«Мы разные, но все мы вместе!»
методическая разработка

Зифа Хасянова

 «Пусть говорим мы на разных языках, своя земля, свой милый край у всякого, но о любви, о Родине, друзьях, как и всегда, поётся одинаково».

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская основная общеобразовательная школа»

Сергачского района Нижегородской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди обучающихся

 «Мы разные, но все мы вместе!»

                                                                                            Составитель:

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                  Хасянова Зифа Арслановна

Лопатино,2018

Внеклассное мероприятие совместно с родителями

«Мы разные, но все мы вместе!»

 Данное мероприятие  посвящено  Дню Семьи для учащихся и родителей начальных классов.  Мероприятие  составлена из двух частей:

В первой части участники мероприятия  – обучающиеся  и родители  представляют народы России, их костюмы, презентацию их истории, быта, традиций, обрядов. В номерах художественной самодеятельности звучат песни, стихи, исполняются танцы. Такое мероприятия   дружбы воспитывает уважение к культуре и быту других народов, упрочняет культуру межнационального общения, воспитывает такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, отзывчивость.

Сейчас в Нижегородской области  проживают представители десятков религиозных конфессий.

 Наша школа – многонациональная, здесь учатся представители нескольких национальностей: русские, татары, азербайджанцы; есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому возникла необходимость проведения данного внеклассного мероприятия.

Во второй части проводиться игра-путешествие по станциям.

Цель:

– Формировать гражданскую позицию обучающихся, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов России , навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статусу и т.д.

Данная цель реализуется через задачи:

– заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия;

– формировать у обучающихся культуру сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышать коммуникативную культуру обучающихся;

– развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности обучающихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях, способствовать их разнообразному самовыражению.

Оформление зала: шарики, плакаты со стихами, гирлянды из цветов,
оформлена выставка детских рисунков «Моя семья», показ слайдов с фотографиями семьи.
Подготовка к празднику:
Перед праздником разучиваются стихи,  песни.

Оборудование: ЦОР, презентации, украшение зала, атрибуты для конкурсов, видеоролик «Россия - Родина моя», музыкальное сопровождение.

ЭПИГРАФ: «Пусть говорим мы на разных языках, своя земля, свой милый край у всякого, но о любви, о Родине, друзьях, как и всегда, поётся одинаково».

Сценарий праздника

(Звучит  песня «Я,ты,он,она…»

Ведущий1

В народе говорят «Гость на пороге – счастье в дом». У нас сегодня много гостей, а значит много счастья, улыбок, хороших и радостных встреч. Здравствуйте, уважаемые гости и участники праздника!

 Ведущий2:

 Мой край родной

Здесь много наций.

Живем мы в дружбе и любви

Русские, татары, и чуваши –

Примером миру станем мы.

Ведущий1

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов! Соединяет людей и народы дружба.  

Ведущий2:

Дорогие  учителя, родители и гости нашего праздника,

 (вместе). Здравствуйте! 

Исенмесез!

Ведущий1:

Рады приветствовать вас  на нашем празднике «Мы разные, но мы вместе»

Ведущий2:

Да, мы разные, но в этом наша сила и наша гордость.

Ведущий1: Наша непохожесть друг на друга — одна из наших главных ценностей.

Ведущий2:

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Ведущий1

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Ведущий2

15 мая жители многих стран мира отмечают Международный день  семьи, что является самым главным в жизни каждого из нас.

Ведущий1

И наша страна – это тоже одна большая семья. Мы все в ней разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Ведущий2

Мы говорим на разных языках, но хорошо понимаем друг друга, и все вместе составляем одну дружную семью народов России, в которой мы уважительно относимся к каждой традиции, воспитываем в себе понимание и терпение.

 (выходят 4 чтеца, слова читают на фоне музыки и видео)

1чтец. Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.                          

То, на чем стоит Планета вся".

2 чтец. Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы.                        
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе.

3 чтец. Нет нужды опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят                    
Люди на родной Земле твоей.

4 чтец. Ведь Планета наша дорогая.

