Сценарий праздника Прощание с азбукой
классный час (1 класс)

Чиброва Светлана Николаевна

Сценарий праздника Прощание с азбукой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРОЩАЙ, АЗБУКА»

Разработка: Пахнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов.

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, ударении; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения.

Оборудование: записи на доске «Прощай, Азбука!», элементы букв, написанные на карточках, нарисованные буквы у учащихся; учебник «Азбука», «Родная речь», костюм Незнайки, двойки, Правила читателя, подарки, приготовленные руками старших товарищей.

  1. Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовем.

  1. Если всё у вас в порядке,

Парты, книжки и тетрадки,

Дружба с книгой навсегда,

Приглашаем вас сюда!

Стали мы немного взрослей,

Стали мы мудрее чуть-чуть.

И читаем сами теперь,

С книгой отправляемся в путь.

Расставанья близится час,

И нельзя его избежать.

Азбуку, поверьте, не раз

Будем вспоминать!

Сегодня «прощай»

Тебе говорим.

И Азбуке мы

«Спасибо» твердим.

Учитель: Мы пригласили вас, дорогие гости, на наш праздник «Прощание с Азбукой». Все дети научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбуку. Я поздравляю вас, дети, с этой первой школьной победой.

Исполняется песня «Первоклассник»

Ученик: В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга названа «Азбукой».

Учитель: Что мы делаем с помощью букв?

Ученик: Обозначаем звуки на письме при помощи букв, читаем, пишем.

Учитель: Что делаем со звуками?

Ученик: Слышим, произносим.

Учитель: Разделите буквы русского языка на три группы.

Ученик: Буквы, обозначающие гласные звуки.

               Буквы, обозначающие согласные звуки.

   

               Буквы, не обозначающие звуков.

Игра - 1

-А сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.

Игра – 2

Пока мы упражнялись, жук-буквоед подъел буквы. Давайте восстановим их

(И, М, Б, Я, К, Ю)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз

А учитель учит нас.

 

Ель, топор, лопата, руки,

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные ... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-С-С- змеиный слышен свист.

Ш-Ш-Ш-шуршит опавший лист.

Ж-Ж-Ж-шмели в лесу жужжат.

Р-Р-Р- моторы тарахтят.

Дружат гласные с согласной,

Составляют вместе слог.

Ма и ша, а вместе Маша

К нам явились на урок.

Слово «Мир» и слово «мама»

Напишу уже сама я

Я вам сказки прочитаю

И до сотни сосчитаю.

Раньше Карлсон и Мальвина,

Айболит и Буратино

Приглашали нас играть…

А теперь зовут читать,

И писать, и считать,

Через сказку и игру

Они учат детвору.

Мы играем и поем,

Очень весело живём!

           

Частушки

Мы ребята-семилетки,

Вам частушки пропоем.

Мы в своей любимой школе

Очень весело живем.

Эх, топни, нога,

Топни правенькая,

В школу я пришла учиться,

Хоть и маленькая.

Мы, ребята-семилетки

Любим бегать и играть.

А учиться обещаем на «4» и на «5».

Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про мышей.

А теперь читаем сами

Про любовь и про луну.

Любим мы решать задачи

Кто быстрей и кто вперед.

А задачи-то какие

Сам профессор не поймет.

Все науки одолеем,

Все у нас получится,

 Потому что наши мамы

С нами тоже учатся.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтобы нам похлопали.

А сколько интересного и необычного мы узнавали на уроках чтения, когда буквы, соединяясь друг с другом, открывали нам мир слов.

«Что рассказывают буквы?»

В азбуке у Насти,

Точно на параде,-

Гласные, согласные –

Стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке,

А поодиночке.

Говорить они пытались:

И жужжали, и шептались.

Но о чем – пойми, попробуй.

Буква М мычит коровой,

Буква А сказала: «А»?

- Что ты хочешь, буква А?

Но в ответ мне буква а

Тоже спрашивает: «А»?

Вот еще досада!

Что им, буквам, надо?!

Но когда в тетради

Встретились у Насти

Буква А и Буква М,

Все понятно стало всем.

Буквы рядом –

Ровно, прямо

Встали, честь по чести,

И сказали дружно:

- Ма-ма!

Вот что значит – вместе!

И теперь у нашей Насти

Разговор иде5т в тетради:

В каждом слове –

Там и тут –

Буквы дружные живут.

 А можно ли составить слова без гласных? (дети отвечают)

Следующий конкурс называется «Угадай слова».

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)

Мы расскажем вам таинственную, необыкновенную и поучительную историю про букву «Я»

Ведущий: Всем известно буква «Я»

                  В азбуке последняя.

                  А известно ли кому

                  Отчего и почему? Неизвестно?

Все: Неизвестно.

Ведущий: Интересно?

Все: Интересно.

Ведущий: Ну, так слушайте рассказ.

                  Жили в азбуке у нас

                   Буквы. Жили – не тужили,

                   Потому что все дружили.

                   Где никто не ссорится,

                   Там и дело спорится.

                   Только раз всё дело стало

                    Из-за страшного скандала:

                    Буква «Я» в строку не встала.

                    Взбунтовалась буква «Я».

Буква «Я»: Я, главная, заглавная!

                   Я хочу, чтобы повсюду

                    Впереди стояла Я!

                    Не хочу стоять в ряду!

                    Быть желаю на виду!

Ведущий: Говорят ей:

Все: Встань на место!

Ведущий: Отвечает:

Буква «Я»: Не пойду!

                    Я ведь вам не просто буква:

                    Я – местоимение.

                    Вы в сравнении со мной – недоразумение!

Ведущий: Тут вся азбука пришла

                   В огромное волнение.

- Фу – ты, ну - ты

Ведущий: Фыркнул  «Ф»

                  От обиды покраснев.

- Срам!

Ведущий: Сердито «С» сказало.

                  «В» кричит:

- Воображала!

  Это каждый так бы мог!

  Может я и сам предлог.

Ведущий: Проворчала «П»

- Попробуй, потолкуй с такой особой.

- Нужен к ней подход особый.

Ведущий: Вдруг промямлил Мягкий знак.

                  А сердитый Твёрдый знак

                  Молча показал кулак.

- Тише, буквы! Стыдно знаки!

Ведущий: Закричали гласные.

- Не хватало только драки.

  А ещё согласные!

- Надо раньше разобраться

  А потом уже и драться!

  Мы же грамотный народ.

