал=ртр=м=р.

Ул=ппа ун=н ыв=л\сем ёинчен те калаёма манмар=м=р. «Улаппа п\ч\к ёынсем», «Ул=п» в=й=сене выляр=м=р. Ваттисен с=мах\семпе паллашр=м=р.

Сире паянхи урок кил\шр\-и? Йыв=рл=хсем пулч\ё-и? Х=в=р=н  к=м=л-туй=ма смайликсемпе пал=ртсам=р.

11.Сывпулашни.

Ачасем, мана  сир\нпе \ёлеме пит\ кил\шр\. Эсир ч=ваш чунл= ачасем пулса ёит=нет\р. Эпир унш=н пит\ сав=натп=р.

Савăнатăп эп чăваш пулнишĕн,
Т
ăпăл-тăпăл тăп=лкка ташшишĕн,
Асамат к
ĕперĕ пек тĕрришĕн,
Ат
ăл шывĕ пек ёемёе чĕлхишĕн.
Сав
ăнатăп эп чăваш пулнишĕн.

  Пыс=к тав сире!Сыв= пул=р! (10 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс

Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов.  Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а  человек уменьем»;  с...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

конспект урока ИЗО 3 класс "Каждая птица своим пером красуется"

Вашему внимания предлагаю конспект 3 классса "Каждая птица своим пером красуется" УМК Школа Росии...

Каждая птица своим пером красуется

Внеурочная деятельность кружок Волшебная кисточка...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: "Каждая птица своим пером красится. Зимние птицы""

Цели деятельности учителя: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах краяПланируемые результаты.Предметные: рассмотреть иллюстрации птиц зимующих в нашей местности; проанализировать последов...

Конспект урока изобразительного искусства "Каждая птица своим пером красуется"

Цели деятельности учителя: создание условий для наблюдения детьми за живой природой, для эстетического восприятия красоты мира птиц, выработки чуткого и бережного отношен...