Любит всех нас: белых и цветных!           
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых

Ведущий 1. На дне или берегу любого водоема всегда встречается много камушек. Все камушки разные, но все они жили на одном берегу, воде - дружно и не ссорились. Так же и люди, которые живут в нашей стране, в нашем городе, в нашей школе, в каждом классе - все они разные, но должны жить в мире, согласии и понимании, ведь все люди на Земле хотят быть счастливыми и достойными своей России.

Мы - продолжение истории, носители культуры своей страны. И только вместе - мы сила!

Ведущий 2. Я знал, что у меня есть огромная семья.

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое, это - все мое родное!

Это - Родина моя, всех люблю на свете я!

(под песню «Россия - Родина моя» все участники с воздушными  шарами  триколор  выходят на сцену) Клип

«Россия - Родина моя»

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Ведущий 1. Россия – это крупнейшее государство мира.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.

Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия – великое многонациональное государство. На её территории  живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп.

    Лопатинская школа представляет яркий пример мирного сосуществования различных культур, народов, религий.  В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, татары,   чуваши, азербайджанцы…  Но все мы стараемся жить большой семьей в мире, дружбе и согласии.  

По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них – русские.

Ведущий 2.И сейчас  слово  предоставляем  семье  Колосовых, которая  расскажет  об обычаи  и традиции русского народа. (Презентация  «Обычаи, обряды и традиции нашей семьи»)

Ведущий 1.Татары  являются  вторым  по  численности  народом в России после русских. в России  проживают более  5   миллионов человек  , это  3,83% населения России. Только в Нижегородской области  свыше 75 тысячи жителей   составляют  татары.

         Ведущий 2.Слово предоставляем семье  Хасяновых.  

(Все участники  в татарских национальных костюмах.

Звучит татарская мелодия  «И туган тел, и матур тел» («О, как хорош родной язык, отца и матери язык»)   

Презентация «Традиции и обычай татарского народа»

1-й Ведущий:

Россия ! Словами тебя не измеришь

Просторы твои не обходишь и в год

2-й Ведущий:

С  тобою, как с матерью. Дружной семьею

Светло и счастливо живет мой народ!

2-й Ведущий:
-Без татарлар!
Шушы исем белән
Җирдә яшәү үзе бер бәхет.
Без – татарлар! 
Яшибез без җирдә
Бар халыклар белән гөрләшеп.
1-й Ведущий(перевод):

Мы-татары, и мы гордимся  этим!
Один за другим проходили года, 
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить.
Нанизаны мы на единую нить.
2-й Ведущий:
-Без татарлар!
Татар исемен без 
Горур йөртә торган бер халык,
Без татарлар! 
Шулай диеп белә
Безне бөтен дөнья, бар халык.
1-й Ведущий:
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
2-й Ведущий: 

Бәйрәмнәрдән бәйрәмнәргә күчеп
Җырлыйк әле, биик әле, һай!
Эшебез дә бәйрәм кебек булсын
Һәр көнебез булсын алсу май. 

1-й Ведущий:

Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность.

2-й Ведущий:

Татары- тюркский  народ, живущий в  центральных  областях  европейской  части  России, в  Поволжье, Приуралье,в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем  Востоке. Численность в России  составляет - 5 310 649 человек    - 3,83% населения России. Татары  являются  вторым  по  численности  народом в России после русских.

1-й Ведущий:

  Татарский народ ценит и берёжёт своё культурное наследие. В устном народном творчестве Татар представлены эпос, сказки, легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки.

2-й Ведущий:

Согласитесь фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать украинскую  песню с грузинской, как нельзя татарский  напев спутать русским  наигрышем. Потому что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта.  

1-й Ведущий:

"Культура каждого народа –это жемчужина на ковре цивилизации", - сказал писатель Фазиль  Искандер. У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. Но  объединяет их любовь к  народным  гуляниями праздникам.  

2-й Ведущий:

У татарского народа много религиозных праздников: Науруз, Курбан -байрам, Рамазан, празднуются после Уразы – великого мусульманского поста, который соблюдают не только татары, но и все мусульмане. А Сабантуй — самый известный национальный праздник татар, который  проводится в июне. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Это — воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие. На нём все люди развлекаются и выселяться. Готовят и едят национальные традиционные блюда, играют, поют и, конечно же, танцуют!