  Буква «Я» сама поймёт.

- Разве мыслимое дело

  Всюду «я» совать вперед?

- Ведь никто в таком письме

  Не поймет ни бе, ни ме!

Ведущий: «Я» затопала ногами.

Буква «Я»: Не хочу водиться с вами.

                    Буду делать все сама.

                    Хватит у меня ума!

Ведущий: Буквы тут переглянулись.

                  Все буквально улыбнулись,

                  И ответил дружный хор:

Все: Хорошо! Идем на спор!

- Если сможешь в одиночку

  Написать хотя бы строчку!

  Правда, стало быть, твоя!

Буква «Я»: Чтобы я, да не сумела?

                   Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Ведущий: Буква «Я» взялась за дело.

                  Целый час она пыхтела, и кряхтела

                  И потела – написать она сумела

                  Только яяя…

                  Как зальется буква «Х».

- Ха –Ха – Ха.

Ведущий: «О» от смеху покатилось.

                   «А» за голову схватилась,

                  «Б» схватилась за живот…

                  Буква «Я» сперва крепилась.

                  А потом как заревёт.

Буква «Я»: Я, ребята, виновата!

                   Признаю свою вину.

                   Я согласна встать, ребята,

                   Даже сзади буквы «Ю».

Все: Что ж.

Ведущий: Решил весь алфавит.

Все: Если хочет, пусть стоит.

 - Дело, ведь совсем не в месте,

   Дело в том, что все мы вместе!

- В том, что все от «А» до «Я»

  Жили, как одна семья.

Ведущий: Буква «Я» всегда была

                  Всем и каждому мила.

                  Но советуем, друзья,

                  Помнить место буквы «Я».

Исполняется песня «Если с другом вышел в путь»

          Сегодня, друзья мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

  1. Спасибо, Азбука за все,

     Что сделала для нас!

     За слово доброе твое, за стих,

     За первый твой рассказ.

     Нас научила ты читать,

     Слова на слоги разбивать.

     Прошли с тобой от «А» до «Я»,

     И с нами будешь ты всегда!

5. Как хорошо уметь читать!

    Не надо к маме приставать.

    Не надо бабушку трясти:

     «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай еще страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    А можно взять и прочитать!

Игра – 3

Конкурс для детей и взрослых на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:

КОЛУМАН (лук, кулон, кол, мак, клуб, клоун)

Игра – 4

Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе:

ОВРУЧКАК           ручка

МРАНЕЦНС          ранец

ТЕТРАДЬБ             тетрадь

РУКПЕНАЛ            пенал

ОЛАСТИКМ          ластик

ПАЛЬБОМГ          альбом

Игра -5

По-очереди каждому классу зачитываются фразы, которую необходимо закончить названием животного. Например, голоден как…волк, изворотлив как…уж.

- упрям как..осёл

- хитёр как…лиса

- надут как…индюк

-мокрый как…курица

-труслив как…заяц

- нем как…рыба

- болтлив как…сорока

- здоров как …бык

- грязный как…свинья

-колючий как…ёж

А кто знает , сколько букв в русском алфавите?

«АБВГДЕЖ»

33 родных сестрицы-

Писаны красавицы

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просят всех ребят

Сними подружиться.

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

ЦЧШЩЭЮЯ – все теперь мои друзья.

А пять сестренок опоздали,

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали в азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними дети.

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем кто с ними не знаком.

Я получила письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах), но ничего в нем не поняла. Может быть, вы, ребята, мне поможете?

Послушайте, что здесь написано.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб. (зуб)

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

Забодал меня котел,

На него я очень зол. (козел)

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.(корку)

Не учил уроки,

А играл в футбол.

Оттого в тетради

Появился гол. (кол)

На волке -  сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.(на полке)

Врач напомнил дяде Вите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

10 цапель перед сном» (капель)

Под березами, где тень,

Притаился старый день. (пень)

Писем мы не написали:

Тучку целый день искали. (ручку)

Игра 6. А пословицы вы знаете? Я читаю пословицу, а вы должны сделать некоторые исправления, как правильно она звучит.

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два -  лучше.
  3. Голос – не щетка.
  4. Не зная броду, не суйся в моду.
  5. Первый клин колом.
  6. Сашу маслом не испортишь.
  7. Мы сами с ушами.
  8. От бобра бобра не ищут.
  9. В здоровом теле здоровый пух.
  10. Яйца куницу не учат.

Выбегают буквы А – Я

Праздник Азбуки, праздник Азбуки!

Мы отпразднуем с друзьями.

Праздник Азбуки, праздник Азбуки!

Веселитесь, друзья, вместе с нами!

Незнайка (авоська, жуёт пирожок, садится, поёт) «Я на солнышке лежу»

Я учиться не хочу,

На Луну я полечу.

Не нужны мне знания ,

От них одни страдания!

Ненавижу я науку,

Боже мой, какая скука!

Волком хочется завыть,

Не хочу мозги сушить.

(буквы убегают)

Двойки

1. Ой, привет, дружочек!

2. Как мы по тебе соскучились

1. Мы целый день тебя искали.

2. И как только услышали твою прекрасную песенку, прибежали сюда.

(Незнайка прячет за спину авоську, продолжает петь, двойки подпевают)

Не люблю писать в тетради,

И чего, скажите, ради

Должен книги я читать,

Если хочется гулять.

Почему же отгадай-ка

Все зовут меня Незнайка

Потому что те друзья

Ничего не знаю я!

Двойка 1: Незнаечка, ты наш миленький.

Двойка 2: Незнаечка, ты наш любименький!

Двойка 1: Куда ты собрался с таким грузом?

Незнайка: На Луну!

Двойка 1: Ой! И на чём ты полетишь?

 

Незнайка: На ракете, разумеется.

Двойка 2: А у тебя и ракета есть?

Незнайка: Разумеется!

Двойка 1: И летать ты на ней умеешь?

Незнайка: А что тут уметь? Сел и поехал.

Звучит музыка. Появляется Азбука.

Азбука: Вот и я, мои друзья,

              Рада, рада очень я.

              Рада я за вас, ребята,

              Что вы научились читать.

Незнайка: Здравствуй, Азбука! А что это у тебя в руках?

Азбука: Это волшебная книга. Она может научить не только читать, но с помощью её можно открыть дверь в страну Знаний, и побывать в любом уголке нашей Родины.

Незнайка: А можно слетать на Луну?

