Мастерская «Чувство порождает поступок»
план-конспект занятия (4 класс)

Мастерская «Чувство порождает поступок»

Цель мастерской: духовно-нравственное воспитание, знакомство с чувством «зависть», формирование отношения к данному чувству, формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская «Чувство порождает поступок»

Цель мастерской: духовно-нравственное воспитание, знакомство с чувством «зависть», формирование отношения к данному чувству, формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей.

Задачи:

1.        Индукция: прогнозирование; развитие умений сотрудничать, работать в группе, не создавая конфликта; участие в продуктивном диалоге; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2.        Творческое задание: умение слушать, выделять главное в тексте; участие в продуктивном диалоге; нравственно-этическая ориентация; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обоснование.

3.        Рефлексия: самовыражение; нравственно-этическая ориентация; осознание собственных мыслей и чувств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Необходимое оборудование: парты, стулья, магнитная доска, компьютер, колонки, проектор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Индуктор (мотивация к деятельности)

Учитель задает мотивирующий вопрос:

- Ребята, как вы думаете, что происходит первым: появляется чувство или совершается действие – поступок?

В первого мотивирующего задания учитель предлагает детям послушать быль (на доске появляется фото плачущей девочки):

"Однажды во время прогулки по городскому парку мужчина увидел плачущую девочку. Она плакала из-за того, что потеряла куклу. Человек стал утешать ребенка и кое-что сказал. И малышка перестала плакать».

- Попробуйте угадать, что сказал мужчина.

Учитель читает, что на самом деле сказал человек: «Но ведь твоя кукла вовсе не потерялась, она просто уехала, я ее только что видел и разговаривал с нею. Она мне твердо обещала прислать тебе письмо. Завтра в это время будь здесь, я тебе принесу его». На следующий день мужчина действительно принес письмо, в котором кукла рассказывала о своих дорожных приключениях.

- Дети отвечают на вопрос и приходят к выводу, что сначала появляется чувство, на основе которого человек совершает поступок.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Доска делится на три части.

Учитель:

- Давайте подумаем и запишем какие чувства испытывал прохожий мужчина?

Учитель записывает ответы детей на листах зеленого цвета и вывешивает их на левую сторону доски.

- Но ведь мимо плачущей девочки проходило много других людей, которые ничего не сделали. Как вы думаете, какие чувства испытывали проходящие мимо люди?

Учитель записывает ответы детей на листах розового цвета и вывешивает листочки на правую сторону доски.

Дети предлагают свои варианты:

- Сострадание, жалость, любовь, желание помочь, милосердие, забота, доброта, сочувствие, переживание.

- Равнодушие, безразличие, брезгливость, отвращение, недоброжелательность, высокомерие, жадность, боязнь, беззаботность.

Социоконструкция, афиширование

Учитель предлагает обучающимся задание:

- Вспомните случаи, когда вы были свидетелем похожего поступка, где один человек помог другому или, может быть, вы сами помогли попавшему в беду. Это задание даётся для того, чтобы ещё больше задействовать эмоциональную сферу, обратиться к их собственным чувствам, разбудить личную заинтересованность в теме. 

И в этом этапе используется афиширование – вывешивание текстов учеников на доску для того, чтобы другие учащиеся могли ознакомиться.

Обучающиеся в группах рассказывают свои истории, записывают их на листочки желтого цвета и вывешивают в центр доски. Далее у обучающихся есть свободное время, чтобы познакомиться с историями ребят из других групп.

Творческое задание

- Послушайте песню-притчу Светланы Копыловой «Окно»:

Лежали в больнице в палате одной

 Два тяжко больных человека

 Один у окошка лежал, а другой –

 У двери, где не было света

 Один постоянно в окошко глядел

 Другой лишь на краску дверную

 И тот, что у двери узнать захотел

 Про жизнь за окошком – иную

 С готовностью первый больной рассказал

 Что видно ему из окошка.

 Там тихая речка, дощатый причал

 И ходит по берегу кошка.

