Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий интеллектуального направления «Занимательный русский язык»
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

    Мордачёва Любовь Николаевна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

     

      индивидуально-групповых  занятий

     интеллектуального направления «Занимательный русский язык»

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Краснозерского района Новосибирской области

    Полойская средняя общеобразовательная школа

    «РАССМОТРЕНО»

    Протокол заседания №______

    методического объединения учителей __________________

    от «___»____________20___г.

    _________________________    

     (подпись руководителя МО)         

    Ф.И.О. Мордачева Л. Н..

    «СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора по УВР

    от «___»____________20___г.

    _________________________    

    (подпись зам.директора по УВР)           

    Ф.И.О. Алерборн М.П.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

      индивидуально-групповых  занятий

     интеллектуального направления «Занимательный русский язык»

                      начальное общее образование, 1-4  класс

    Учитель начальных классов

     Мордачева Любовь Николаевна

            

     

    с. Полойка 2018 г.

    Пояснительная записка

    Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.        Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

     Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. 

    Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

    Задачи курса:

    Обучающие:

    • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
    • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
    • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
    • развитие мотивации к изучению русского языка;
    • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
    • совершенствование общего языкового развития учащихся;
    • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
    • Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать            коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
    • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

    Воспитывающие:

    • воспитание культуры обращения с книгой;
    •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    Развивающие:

    • развивать  смекалку и сообразительность;
    • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
    • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
    • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

            Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

    Планируемые результаты.

    1-й класс

    Личностные результаты:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Метапредметне результаты 

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    2-й класс

    Личностные результаты:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    • выразительно читать и пересказывать текст;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    3-4-й классы

    Личностные результаты

    • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    1-й класс    

    Тематическое планирование   (33 часа)

    Тема

    Кол-во ч.

    Хар-ка деят.-ти    уч-ка

    УУД

    I

    Формирование первоначальных представлений о слове

    2

    Составлять рассказ в 5-6 предложений на предложенную тему.  Составлять предложения по сюжетным картинкам.

    Находить слова с заданными звуками.

    Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –

    непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

    Ставить ударение, делить слова на слоги.

    Соотносить слова со слогоударной схемой.

    Подбирать слова, соответствующие схеме.

    Характеризовать функцию букв гласных

    сравнивать написанное с образцом.

    Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

    Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

    контролировать этапы своей работы.

    Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

    Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу

    Личностные результаты:

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Метапредметне результаты 

    Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    слушать и понимать речь других;

    учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают.

    Сказка « Колобок»

    1

    Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. Сказка « Репка»

    1

    II

    Звуки и буквы

    14

    Звук и буква « А»

    1

     Звук и буква « О»

    1

    Звук и буква « ы», « и»

    1

    Звук и буква « Э» « У»

    1

    К тайнам звуков и букв

    1

    Слог как минимальная произносительная единица  

    1

    Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

    1

    Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков

    2

    Обозначение твердости-мягкости согласных звуков гласными буквами.

    1

    В страну Слогов.

    1

    Ударение. смыслоразличительная роль ударения в слове

    2

    Звонкие и глухие согласные звуки.

    1

    Чудеса в Стране Слов.

    1

    Алфавит

    2

    III

    Правописание буквосочетаний

    4

    Жи-ши

    1

    Чу-щу.

    1

    Ча-ща

    1

    ЧК, чн

    1

    IV

    Предложение как речевая структурная единица

    7

    Предложение и слово.

    1

    Большая буква в начале предложения

    2

    Раздельное написание слов в предложении

    2

    Знаки препинания в конце предложения

    2

    Связь слов в предложении

    V

    Слова противоположные и сходные по значению

    2

    Слова, противоположные по смыслу

    1

    Слова, сходные по смыслу

    1

    VI

    Итоговое занятие. Игротека.