Азбука: Можно. А с кем это ты разговаривал?

Незнайка: Со своими подружками, двойками.

Азбука: Как, они опять здесь, нельзя их оставлять в нашей школе. Нужно немедленно их найти, пока они не натворили беды. Скорее за ними. (убегает).

Незнайка: Вот здорово, она забыла свою волшебную книгу. Теперь я точно попаду на Луну.

Двойки: Как мы от них удрали. Провели вокруг пальца.

(поют на мотив «Гимн Знайки и его друзей»)

Мы двойки, мы « неуды»,

И в этом наша суть.

Коль ты попал к нам в неводы,

О знаньях позабудь!

Владеем чудо-чарами,

Нам помогает лень.

И ходим, ходим парами

По школе целый день!

И если ты не выучил

Того, что задают,

То ты нас очень выручил

И мы уж тут как тут.

Пускай грозят нам карами

Пугают все вокруг,

Но все мы ходим парами,

Нам лодырь – лучший друг.

Незнайка: Вот и ходите парами, а мне на Луну пора.

Двойка: А мы, Незнаечка, не оставляй нас, мы тебе ещё пригодимся.

Незнайка: Так и быть полетим вместе (уходят)

Азбука: Странно, как это двойкам удалось ускользнуть?

Двойка 1: (с криком) Ой, спасите, ой помогите! Ой, Незнайка чуть не загубил.

Двойка 2: Неуч безграмотный, даже взлететь не сумел.

Двойка 1: Спасайся, кто может, скорей убежим из этой школы. (убегают)

Незнайка: (протягивает книгу) Прости меня, пожалуйста, вовсе она не волшебная. Я не смог даже завести ракету.

Азбука: Чтобы полететь на луну, нужно многому учиться, овладеть разными науками и прежде всего научиться читать.

Ведущий: Давайте, ребята, подарим Азбуку Незнайке, чтобы он научился хорошо читать.

Незнайка: Спасибо!

Азбука: Пора, друзья, проститься нужно.

              Всех поздравляю от души.

              Пусть в этой школе живут дружно и старшие, и малыши!

              Чтобы побольше вы книжек читали,

              Чтобы красиво в тетрадках писали,

              Чтобы умели считать, рисовать.

               Чтобы учились на круглые «пять».

Сегодня я привел вам новую гостью . Это «Родная речь».

«Родная речь» Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.

         Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплет не выгибай

Корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Я дарю вам на память эти памятки, а ваши товарищи – памятные сувениры.

Исполняется песня «Пополам»

од музыку «Чему учат в школе» все занимают свои места.

Ведущий: «Здравствуйте дети! Здравствуйте дорогие гости!
Мы пригласили Вас на праздник. У нас большая радость: мы изучили первую школьную книгу «Русскую азбуку». Теперь мы умеем сами читать любые слова, предложения и даже рассказы. И сейчас мы расскажем нашим гостям чему мы научились за это время в школе.

Над Москвою зимним утром 
Занялась заря.
В школе праздник, 
Славный праздник –
Праздник АЗБУКИ!»

Под музыку вбегает Буратино.

Буратино: «Привет ребята! Узнал, что у Вас сегодня праздник «Прощай Азбука», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?»

Дети: «Научились!»

Буратино: «Ой, какие Вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю  Вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как Вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.

Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину. (под музыку)

Мальвина: Здравствуйте ребята! Буратино сказал, что Вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у Вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: АЗБУКА!

Мальвина: А знаете ли Вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдет чудо. (Хлопает в ладоши). Раз, два, три.

Входит под музыку Азбука.

Азбука: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои друзья. А кстати, кто-нибудь знает откуда вязалось моё имя?(Если дети из зала не могут сами дать ответ Азбука поясняет).
Прислушайтесь как красиво звучит моё имя! Так что же оно значит?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «АЗ». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «БУКИ». «АЗ» и «БУКИ» вот и получилось – «АЗБУКА».

Я – АЗБУКА. Учу читать.
Меня ни как нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо – 
И сможешь ты тогда 
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Мальвина: Дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике и ребята порадуют тебя песней о буквах.

Звучит песня о буквах.

Буратино: Молодцы ребята! Хорошую Вы спели песню. А теперь отгадайте мою загадку:

«33 родных сестрицы,
Писаны красавицы
На одной живут странице 
И Повсюду славятся. 
(Буквы)

– Молодцы ребята, всё знаете.

Мальвина:  Моя загадка будет сложней, отгадайте её:

Буквы-значки, как бойцы на парад, 
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё – (АЛФАВИТ!)

Выбегают ученики, у них в руках плакаты с буквами.

1-й ученик: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж – прикатили на еже

2-й ученик: И  К  Л  М  Н  О  – дружно вылезли  в окно.

3-й ученик: П  Р  С  Т  У  Ф  Х – оседлали петуха.

4-й ученик: Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я – вот и все мои друзья!

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь  ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края 
Откроет путь от «А» до «Я».

Дети поют песню «Алфавит».

Мальвина: Теперь ребята, расскажите  что Вы узнали на уроках.

1-й ученик:

Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

2-й ученик:

«Ель», «Топор», «Лопата», «Руки» – 
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные – 
Гласные, согласные.

3-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

4-й ученик:

А согласные  согласны 
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

5-й ученик:

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«МА» и «ША», запомни «МАША»
К нам явились на урок.

6-й ученик:

Если слоги встанут рядом, 
Получаются слова.
«ТЫ» и «КВА», а вместе: «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», читай: «СОВА».

7-й ученик:

Соединили мы два слова – 
И предложение готово:
«ДОЖДЬ ИДЁТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.

1-й ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать.

2-й ученик:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

3-й ученик:

Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

Азбука: Молодцы ребята! А теперь мы загадаем Вам загадки о буквах. Будьте внимательны!

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь?   А?
Перед тобою буква … («А»)

Мальвина:

На эту букву посмотри, 
Она совсем как цифра  «3»… («З»)

А моё задание называется «Превращение слов –  волшебные клеточки»

З

У

Б

 

 

 

 

 

 

Д

У

Ш

Буратино:

Вы посмотрите: 
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнут баранкой ногу… («Б»)

– Придумайте как можно больше слов к этим схемам:

Азбука:

Удобная буква, 
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто…  («У»)

Найдите слово в слове: «УТОЧКА», «УДАЧА», «УГОЛ» и «УХОД».

