Права и обязанности
классный час

Домрачева Наталья Валерьевна

Помочь детям разобраться в понятиях "Права и обязанности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Права и обязанности34.2 КБ

Предварительный просмотр:

           

Автор:

ДОМРАЧЕВА Наталья

Цели:

1. Помочь детям разобраться в понятиях «права и «обязанности»;

2. Воспитывать уважение к правам других;

3. Привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы,

                         словарь Ожегова.

ХОД УРОКА:

БЕСЕДА

- Что означают слова «права» и «обязанности»?

(Выслушиваются высказывания детей. из словаря Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.)

- Какие обязанности и права есть у ученика в школе?

(Ответы детей записываются на доску).

ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ

УЧАЩИХСЯ В ДАННОЙ ШКОЛЕ

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

ИГРА «ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я?»

- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т.д.)

        ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен…

- В школе я имею право…

- Дома я должен…

- Дома я имею право…

- На улице я должен…

- На улице я имею право…

- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей).

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?  (Ответы детей.)

- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

ВЫВОД

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

     («Приглашающие» движения руками).

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

     (Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

     («Приглашающие» движения).

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

     (Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов).

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

    (Движениями обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

     (Имитация кормления крошками птицы.)

- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

РАЗГОВОР О ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЯХ

        - У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. (Выслушиваются ответы детей.)

- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)

ПОДВЕСТИ ИТОГ

ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, пометите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИГОТОВЛЕНИЕМ И ПРИЕМОМ ПИЩИ

  • Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие.)

ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С САМООБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

ВЫВОД: Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Какие права есть у учащихся?

- Какие есть обязанности?

- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо.

3. Вступать в пререкание с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждать старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старшие. Ты должен приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

        Все строят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу) «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…».

Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И не вкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья промок.

Зато сушиться – вместе! зато смеяться –

Вместе! Нам вместе –

Лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на луне.

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

-  Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

- Почему горько плакал зайчик в сказке «Лиса и заяц»?

- Почему нельзя товарищам кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, что бы позвонить по телефону?

- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

- Кто защищает ваши права? (Государство)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными)

- Какие права ты считаешь главными для человека?

- Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятно,

И там, на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет…

В тарелку учебник свалился случайно…

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимой приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна…

Вернут со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

- Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки,

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак… -

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник… Ну что в нём?

Обложка… Страницы…

Но он в то же время –

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

                                                  В.Суслов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...