    1

    Итого:                                         33ч

    Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся к концу 1-го класса

    Обучающиеся должны знать:

    Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
    Признаки гласных и согласных звуков.
    Буквы русского алфавита.                                                                                                          Антонимы, синонимы (без использования термина), многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

    Обучающиеся должны уметь:

    Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
    Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
    Делить слова на слоги.                                                                                                          
    Объединять слова в группы.
    Составлять текст (устно) по вопросам учителя.                                                                                    
    Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

    2 класс

    Тематическое планирование   (34 часа)

    Тема

    Кол-во ч.

    Хар-ка деят.-ти    уч-ка

    УУД

    I

    Звуки и буквы

    9

    Находить слова с заданными звуками.

    Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –

    непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

    Ставить ударение, делить слова на слоги.

    Соотносить слова со слогоударной схемой.

    Подбирать слова, соответствующие схеме.

    Характеризовать функцию букв гласных

    сравнивать написанное с образцом.

    Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

    Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

    контролировать этапы своей работы.

    Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

    Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу

    Личностные результаты:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
    • пользоваться словарями, справочниками

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    • выразительно читать и пересказывать текст;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Что мы знаем о звуках и буквах

    3

    Обозначение звука « Й» на письме

    1

    Какую работу выполняет ь?

    1

    Что такое фонетика?

    1

    Непроизносимые согласные

    1

     Бывают ли непроизносимые гласные?

    1

    Что такое орфоэпия. Орфоэпический словарь.

    1

    II

    Лексическое значение слов

    5

    Что такое лексика? Толковые словари

    1

    Многозначные слова

    1

    Антонимы

    2

    Синонимы

    1

    III

    Что такое орфография

    3

    Орфография и орфографические словари

    1

    Игры со словарными словами

    1

    Ошибкоопасные места

    2

    IV

    Предложение как речевая структурная единица

    6

    Раздельное написание слов в предложении

    1

    Знаки препинания в конце предложения

    1

    Связь слов в предложении

    2

    Пословицы и поговорки

    1

    Фразеологизмы

    1

    V

    Текст. Тема. Главная мысль

    7

    Тема и основная мысль текста.

    1

    Заголовок- всему голова

    1

    Художественный стиль речи и учебно- деловой стиль

    1

    План текста. Части текста.

    2

    Написание короткого письма и смс- сообщения.

    1

    Речевая этика.

    ( Приглашение, поздравление, просьба)

    1

    VI

    Повторение.

    3

    Где же хранятся слова?

    1

    Не лезьте за словом в карман.

    1

    Итоговое занятие. Игротека.

    1

    Итого:                                         34ч

    Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся к концу   2 - го класса

    Обучающиеся должны знать:

    Правила правописания слов с изученными орфограммами.
    Признаки согласных и гласных звуков.  

    • Гласные ударные и безударные
    • Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие

    Правила переноса слов

    Обучающиеся должны уметь:

    Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
    Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
    Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
    Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
    Составлять рассказы по картинке.        

    Устанавливать связь слов в предложении, составлять предложение из набора слов.

    Употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

    3 класс      

    Тематическое планирование. (34 часа)

    Тема занятия

    Кол-во ч

    Хар-ка деят.-ти    уч-ка

    УУД

    1

    Сказочное царство слов .

    11

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

    производить морфемный разбор слов

    распознавать части речи и их грамматические признаки

    устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание

    ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

    составлять план решения учебной задачи

    использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей

    Личностные результаты

    • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    2-3

    Путешествие в страну Слов.

    22

    4 - 5

    Чудесные превращения слов.

    22

    6 -7

    В гостях у слов- родственников.

    22

    8- 9

    Добрые слова.

    22

    10

    Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

    11

    11- 12

    Новые слова в русском языке.

    22

    13

    Встреча с зарубежными друзьями.

    11

    14- 15

    Синонимы в русском языке.

    22

    16

    Слова- антонимы.

    11

    17

    Слова- омонимы.

    11

    18

    Крылатые слова.

    11

    19- 20

    В королевстве ошибок.

    22

    21-22

    В стране Сочинителей.

    22

    23-24

    Искусство красноречия.

    22

    25

    Праздник творчества и игры.