Буратино:

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква… («К»)

– Я приготовил для Вас игру «Из одного слова – несколько»  КАРТОФЕЛЬ.

Буратино: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо ещё уметь составлять слова. Выйдете ребята с буквами и попробуйте составить слово.
А теперь составьте слова из этих букв 

О  Ш  Л  А  К         О  К  У  Р         Е  М  Р  Н   Е  А  Е  П.

уратино: Дорогая азбука! Ребята справились со многими сложными заданиями. А теперь ты сама отгадай,  о какой букве расскажут тебе ребята.
Ребята показывают сценку «Буква Я»

Музыка для выхода.

Всем известно: буква «Я»
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
– Неизвестно?

– Неизвестно.

– Интересно?

– Интересно.

– Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас, буквы,
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится – 
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, – сказала буква «Я»
Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла «Я»!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Говорят ей:

– Встань на место!

Отвечает:

– Не пойду.
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Не более, не менее!

Тут вся азбука
Пришла в страшное волнение.

Фу-ты, ну-ты!

Фыркнул «ЭФ»,
От обиды покраснев.

Срам.

Сердито «ЭС» сказала.

Воображала! Это всякий так бы смог!

Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.

Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

Тише, буквы!
Стыдно, знаки!

Закричали гласные.

Не хватало только драки,
А еще согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.

Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.

Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед!

Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ».

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:

Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку 
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!

Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».

Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я».

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.

«О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет.

Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».

Что ж,

Решил весь алфавит.

Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.

Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я».

Под музыку ребята уходят.

Азбука: Молодцы ребята! Мне понравилось Ваше выступление. Конечно, Вы рассказывали о самой хвастливой букве. Наш следующий конкурс … 
В это время вбегает Незнайка

Незнайка: Подождите! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я к ребятам на каждый урок приходил, я теперь все буквы знаю, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

Азбука: Ну как, ребята послушаем?

Наш новый конкурс так и назовём «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.

Незнайка:

Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

Азбука: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?

Дети: ГРАЧЕЙ!

Незнайка: Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами…

– Что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?

Дети: ЧАЙКИ!

Незнайка: Понял, понял. Больше не собьюсь!

Врач напомнил дяде Мите,
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите 
Десять цапель перед сном!

Дети: Не ЦАПЕЛЬ, а КАПЕЛЬ

Азбука: Эх, Незнайка, стихи заучить не так то просто. А ты опять допустил ошибку. Ребята, давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с Вами вспомним стихотворение, написанное поэтом А. Шибаевым.

Азбука: Дедушка про внучку говорил:

– Экая досада! 
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы …

Дети: Спасибо!

А слово то какое –
Очень дорогое!

Азбука: Молодцы ребята! Хорошие стихи Вы выучили. И слова хорошие, очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Понял, Незнайка, как стихи учить надо?

Незнайка: Понял, но я всё таки с ребятами прощаться не буду и приду к ним обязательно и на уроки чтения.

Азбука: Теперь я не сомневаюсь, что Вы будете успешно заниматься на уроках чтения. А поведут Вас туда Ваши любимые сказочные герои. Какие именно?  Сейчас узнаем!

Азбука:

Сейчас начнётся здесь парад, 
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится.

Появляются новые герои.

Азбука:

Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

болит: Здравствуйте дети! А кто написал обо мне?

Буратино: 

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино 
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется… (ЧЕБУРАШКА)

Под музыку песни о Чебурашке на сцену выходит Чебурашка.

Чебурашка: А как звали моего лучшего друга?

Незнайка:

Он и весел и не злобен, 
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок. 
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)

Под музыку песенки Винни-Пуха  появляется Винни-Пух.

о было в горшочке, когда я шёл на день рождения к ослику ИА?

Под музыку выходит ЗОЛУШКА.

– Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда  же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?

Дети отвечают.

Азбука: Эти литературные герои, а с ними и многие другие проведут теперь Вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с Вами будут и мои друзья, мои буквы. Добрый Вам путь! На память о сегодняшем празднике хочу вручить всем Вам подарки – книги. Их Вам теперь предстоит читать самостоятельно.

Мальвина и Буратино вручают подарки.

Учитель: Дорогие ребята! Мы все поздравляем Вас с «Праздником окончания Азбуки!» Желаем Вам быстрее научиться хорошо и с удовольствием читать книги, чтобы узнавать из них много нового и интересного.

Мальвина: Давайте на прощание ещё раз скажем спасибо азбуке, спасибо учителям. И на прощание споём песню.

Дети поют песню «Азбука».

После слов: «... Скажите, как меня зовут...» Дети хором отвечают.)

Дети: Бу-ра-ти-но!

Буратино: У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку.. .

Дети: Буратино.

(Буратино плаксивым голосом рассказывает о том, что произошло.)

Буратино: Да, бочки для слез - для меня. Я хотел быть умненьким, благоразумненьким, а вот что получилось: продал свою Азбуку и ничему не научился.

Хотел бы я узнать,

Для чего собрались вы опять.

Ученик 4:

 Февраль за окном стоит,

Снег в воздухе кружится,

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься!

Ученик 5:

Нас научила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней любой из нас привык!

(Дети поют куплет песни «Наша школьная страна» 

Азбука:

Вот и я, мои друзья!

Рада вам, рада вам очень я!

Приятно слышать добрые слова о себе.

Ведущий: Уважаемая Азбука!

Принимай парад войска от «А» до «Я» .

Азбука:

Есть принимать парад!

А, ну-ка, буквы,

Встаньте в ряд:

Я - командир, вы - мой отряд.

Гласные - направо!

Согласные - налево!

Буквы, которые не обозначают звуков,

встаньте отдельно.

(Буквы строятся.)

Буратино (мечется между буквами):

Ребятишки, девчонки и мальчишки!

А мне куда же встать?!

Ведь был поленом, стал мальчишкой.

Хочу обзавестись я тоже умной книжкой.

Дети (хором): Это очень хорошо,

Даже очень хорошо!

Азбука:

Вот что, ребята, порою бывает.

С теми, кто грамоты вовсе не знает.

Надо читать научиться скорей,

А то ты впросак попадешь, как Андрей.

Ученик 7:

Хлеба купить попросили Андрея,

Вот и пошел он, читать не умея.

Вывесок много, а мальчик один.

(Мальчик заглядывает на вывески, которые подняли дети: «Хлеб»,

«Молоко», «Овощи», «Обувь», «Одежда».)