 По синему небу плывут облака

 Причудливые как зверушки

 Сидят на причале там два рыбака

 И с внуком гуляет старушка

 И так каждый день - то про сказочный лес

 Рассказывал, то про влюбленных

 Другой же сосед перестал даже есть,

 Считая себя обделенным.        

Учитель не дочитывает притчу до конца и предлагает подумать:

- Подумайте, какие чувства испытывают больные?

Учащиеся, аргументируя, высказывают своё мнение.

Учитель продолжает читать:

 Он мучился злобой, и зависть росла,

 Его постепенно съедая.

 Не мог он понять, почему же была

 Тут несправедливость такая.

 Однажды сосед у окна занемог,

 Что не было сил разогнуться.

 Он стал задыхаться и даже не мог

 До кнопки своей дотянуться.

 У двери сосед мог на кнопку нажать

 И вызвать сестру милосердья.

 Но он не нажал, а остался лежать,

 Глаза закрывая, усердно.

 Наутро сестра милосердья пришла

 Постель поменять за покойным

 Сосед попросил, и она помогла

 Занять эту самую койку.

 Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,

 На шее задергалась вена…

 - Как вы думаете, что увидел второй больной?

Учитель дочитывает притчу до конца:

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,

 На шее задергалась вена

 Увидел он вместо того, что хотел

 Глухую высокую стену.

 Он был потрясен и сестре рассказал

 Про тихую чистую речку

 Про сказочный лес, про дощатый причал

 И небо в кудрявых овечках.

 «Ах! если б он видел - сказала сестра –

 Всю жизнь он слепым оставался…»

 «Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.

 -«Да он вас утешить старался…»

Учитель организует обсуждение прослушанной притчи:

- Мы с вами только что послушали притчу, в которой был совершён поступок на основе чувства. Какое это чувство?

- Правильно. Как страшно болеть этим чувством! Зависть – это действия человека во вне (во внешнем мире) и бездействие внутри себя, в своей личности.

- Один больной в притче был слепым. А как вы думаете, можно ли второго больного тоже назвать слепым? Почему?

Учащиеся высказывают своё мнение.

- Зависть

Учащиеся могут высказать своё отношение к данному чувству.

- Зависть помешала ему увидеть  и понять другого человека, и он совершил ужасный поступок.

Рефлексия

Учитель предлагает прослушать притчу-песню ещё раз, но уже в музыкальном исполнении самого автора, слушаем песню-притчу.

Каждому учащемуся предлагается продолжить одно из предложений:

- Я сегодня вдруг понял (почувствовал), что…

- Я видел, что сосед мой интересно размышлял о…

- Мне было трудно, когда…

- Меня поразило …

Учащимся предлагается поделиться своими чувствами и мыслями перед классом. Для этого перед доской ставится стул.

Учащиеся слушают песню-притчу, записывают свои мысли и чувства на листочках. Кто хочет поделиться написанным, садится на стул и зачитывает.

Список использованной литературы:

  1. http://goodstories.ru/stories/tag/%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102402/
  3. Копылова Светлана, песня-притча «Окно» http://www.megalyrics.ru/lyric/svietlana-kopylova/okno.htm
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004. – 303 с.
  5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности

Внеклассное мероприятие "Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности"...

Урок русского языка 3 класс "Честный и не честный поступок"

Урок развития речи. Направлен на развитие творческого мышления, эмоционального мира ребенка....

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Классный час "Как признаться в том, что совершил плохой поступок?"

Классный час разработан для обучающихся 4 класса. но может быть использован для школьников более старшего возраста. Перед уроком необходимо приготовить горшочки для комнатных растений с землёй и семен...

Поступок, продиктованный любовью, в произведении Л.Н.Толстого «Акула»

Урок по литературному чтению для 3 класса.Программа "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС.  Оборудование для проведения урока : выставка книг  Л.Н.Толстого; презентация с ...

Мой добрый поступок .

   Доброта – это не просто добрые дела, но и доброе отношение к старшим, к друзьям, к животным. На добро нельзя отвечать злом. Я считаю, что доброта это очень и очень хорошее ка...

Презентация на тему:"Успех порождает успех".

"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...