Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык""
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальная направленность) «Занимательный русский язык» для 2  класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk._2_klass.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим советом школы-интерната

Протокол №____

от  «     »_______ 2018 г.
 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Т.Р.Исманов
«___»________2018 г.
Приказ №
 ______

от « ___ » _______2018 г .

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

(в рамках Школы равных возможностей)

Направление: общеинтеллектуальное

 

Педагог: Маркова Л.В.

 

2018– 2019 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальная направленность) «Занимательный русский язык» для 2 б класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального государственного стандарта второго поколения;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы

внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные

Обучающиеся должны знать:

  • правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • признаки согласных и гласных звуков.
  • состав слова.
  • признаки родственных слов
  • виды пересказа

Обучающиеся должны уметь:

  • различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • разбирать слова по составу.
  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • писать НЕ с глаголами.
  • работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • составлять рассказы по картинке
  • пересказать текст.

  1. Содержание программы

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

 Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «МояВообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14.На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15.«Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

 Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

 «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

РАССМОТРЕНО и

РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим

советом школы-интерната

Протокол от «      »______2018 г.

 №______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/ Л.Б.Горяева

«        »                    2018 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
_________/ Т.Р.Исманов
«
        »                         2018 г.
Приказ «
       »                           2018 г.
№_____      
     

        Календарно–тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО  «Занимательный русский язык»

Год обучения - второй

Руководитель: Маркова Людмила Владимировна

Количество часов в год – 34 , в неделю – 1.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Количество часов

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

8

 

8

 

10

 

8

 

34

 

Планирование составлено на основании:

Программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Занимательный русский язык».

Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации: 1 год. Возраст детей: 7-8 лет

Тематическое планирование составила   ________________/ Маркова Л. В.

п/п

Дата

Корректи

ровка

Тема занятия

1

05.09

Как обходились без письма?

2

12.09

Древние письмена.

3

19.09

Как возникла наша письменность?

4

26.09

Меня зовут Фонема.

5

03.10

Меня зовут Фонема.

6

10.10

Для всех ли фонем есть буквы?

7

17.10

Для всех ли фонем есть буквы?

8

24.10

Для всех ли фонем есть буквы?

9

07.11

«Ошибкоопасные» места

10

14.11

Тайны фонемы

11

21.11

Опасные согласные

12

28.11

Опасные согласные

13

05.12

На сцене гласные

14

12.12

«Фонемы повелевают буквами»

15

19.12

Когда ь пишется, а когда не пишется?

16

26.12

Ваши старые знакомые

17

16.01

Правила о непроизносимых согласных

18

23.01

Правила о непроизносимых согласных

19

30.01

Волшебное средство – «самоинструкция»

20

06.02

Волшебное средство – «самоинструкция»

21

13.02

Строительная работа морфем

22

20.03

Где же хранятся слова?

23

27.02

Где же хранятся слова?

24

06.03

Поговорим о всех приставках сразу

25

13.03

Поговорим о всех приставках сразу

26

20.03

Слова – «родственники»

27

03.04

Слова – «родственники»

28

10.04

Кто командует корнями?

30

17.04

Кто командует корнями?

31

24.04

«Не лезьте за словом в карман!»

32

08.05

«Не лезьте за словом в карман!»

33

15.05

«Пересаженные» корни

34

22.05

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».

Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на ...

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением»    для  4   класса, 34 часа  составлена на основе  авторской программы Е. В. Аг...