Ученик 8: Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате молвит Андрею:

Ученик 9 (парикмахер):

Сядьте, я бороду вашу побрею!

(Андрей Садится на стул, парикмахер с расческой и ножницами в руках пытается его постричь.)

Ученик 8: Только тогда, покраснев от стыда, он закричал:

Андрей:     Я попал не туда. (Убегает.)

Ученик 10 (обращаясь к Буратино):

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря

Не обойтись без Азбуки, друзья!

Буратино: Нужно и мне быстрее браться за учебу. Ну, где же я возьму свою Азбуку?

Ведущий: Твоя Азбука находится в стране Азбукарии. Иди вместе с ребятами! Они покажут тебе дорогу и расскажут об этой стране.

Ученик 11:        

Был на речке, на Чернильной.

Город маленький, не пыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Ученик 12: Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

А: Абрикос, арбуз, айва

Очень сладкие слова.

И все на букву А.

Б: Букве Б и страх неведом:

Бой, барабан, бей, победа!

В: Ветер веет в чистом поле,

Волком воет он на воле

Г: Гриб растет среди дорожки

Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом,

дуб долбил, как долотом.

Е, Ё: . Ель на ежика похожа

Еж в иголках, елка - тоже.

Ж: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

з: В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

И: Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Й: Йод ребенок знает каждый,

Йодом врач нам раны мажет.

К: Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут.

Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел,

Мало меда, много пчел.

Н: На коне наездник мчит.

Настоящий он джигит!

о: Ослик был сегодня зол 

Он узнал, что он - осел!

П: Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот

Разоряет огород.

с: Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой,

То-то теплое местечко.

У: Ученик учит уроки,

У него в чернилах щеки.

ф:' Флот плывет к родной земле,

флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ш: Шалуны, прибавьте шагу!

Скорей несите мушкетеру шпагу!

Щ: Щеголь щетку уважает,

Щеткой щеголь пыль очищает.

Ъ, Ь: Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит - только так.

э: Экскаватор землю роет,

Это школу детям строят.

ю: Юнга - будущий матрос

Южных рыбок нам привез.

Я: Я сказала про себя:

- Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит

Гол! Закончен алфавит.

Азбука:

Это - русский алфавит.

Буква к букве в ряд стоит.

Ученик 13: Хоть непросто это, пусть!

Все заучим наизусть!

К букве - буква, к слову - слово

Родилась родная речь!

Ученик 14: Так легко - как блин испечь,

Если тесто уж готово.

Будем знать мы алфавит

Все вокруг заговорит!

Ученик 15: Станем книжки мы читать,

Мир огромный узнавать.

Алфавитная семья

Вам представлена, друзья!

Ученик 16: Кто захочет сам читать,

Станет буквы изучать,

А от этого порога

К знаниям ведет дорога.

Азбука:

Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

Буратино (вскакивает):

Как я рад! Как я рад!

Кто не знает Буратино?

Нос мой острый, нос мой длинный.

Вот работу я задам деревянным башмакам.

 Петрушка:

Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие зрители!

Состязаться со мной, не хотите ли?

Ведущий: А в чем состязаться?

Петрушка: Ну, например, кто громче заорет

Или шире откроет рот,

Разбросает пальто в раздевалке,

Есть же у вас такие ребятки?

Ведущий:

Ну, Петрушка, скажем тебе заранее:

Не нужны нам такие соревнования!

Петрушка: Да я пошутил.

Ведущий: А мы вот какие состязания сейчас проведем! У меня

есть письма из города. Добрые слова, но в них нет последних слов. Подскажите их.

Видел Асю-девочку.

Я сейчас на улице.

Ася - славная девчонка,

Ася ходит в первый класс!

Но давно уже от Аси

Я не слышал слово.

Дети:

Здрасте.

Ведущий:

А слово-то, какое, очень дорогое!

 А вот письмо второе.

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но, представьте -зря от Вити

Ждал я слова

Дети:

Извините!

Ведущий:

А слово-то, какое - очень дорогое!

Теперь прочитаете: письмо под номером 3.

Дед про внучку говорил:

«Экая досада -  

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но - нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы…

Дети: Спасибо!

Ведущий: Все слова какие – очень. Дорогие!

Молодцы, ребята! Никогда не забывайте этих добрых слов.

I        Ну-ка, буквы, выходите:

а, я, о, в, с, н, к.

А вы попробуйте - сложите.

А. теперь посмотрим и послушаем диалог двух друзей! Встретились

два друга - Саша и Матвей.

Саша: А у меня получилось слово овсянка!

Матвей: Подумаешь, у меня тоже получилось «ОВСЯНКА»!

Саша: Люблю я овсянку.

Матвей: И я люблю.

Саша: Она желтая, красивая такая!

Матвей: И вкусная. Особенно с молоком!

Саша: Как это - вкусная? Как это с молоком?

Матвей: Да так. А еще хороша с маслом и сахаром.

Саша: Да ты про что говоришь?

Матвей: Как это про что? Про овсянку! А ты про что?

Саша: И я про овсянку.

Матвей: Ты про какую овсянку?

Саша: Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни

пела;

Матвей: Каша песни пела?!

Саша (сердито): Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка.

Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне - мою овсянку слушать!

Матвей: Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать.

Ведущий: Я думаю, все поняли «секрет» этого диалога. Наш праздник подходит к концу, но я вижу, что есть еще желающие выступить.

Ученик 19: Ты в азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без Азбуки

Вся жизнь прошла бы зря!

Ученик 20:        

Смех и слезы,

Радость и печаль

Довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль:

Книги нам легко,  теперь читать!

Ученик 21: Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

 Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Ученик 22:

Тридцать три родные буквы

Мы узнали, не шучу!

И поэтому, ребята,

Благодарны Азбуке!

Мои дорогие друзья!

День сегодня такой...

Бы закончили Азбуку

И идете в путь со мной.

Вместе мы прочитаем

Тысячи книг!

И каждый из вас гордо скажет:

- Я - ученик!

И когда вы уйдете в ту неведомую даль,

Бы поймете, что 80 всем

Вам помогла  лишь Азбука!

Так что в путь!   .

Не робейте!

Не грустите, не жалейте,

Что закончили Азбуку.

Я желаю вам унестись в эту даль,

Научиться решать, научиться дружить.

И в беде помогать,

И решительными быть.

(Дети поют песню о школе.)

Спешите к нам,  друзья, скорее,

Ведь в школе у нас веселье.

