Этические беседы по экологии с младшими школьниками.
статья

Маркова Раиса Ивановна

Экологическая ситуация, сложившиеся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требует скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Этические  беседы по экологии с младшими школьниками.

       

Экологическая ситуация, сложившиеся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требует скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

        Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе - важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. В комплексе содержательных и организационных мер особое место целесообразно отвести беседе, ибо воспитание, по словам В.А.Сухомлинского, это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной  позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.

Очевидно, что нравственное развитее ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношения со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно  играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения на природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. И важную роль в этом процессе могу сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Нравственный мир детей сложен, за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от нормы и своевременно контролировать их.

Нормативный аспект содержания экологического образования отражает сущность правил (предписаний и запретов) общества на поведение человека в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры каждого человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять раскрытию и формированию этого аспекта содержания, ведь культура поведения человека не возникает сама собой.  

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослых, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок – это не только объект, сколько деятельный субъект воспитания.  Поэтому правила своего поведения он должен не только знать, но прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что все живое попрячется – убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Поэтому содержание правил поведения в природе не может сегодня обойтись лозунгами и призывами, а должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать  так и почему именно так. Только таким образом, возможно, заложить подлинное хозяйское отношение к своему большому дому, ко всем живущим и существующим рядом с человеком обитателям природы; к условиям, в которых они и сам человек живут без которых находиться, не могут; вырабатывать привычки экологического грамотного, культурного поведения в природном и социальном окружении.

На процесс развития экологической культуры младших  школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны  совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это не противоречит конкретности детского мышления, что связно с ситуативность в применении ими правил поведения. Особенность этических бесед с погружением ребенка в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающею эмоции и чувства, дающие знания об экологических связях, и состоит в том, что они не предлагают рецепт поведения в готовом виде, а своим содержанием и логикой построения вопросов, заданий, ответов постепенно подводят детей к собственным выводам и заключениям. А это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащиеся запоминают механически.

        Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций «Птенец на тропе», «Гнездо», «Букет цветов», «Встреча с гадюкой», «Привал», «Грибное лукошко»  важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов  нашего общего земного дома.

        Причина  многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому с учащимися надо изучать жизнь обитателей природы, знать, что «всё связано со всем», почему  нужно поступать в природе так, а не иначе.

          Природа – общий дом  растений, грибов, животных и человека, и надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология для младших школьников в игре.

Рабочая программа по кружку "Экология для младших школьников"...

Дидактические игры по экологии для младших школьников

Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" 3 КЛАСС

КУРС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...

Программа факультатива "Экология для младших школьников"

формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников....

Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"

Программа может быть использована  в начальной школе с  1 по 4 класс.Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова....

Сценарий занятия кружка «Азбука краеведа и эколога» для младших школьников «Живая старина».

Ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в творческую поисково-исследовательскую краеведческую де...

Мастер-класс "Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО"

В данной работе для расширения знаний педагогов дополнительного образования была показана методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьн...