Трудовое воспитание современных младших школьников
статья

Трудовое воспитание современных младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_sovremennyh_mladshih_shkolnikov.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание современных младших школьников.

       Хочу поделиться своими мыслями о воспитании детей.   С 1995 года занимаюсь педагогической деятельностью. Стараюсь идти в ногу со временем, быть в курсе новых педагогических технологий. В учебно-воспитательном процессе реализую требования ФГОС, внедряю эффективные методики.  

        Работая с разными классными коллективами вижу, что, к сожалению, сейчас мало семей, в которых несколько поколений живут на одной территории, старшие приглядывают за младшими, пока трудоспособные члены семьи заняты на работе. Проблемой современной школы стала высокая загруженность родителей и отсутствие возможности у бабушек и дедушек помогать воспитывать внуков.

        Давайте проанализируем режим современного школьника на примере одного рабочего дня (предположим, что ребёнок учится в первую смену, воспитывается в полной семье, но без участия бабушки и дедушки, которые живут в другом населенном пункте). Утром ребенок уходит в школу, после уроков зачастую проводит время дома один до прихода родителей с работы в 17 – 18 часов. Как организовано его время во второй половине дня? Чем грозит бесцельное времяпрепровождение для воспитания личности? Не допускают ли родители ошибку, забывая о трудовом воспитании ребёнка, о формировании навыков самоконтроля, не организуя его внеурочную занятость?

         В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы вижу возросшую роль трудового воспитания. Чтобы сформировать полноценного члена современного общества, недостаточно «вложить» в него знания, научить добывать информацию и пользоваться ею. Нужно развивать в детях такие качества, как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремленность; формировать положительное отношение к труду, как к жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Труд в таком случае рассматривается как средство воспитания.

       Исследования вопросов трудового воспитания подрастающего поколения появились еще в Древней Греции. Философ Солон, живший до нашей эры, в своих законах указывал, что «… отец обязан позаботиться о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда». Демокрит писал: «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, -стыду ... труд – важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение…». Подчёркивая огромную роль труда в воспитании, он требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». Демокрит призывал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

        Многие русские ученые-педагоги труду, как средству воспитания, также отводили важное место. В. А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». Мой личный опыт работы с детьми подтверждает это утверждение известного педагога.

          По мнению К. Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда».

         В Православной культуре трудовое воспитание — это формирование в человеке созидательного начала.

         В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях. Так, например, дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Или мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обеда и ждут, когда приедет подруга матери, обремененная собственной семьей и своими домашними и другими заботами, купит продукты, накормит больного отца и их самих, здоровых, но не приученных к труду. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие.

        Формы трудового воспитания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. Детей надо приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к покупке продуктов, мытью помещений и посуды и т.д.. Хорошо, когда у детей есть навыки ремонта помещений, починки простейших инструментов, шитья и т.д.. Можно разделять обязанности между детьми либо установить дежурства, либо как-то комбинировать эти варианты.

        В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Здесь полезно чтение дополнительной научно-популярной и исторической литературы по отдельным разделам школьного курса и различные дополнительные занятия.

       В школе трудовое воспитание осуществляется и в урочное время, и во время занятий внеурочной деятельностью. Особенно полезны уроки технологии, которые способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование универсальных учебных действий. При работе над поделкой формируются личностные УУД (дети учатся проявлять доброжелательность, внимание, помощь, применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека), регулятивные УУД (выстраивают последовательность необходимых операций, осуществляют итоговый контроль, анализируют собственную работу), познавательные УУД (выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания, анализируют дополнительную информацию), коммуникативные УУД (характеризуют качество и признаки объекта, общаются с учителем и одноклассниками, создают вместе позитивную рабочую атмосферу на уроке).

       Нам, взрослым – и родителям, и учителям нужно объединить свои усилия! Мамы и папы должны обязательно обеспечить условия для трудового воспитания дома, в кружках по интересам в школе, в КДЦ и т.п.. Классные руководители должны, в свою очередь, составлять мониторинги занятости детей, бить тревогу, если внеурочное время проходит для ребенка без пользы. Мы должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремленность, самоконтроль и самооценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых дел.

     Сейчас многое дети посещают кружки при ДЮЦ, в образовательных учреждениях, художественное отделение ДШИ. Для детей доступны многие виды полезной занятости, которые обеспечат им трудовое воспитание. Если ваш ребенок еще не бывал на таких занятиях, дайте ему такую возможность, создайте условия для полноценного формирования личности! Это большое подспорье для всех семей, а особенно для тех, где нет бабушки и дедушки, где мама (или папа) воспитывает ребенка в одиночку. Тогда одна из проблем современных детей – дефицит заботы и заинтересованности со стороны взрослых, думаю, будет решена.

        Яркие поделки в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.

        Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками!

       Выполнение коллективной работы создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Дети при этом учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

      «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»,-В.А. Сухомлинский. Я желаю всем родителям радости общения со своими детьми и взаимной любви!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование личностных качеств у современного младшего школьника"

Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется  на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внекл...

Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников

   В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные тр...

Активизация познавательной деятельности современного младшего школьника

    В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключает...

Статья «Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...