В  этот светлый час

Весь мир, друзья, открыт для вас.

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас!

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

В школу он спешит сейчас,

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник,

Это каждый знает

Мчится поезд – первоклассник,

Скорость набирает.

Ход праздника:
1.Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с «Азбуки» обложки и закладок нет…
Все взволнованы немножко… В чем секрет?

2. Дочитали эту книжку школьники вчера,
А сегодня- день прощанья, праздник Букваря.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем,
А другие называют книгу Букварем?

3.Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой букварь.

Учитель. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первой школьной победой - вы теперь все умеете читать. Вам открыты все пути. Книги, как мудрые друзья, проводят вас в удивительный и прекрасный мир. Читая, вы будете становиться умнее, сильнее, добрее. В добрый путь!
1.Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль-
Книги нам легко теперь читать!

2. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» - для всех подарок-
Учителя нам принесли.

3. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

4. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

5. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!

Учитель. А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот сейчас и произойдет чудо.(Хлопает три раза в ладоши.)Раз, два, три.
(Входит Русская Азбука)
Русская Азбука. 
Я - Русская Азбука. Учу читать.
Меня не знать нельзя никак.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель. Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты самая желанная гостья на нашем празднике.
Азбука. Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети. Да!
Исполняется песня «Чему учат в школе»

Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит весь класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!

Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.

Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Паненко Ирина Николаевна

Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.

До свидания, учебник!
А на следующий год 
ты других читать научишь,
Тех кто в первый класс придет.

Вот и закончена Азбука
Буквы мы знаем 
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы ее будем
Любить и беречь.

Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!

Сценарий праздника Прощай, азбука! по учебнику Азбука , автор Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков

ОднаКнопка
Автор(ы): Полякова Оксана Владимировна, учитель начальных классов

Цели мероприятия:

  • Образовательная: повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.
  • Воспитательная: формирование позитивных отношений в классном коллективе, развитие культуры общения с одноклассниками в процессе реализации общего дела.
  • Развивающая: формирование познавательного интереса к литературному чтению;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Участники мероприятия: ученики одного класса, их родители и близкие родственники, ведущие, Азбука, Мальчик Андрей, «Герои Азбуки» Маша и Миша. 
ХОД ПРАЗДНИКА

1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи,
Мы сегодня говорим 
Про свои успехи
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучаем алфавит!
3. Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
5. Беру я «Азбуку» свою.
Ей говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть, 
Все книги я могу прочесть.

Учитель: Ребята, а зачем нам уметь читать?
Ведущий: 

Вот, что ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает. 
Надо читать научиться скорей,
А то впросак попадёшь, как Андрей.
Хлеба купить попросили Андрея.
Вот и пошёл он читать не умея.
Вывесок много, а мальчик один.
Входит не смело Андрей в магазин.
Кто-то в халате молвит Андрею:
«Сядьте я бороду вашу побрею!»
Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда.

Азбука: 

Ждет с волнением и девчонок, и мальчишек
Книга первая твоя.
Среди ярких толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она!

– Узнали меня?

Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать?!

Андрей: 

И зачем уметь читать?
Нужен этот первый класс?
Ухожу домой сейчас, 
Попрошу купить компьютер.
Буду целый день в Интернете я играть…

Азбука: 

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись.
И включаться в Интернет,
Грамотой, не овладев, подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

Андрей: Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.
Азбука: Эту тоже?
Андрей: Ну, а как же?! Скажет каждый во дворе: «Перед вами буква Р-рэ.»
Буква «Р»: Я не рэ! (3 раза) Хоть и пишут: «Во дворе». Моё имя – буква «Эр».
Андрей: Извините, я не знал, но я правильно читал…
Азбука: А вы, ребята, знаете, как правильно называются буквы? Вот я сейчас и проверю! Я пришла к вам в гости не одна. 

33 родных сестрицы – писаны красавицы.
На одной живут странице и повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные красавицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться!

– Буквы! По порядку алфавита стройся!
– Гласные?!
– Согласные?!
– Буквы, которые не имеют звуков?!
(Все буквы становятся в ряд)
Ведущий:

Если кто-то любопытен,
Хочет все на свете знать,
Тот не будет лениться,
И научиться читать.

Азбука: 

Только чтобы на вопросы
Стали буквы отвечать,
Вам, ребята, (очень просим)
Надо буквы твердо знать.

Андрей:

...

Цель: подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за период обучения грамоте.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности
  • Развивать инициативы учащихся и родителей, направленные на анализ собственного поведения и поступков, умение самостоятельно выполнять задание
  • Воспитывать умение общаться, совместно трудиться на общее благо

Учитель: Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, в первый класс.

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей,

Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять.

Вы Азбуки свои раскрыли,

Раскрыли первую тетрадь.

Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться. Вы Выучили все буквы русского алфавита, научились читать по вашей первой книге « Азбука».

Сегодня мы проведём необычный урок. Необычный он потому, что к нам пришло много гостей, и все они рады за вашу первую школьную победу! Всем добрый день!

Ребята, прочитайте фразу, которую вы с гордостью можете всем сообщить:

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь ученики!

(Исполняется песня « Чему учат в школе» сл.М. Пляцковского, муз.В.Шаинского)

Первоклассники :

Азбука- первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Книги нам тайны свои посвящают

Вижу, что мама и папа читают.

Бабушка мне написала письмо,

Знает ,что я прочитаю его.

В Азбуке живёт семья:

Буквы все от А до Я.

Две команды у них есть,

Кажется они уж здесь.

Представляю вам ,друзья,

Первую команду я.

Все мы вместе собрались,

Петь готовы и на «бис»,

Ведь мы буквы гласные –

Все певцы прекрасные.

А-Алфавита голова Е- на лесенку похожа

Знает Вова, знает Света, Ё- её сестрёнка- то же.

Что похожа А Но у буквы Ё две точки,

На летящую ракету и словно к лесенки гвоздочки.

На крышу теремка.

Юра катит снежный ком, Э- локатор электронный

Вьюга кружит за окном. Он по эху узнаёт,

Юру я не узнаю, Где в туман и ночью тёмной

Он как-будто буква Ю. Пролетает самолёт.

Толстячок, играя тростью О- знакомо нам давно:

Буквой Ы шагает в гости. Буква О, буква О-

Необычной красоты купит Круг, баранка, колесо.

Он сейчас цветы.