    11

    26- 27

    Трудные слова.

    22

    28- 29

    Анаграммы и  метаграммы.

    22

    30- 31

    Шарады и логогрифы.

    22

    32

    Откуда пришли наши имена.

    11

    33

    Занимательное слообразование.

    11

    34

    КВН по русскому языку.

    11

    Итого 34 часа

    Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся к концу  3-го класса

    Обучающиеся должны знать:

    Правила правописания слов с изученными орфограммами.
    Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
    Состав слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
    Обозначать на письме интонацию перечисления.
    Разбирать слова по составу.
    Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
    Писать правильно слова с удвоенными согласными.
    Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
    Определять число, время глаголов.
    Писать НЕ с глаголами.
    Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
    Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
    Составлять рассказы по картинке.

    4 класс

    Тематическое планирование     (34 часа)

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Хар-ка деят.-ти    уч-ка

    УУД

    Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

    Находить слова с заданными звуками.

    Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

    Ставить ударение, делить слова на слоги.

    Соотносить слова со слогоударной схемой.

    Подбирать слова, соответствующие схеме.

    Характеризовать функцию букв гласных

    сравнивать написанное с образцом.

    Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

    Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

    контролировать этапы своей работы.

    Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

    Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работупользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

    производить морфемный разбор слов

    распознавать части речи и их грамматические признаки

    устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание

    ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

    составлять план решения учебной задачи

    использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей

    Личностные результаты

    • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    1

    Что такое орфоэпия?

    1

    2

    Что такое фонография или звукозапись?

    1

    3

    Звуки не буквы!

    1

    4

    Звучащая строка.

    1

    5

    Банты и шарфы.

    1

    6

    «Пигмалион» учит орфоэпии.

    1

    7

    Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

    1

    Лексикология  и развитие речи  (27 часов)

    8

    Имена вещей.

    1

    9

    О словарях энциклопедических и лингвистических.

    1

    10

    В царстве смыслов много дорог.

    1

    11

    Как и почему появляются новые слова?

    1

    12

    Многозначность слова.

    1

    13

    «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

    1

    14

    Об одном и том же - разными словами.

    1

    15

    Как возникают названия.

    1

    16

    Слова – антиподы.

    1

    17

    Фразеологические обороты.

    1

    18

    Словари «чужих» слов.

    1

    19

    Что такое эссе? Пишем  эссе.

    1

    20

    Текст- сообщение.

    1

    21

    Текст- описание.

    1

    22

    Текст- рассуждение.

    1

    23

    Слова, придуманные писателями.

    1

    24

    Слова уходящие и слова – новички.

    1

    25

    Словарь языка Пушкина.

    1

    26

    Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

    1

    27

    Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

    1

    28

    Какой словарь поможет избежать ошибок?

    1

    29

    Словарь- грамотей.

    1

    30

    Научная этимология.

    1

    31

    Какие бывают имена?

    1

    32

    Древнерусские имена.

    1

    33

    Отчество и фамилия.

    1

    34

    Итоговое занятие. Игротека.

    1

    Итого 34 часа  

    Основные требования к знаниям и умениям

    учащихся к концу 4-го класса

    учащиеся должны знать:

    -отличительные признаки основных языковых единиц;

    - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

    -значимые части слова;

    -основные орфографические  и пунктуационные правила;

    -о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;

    -признаки изученных частей речи;

    - типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

    учащиеся должны уметь:

    -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

    - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

    - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

    - пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

              -анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

              -находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

               -создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Литература

    1. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Начальное и основное образование. М. Просвещение. 2010
    2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
    3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
    4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
    5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
    6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
    7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
    8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
    9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
    10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
    11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
    12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по и тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний

    рабочая программа и тематическое планирование составлены на сонове программы УМК "Планета знаний...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

    Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" ФГОС

    Рабочая программа и КТП по русскому языку для 2 класса по программе "Гармония" составлена в соответствии с требованиями ФГОС,из расчета 34 учебные недели в год,5 часов в неделю....

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»...