1-йВедущий:

Семейная обрядность татар складывалась столетиями на основе жизненного цикла людей: рождение, имянаречение, обрезание, свадьба  и похоронный обряд. С веками круг семейной обрядности изменялся, многое забывалось, но рождение и имянаречение имело важное  значение в жизни мусульманина.

2-йВедущий:

Первый семейный праздник  молодожен - это обряд  имянаречения  первенца. Старики называют этот день «Бяби  мае» или «Пир ребенка».

После трех дней жизни малыша  полагается дать ему имя.

1-й Ведущий: Ни один мусульманский праздник не обходится без угощения. Праздничная пища должна быть вкусной и разнообразной, калорийной и насыщенной витаминами. Красиво накрытый стол, изящная посуда, аромат горячих блюд, и яркие краски сочных фруктов и восточных сладостей придают общей трапезе особую радость.

2-й Ведущий: Словосочетание «татарское гостеприимство» уже почти стало крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.

1-й Ведущий:

Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. 

2-й Ведущий:

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

 Исполняется татарский народный танец.

 Конкурсная часть «Квест-игра»

Форма проведения: игра-путешествие по станциям.

Оборудование: 

  • таблички – названия станций, маршрутные листы;
  • карточки – задания для команд для каждой станции;
  • карточки с ответами для “диспетчеров” каждой станции;
  • магнитофон, аудиозаписи; призы.

Правила игры:  Организуется столько станций, сколько участвует команд.

 В маршрутном листе указан порядок прохождения станций и их расположение.

Время пребывания на станции ограничено (5 мин. на каждой станции).

Условия конкурсов на каждой станции разъясняют диспетчеры. Они же выставляют количество заработанных очков, заверяют своей подписью.

Ведущий 1. Вы уже знаете о том, что   15 мая, во всем мире отмечается Международный день семьи. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

 СЕМЬЯ.  Какое красивое слово!   Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове СЕМЬЯ загадок и поучительных открытий! Например, слово семья можно разделить на два слова: семь и я. И тогда оно как будто говорит нам: Семья - это семеро таких же, как я. И правда, в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.

Ведущий 2.Итак, сегодня в  нашей школе  пройдут соревнования самых решительных, самых веселых и находчивых. Принимают участие в  квест –игре  пять семей. Каждая семья представляет собой команду из трех человек: мама и два ребенка. (Представление семей)       

А теперь я попрошу ребят подойти ко мне и вытянуть ленточку того цвета, который понравится. Эти ленточки – символ семьи, который должен быть с вами на протяжении всей игры.

(Каждый ребенок подходит и вытягивает сразу три ленточки определенного цвета, связанные бантиком.  )

Ведущий1:

Молодцы! Подходите, пожалуйста, к столу и забирайте маршрутную карту, с символом цвета, соответствующего вашим ленточкам. 

(Каждой команде  выдаются маршрутные листы).

 Команды готовы? Ваша задача: пройти все пункты быстрее остальных. В каждой станции   вы получаете лепесток ромашки. Обязательно их сохраняйте! После прохождения всех этапов, вы должны будете склеить все лепестки в одну ромашку.

Ведущий2:

И когда вы пройдете весь маршрут, мы ждем вас в музыкальном зале для прохождения финального этапа квеста «Театр-экспромт»
Теперь еще раз посмотрите на таблицу следования по маршруту.   
Всем понятно куда идти? 

 Всем счастливого пути!

Станция № 1 «Дом моей мечты».

Ведущий: Конкурс называется «Дом моей мечты». Несомненно, у каждой  семьи должен быть дом, а не просто крыша над головой. А место где его понимают, любят и ждут, где человеку тепло и уютно.

 - Итак,  вам предстоит построить «Дом мечты».  У каждой команды лист ватмана, рисуют дом. Чей дом будет оригинальным ,ярким, красивым, тот выиграл. (Ватман, краски, кисточка, вода )

Станция №2 «Разминка».

(Из каждой команды приглашаются дети - по одному человеку, участникам выдаются карточки с вопросами).