И- калитка три доски. У- улитка на дорожке…

Вот на что похожа И. Смело вытянула рожки.

Между двух прямых досок Уходите- ка с пути

Одна легла наискосок. Не мешайте дом везти.

Я –сказала про себя-

Хоккеист известный я.

Шайба точно в цель летит.

Гол!- закончен алфавит.

Учитель: Гласные тянутся в песенке звонкой и сегодня они приготовили вам

« Улыбку» (исполнение песни «Улыбка» сл.М. Пляцковского, муз.В.Шаинского)

Ученица: Вот ещё одна команда,

И кого в ней только нет:

Звонкие и удалые

И совсем- совсем глухие.

Встаньте парами ,друзья,

Посмотрю на всех вас я.

Видишь девочка Алёна Филин два огромных глаза

Держит трубку телефона букву Ф напомнит сразу.

Трубка телефонная - Лупоглазый целит взгляд,

Буква В огромная. Словно фотоаппарат.

Г-громадный кран подъёмный Кузнец стоит,

Помогает строить нам Как буква К,

Без труда он блок бетонный Сноп искр летит до потолка.

Поднимает к облакам. Куёт кузнец подковки-для лошади

Обновки.

Д- как домна заводская- Т-антенна, выше крыши-

Печь для плавки чугуна. Всё увидит, всё услышит .

Дым клубами выпуская, Телевизоры включаем

День и ночь горит она. У экранов не скучаем.

З-не просто завитушка, Словно С, повис над клёном

З-закручена как струшка. Полумесяц в небе тёмном.

Свет волшебный с неба льёт,

Сказку в гости он зовёт.

П –тупник,на нём гимнаст Буква Б проснётся рано,

Подтянулся сорок раз, Буква Б как бочка с краном.

Подтянись, попробуй ты Умывайся, будь здоров

И не бойся высоты. Богатырь Борис Бобров!

Жарко…Жатва… Шагает кошка не спеша.

На меже встанет сноп как буква Ж, Коготки как буква Ш.

Если сноп,как пояском Шустро мышь под печку-шасть!

Мы подвяжем колоском. Как бы в лапы не попасть!

Разыгрывается сценка « Запутались» (роли: Девочка, Коза, Бык, Пёс)

- Смотрите- буква!

Вот те на: не в книжке - на дорожке .

Как называется она, похожая на рожки? -

Ученый Пёс, Бык и Коза

Таращат на неё глаза…

Коза прикинула в уме,

Сказала:

- Это буква «Ме».

Бык возразил:

-Не «Ме» ,а «Му». Я лучше знаю что к чему!

А Пёс воскликнул:

-Полно вам, не спорьте, это буква «Ам».

- Нет , «Му».

-Нет, «Ме».

-Нет « Ам! Ам! Ам!»

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!

Запутались совсем ученый Пёс, Коза и Бык, увидев букву М – «Эм».

(А.Шибаев)

Ученики: Буквы Й,Н,Л,М,Р

Подают нам всем пример.

Хоть живут они без пары,

Мы всегда их видеть рады.

Н-натянутая сетка.

Сетку стойки держат крепко.

Приходите к нам во двор-

Поиграем в волейбол.

Й- знай что Й зовут и кратким

Й- как И в твоей тетрадке

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

Летом мы по лесу шли.

Л-шалаш в лесу нашли.

А в шалаш ,как раз для нас

Вёл на Л похожий лаз.

Мы за руки возьмёмся.

Мы маме улыбнёмся.

Мы, словно буква М, вдвоем

На праздник майским днём пойдём.

Речка быстрая волна

Буква Р вдали видна.

Это парус там тугой

Выгибается дугой.

Сценка « Всегда маленькие»

Сказала Й сестре родной:

-Вот ты, сестра-соседка,

Бываешь часто прописной,

А я ужасно редко.

- Ну, редко- это не беда,

Иные буквы никогда!

- и много их?!

_ Да целых три. Сестра и с ней два брата.

Зовут их так…

- Не говори! Скажите вы, ребята!

Ребята отвечают:- ь,ъ,ы.

Ученик: Ц, Ч, Х и буква Щ.

Уважаемы вполне.

Говорят ,они глухие,

Но беды ведь в этом нет.

И в словах таких красивых

Шлют они нам свой привет.

Цапля- это не цыплёнок Ч- вы правильно решили-

С мамой-клушей на крыльце. Пишут так же ,как 4.

Цапля в зарослях зелёных Только с цифрами, друзья,

Встала важно буквой Ц. Путать буквы нам нельзя.

Отдыхает цапля- птица

Берегов речных царица.

Х- на ножницы похожа, Щётка - Щ

Но в работе,а не лёжа, Поможет нам,

Хочешь – порешь, Чистить зубы по утрам.

Хочешь –шьёшь,

Хочешь- сам себя стрижёшь.


Ученик: Вот остались два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твёрдый знак и мягкий знак,

Нам без вас нельзя никак.

Всем известно без подсказки: Буква Р перевернулась-

Твёрдый знак, как ключ от сказки. Мягким знаком обернулась.

Никогда его у нас Мягкий знак, мягкий знак

Не отнимет Карабас. Ковш, половник и черпак.

Учитель: Послушайте басню «О ъ и ь»

-Не чересчур ли ты добряк ?- так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.

-Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

- Друзья, ваш разговор некчемные слова, - услышав этот спор, сказала буква А.

Вы оба хороши. Достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.

Ученики: Вот какие наши буквы,

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый , каждый ученик.

33 родных сестрицы

Писаны красавицы.

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Нас 33, нас 33

Нас целая семья,

Весёлых, дружных, озорных,

От А до Я.

Мы любим книгу и мечту,

Мы верные друзья,

Мы все стоим плечом к плечу

От А до Я.

Возьмите нас с собою в путь,

Весёлые друзья

Ивас по жизни поведут

От А до Я.

Учитель: Кто помог вам подружиться с буквами? Ответы детей.

Чему вас ёщё научила Азбука?

Прочитайте пословицы :(на доске)

Землю красит солнце, а человека труд.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без труда ничего не даётся.

Объясните как понимаете прочитанное.Какое слово повторяется? Объясните его значение.

Какой труд для вас самый главный, важный? Ответы.

Учитель: Азбука говорит вам(читают) –Молодцы!

К нам в гости просится литературный герой, угадайте кто он:

С книжкой шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка? (Азбука, Буратино)

Буратино пришёл с непустыми руками, он принёс слово (читают) – Отлично!