Вопросы:

  • Кто вам мамин папа? (дедушка).
  • Как называют группу живущих вместе родственников? (семья).
  • Кто вы папиному папе? (внуки).
  • Кто женщина по отношению к своим детям? (мама).
  • Кто вам папина мама? (бабушка).
  • Если мужчина и женщина живут в семье, кто они друг другу? (муж и жена).
  • Кто вам папина сестра? (тётя).
  • Мальчик по отношению к своим родителям? (сын).

Станция №3 «Что в народе говорят»

Задание: вспомнить пословицы о семье, любви.

Человек без семьи,…………………..так и душа на месте.
Хоть тесно,………………………….что дерево без плодов.
У кого есть бабушка и дед,…………там и Божья благодать.
Согласье да лад,……………………..тот не ведает бед.
Семьей дорожить,…………………..при матери добро.
Родители трудолюбивы,……………да лучше вместе.
При солнышке тепло,………............счастливым быть.
Материнская молитва,………………в семье лад.
Где мир да лад,………………………и дети не ленивы.
Вся семья вместе,……………………со дна моря достает.

Станция № 4 «Музыкальная шкатулка».  

 Категория «Песенный»: определить песню о дружбе и исполнить её (под фонограмму). На этом этапе проводится конкурс заранее подготовленных песен о дружбе. А можно предложить песню, которую они должны спеть как ансамбль русской народной песни, в стиле рэп, как дети из детского сада, как цыганский хор и т.д.

Категория «Танцевальный»: на этом конкурсе отряд показывает свои танцевальные способности. Музыка несколько раз меняется. Конечно, не все дети знают, как исполняется тот или иной танец, важно, чтобы они чувствовали музыку.                                                    

Станция № 5 «Семейное древо»

Ведущий: Вы все отлично справились с заданиями и собрали элементы. А теперь соберем наши открытки . Звучит музыка («Спасибо, мама»), родители с детьми приклеивают все элементы открытки.

Награждение команд

Спасибо всем участникам команд за интересную работу! Пусть ромашки останутся у вас и будут напоминать вам о таком замечательном празднике, как день семьи.  

Ведущий1:Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные и в чем-то похожи. Мы учим своему языку, но слышим другую речь, радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, уважаем обычаи и традиции друг друга, слушаем музыку разных композиторов, увлекаемся звучанием народных инструментов, любуемся национальными костюмами.

Твоя земля – наш отчий дом, Россия,

Мы черпаем в ней силу и свободу.

В ней дышат корни крепкие, живые,

И моего древнейшего народа.

Ведущий 2.

Сегодня мы еще раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и учителя. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждет радостное и счастливое будущее.

Огромное спасибо семейным командам за участие в нашем празднике, а зрителям - за внимание.

Желаем счастья вам!

Чтоб все мечты сбывались!

С хорошим настроением

Чтоб вы не расставались!

Здоровья вам на сотни долгих лет,

А это, право, дорогого стоит!

В работе - много творческих

побед!

В семейной жизни - мира и покоя!

В  завершении  праздника  звучит песня «  Солнечный круг »(можно исполнить на русском и на татарском языке)

Ведущий1:

На этом наш праздник завершается. Мы рады были всех видеть сегодня, благодарим всех гостей и ждем вас в гости еще раз. До новых встреч. А сейчас…

Ведущий 2:

У татар    есть обычай - если у тебя гости, то выставить на стол нужно было все, что есть в доме. Поэтому, по закону гостеприимства, мы предлагаем отведать самые вкусные блюда национальных кухонь!

 Просим всех к столу!

( Семьи представляют свои национальные блюда).

Список литературы.

  1. Уланов, В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 43.
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/01/festival-narodov-rossii-tatary
  3. https://multiurok.ru/files/fiestival-druzhby-narodov-my-raznyie-no-my-vmiesti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"

Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

"Мы разные, но мы все вместе"

школьно-семейный праздник, посвященный окончанию ОРКСЭ...

«Мы разные, но все мы вместе!»

Единство, братство, дружба - вот те заветные слова, которые стали девизом нашего труда и творчества....

Линейка ко дню толерантности «Мы разные, но все мы вместе».

Линейка ко дню  толерантности «Мы разные, но все мы вместе»....