Кому его можно адресовать? (дается краткая информация о детях, которые быстро научились читать, которые читают бегло, правильно и т.д.)

А ещё Буратино принёс много заданий, он желает послушать как вы умеете читать.

(задания находятся в конвертах)

1.Прочитать загадку( на карточках) –найти отгадку(выбрать правильно предмет).

2. Помогите Буратино собрать портфель. Что положим в портфель, а что оставим дома.

(читают загадку, школьная принадлежность- в портфель, игрушка – оставить)

3.Игра «Ремонт»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды

Иногда всего одну

Только не в начале.

Но сегодня…-Ну и ну!

Все они сбежали!

Отремонтируйте слова: сткн, стрт,нгрд,брбн.(стакан,старт,награда,барабан)

4.Помогите прочитать, что тут написано.

Без терпень. нет учень. .

Помен.ла Парасков.я карас. на три пары чёрно – бурых порос.т.

Какая буква пропущена? А что мы о ней знаем?(ответы)

К сожалению у этой выскочки встречаются друзья в нашей школе. Они всегда кричат:

-Я,Я,Я.

Кто первый в столовую? – Я!

Кто громче всех шумит? –Я!

А в нашем классе есть такие друзья?...

Ну, хорошо! Буратино приготовил от себя и своих друзей ещё одно слово:

Благодарим! (читают)

Кому мы должны сегодня сказать слова благодарности? ( ответы)

Пятое испытание -  “Смекалка”

- Это ребусы, вы должны расшифровать слова, которые зашифрованы здесь.

слайд1.jpg слайд2.jpg слайд4.jpg слайд3.jpg

- Молодцы. слайд3.jpg

Пятое испытание -  “Смекалка”

- Это ребусы, вы должны расшифровать слова, которые зашифрованы здесь.


- Молодцы. 

Учитель. Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Русской Азбукой».

Ученики читают стихотворения.

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!

Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.

Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Учитель. Продолжаем наш праздник. Внимание!!!!!! Что- то случилось??? Кто это??? Он что-то нам хочет сказать!(Слайд №2)

НАШ ПРАЗДНИК НЕ СОСТОИТСЯ? ПИРАТЫ ПОХИТИЛИ БУКВЫ? ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Учитель. Отправляем на поиски! Что же нам будет нужно для этого путешествия?


Какие красавцы 
Всегда и везде 
На суше родятся – 
Живут на воде? 
(Корабли)

На корабле нам предстоит проплыть по океану букв, через пролив слогов, высадиться на Острове пословиц и отыскать украденные буквы! (Слайд №3)

Итак, мы в пути. Перед нами раскинулся Океан букв. (Слайд №4) Чтобы его преодолеть, надо отгадать загадки о буквах.

1.Буква эта на мачте парус,
Вдаль летит небес касаясь.

2.Эта буква широка и похожа на жука

и при этом словно жук издаёт жужжащий звук

3. Эта буква – как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.

4. Буква эта проснется рано,
эта Буква – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров.

5. Вот стоит, дымок пуская,
Буква – труба печная.

6. . эта буква – сучок. В любом лесу
Ты увидишь эту букву .

Учитель. Какое слово можно сложить из этих букв? (Дружба). Правильно. Дружба поможет нам выполнить все задания и отыскать буквы.

Танец Дружба

Учитель. Продолжаем наше путешествие. (Слайд №5)Перед нами Пролив слогов. Составим слова из слогов.

ЧУ ЧИ РУ ЩУ РО ЧА

КИ ЩА ДО КА ЖИ СЫ

(Слайд №6)

УчительМолодцы! Вот и ещё одно испытание позади. А впереди

Остров пословиц. (Слайд №7)

Конкурс “Собери пословицу”

На одной половине доски записаны начала пословиц, а на другой – их продолжения в произвольном порядке. Дети должны “собрать половинки”.

Где дружбой дорожат,

а нашёл – береги.

Нет друга – ищи,

в деле познаётся.

Один за всех,

лучше новых двух.

Всякий человек,

все за одного.

Дружба крепка не лестью,

там враги дрожат.

Старый друг

а правдой и честью.

Учитель. Мы почти у цели. Осталось пройти непроходимые Джунгли. (Слайд №8)

Так вы все-все буквы знаете? И прочитали много книг? Тогда помогите отгадать, кто прислал эти телеграммы.

  1. Спасите! Нас съел серый волк…
  2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…
  3. Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки…
  4. Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…
  5. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..
  6. Пришлите, пожалуйста, капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись…

Учитель. Вот мы с вами и отыскали буквы и помогли им вернуться обратно в азбуку. (Слайд №9, 10)

И сейчас давайте расскажем нашим гостям стихи о буквах.

Дети читают стихи

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –
Прикатили на еже.

Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – 
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети, –
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком

Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет 
Путь от “А” до “Я”.

Учитель: А сейчас давайте отгадаем ещё одно слово. Слово это обозначает что-то очень важное и нужное для каждого из нас. (Слайд №11)

Начало алфавита тем она и знаменита

А узнать её легко, ноги ставит широко.

Она похожа на калитку

Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Эту букву там найду, где гамак висит в саду.

Эта буква подобна кочерге

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква ………

Учитель. Посмотрите, какое слово у нас получилось. Прочитаем его. (Дети читают слово «книга», учитель показывает книгу для чтения) (Слайд №12)
Это ваш новый учебник, которому уступает свое место ваша первая книга «Азбука». Теперь она поведет вас дальше по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь ее, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите. 
(Слайд №13)

Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!

Вручение дипломов

Учитель. Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению – пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения…
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки.
Так что в путь, дружок, не робей!
Не грусти, не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить
И в беде помогать,
И решительными быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Прощание с азбукой"

Праздник мы проводили совместно с учениками 3 класса. Они играли главные роли, а первоклашки были больше не актерами, а активными участниками конкурсно-игровой программы....

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой" для учащихся 1 класса

Праздник для учащихся 1 класса "Прощание с Азбукой"...

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"

В данной разработке содержатся материалы для проведения праздника "Прощание с букварем" в 1 классе....

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой" для учащихся 1- класса. В ходе мероприятия дети отгадывают загадки, инсценируют стихотворение "Буква Я" , играют в игры "Светофор", "Это я"....

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ"

ПРАЗДНИК ПРОВОДИЛСЯ В 1-ОМ КЛАССЕ...

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...