Методическая разработка на тему:"Знатоки природы"
методическая разработка (2 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_prirody.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект (технологическая карта) занятия

на тему: «Знатоки природы»

Воспитатель ГПД:

 Гордеева Кристина Васильевна

ГБОУ школа №371

Московского района

Санкт- Петербург, 2019

Тема: Знатоки природы

Форма проведения: интеллектуальная игра-конкурс  

Цель занятия:  воспитание экологической культуры личности.

Образовательные задачи:

  • закреплять в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках окружающего мира;
  • вовлечение в словарный запас экологических слов и выражений;
  • развивать наблюдательность, инициативу, способность проявлять теоретические, практические умения и навыки;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать умение слушать друг друга;
  • осуществлять межпредметные связи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к изучаемым предметам, природе;
  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность;
  • воспитывать такие личностные качества как взаимопомощь; воспитывать этику общения;
  • воспитывать взаимопонимание между детьми.

Коррекционные:

  • Формировать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями, правильно строить конструкции предложений.
  • Развивать умение воспринимать на слух слова и фразы организационного характера, по теме занятия.
  • Продолжить работу над труднопроизносимыми словами и терминами по данной теме, над соблюдением правил орфоэпии.

Наглядные пособия: презентация, таблички с заданиями, иллюстрации на экологическую тематику, звукозаписи, медаль «Знатоки природы»

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии, используемые на занятии (в т.ч. рефлексивные технологии): приёмы проблемно – диалоговых, ИКТ, здоровьесберегающих, рефлексивных технологий.

Структура занятия

№ п/п

Этапы занятия

Ход занятия

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I

Актуализация  знаний, планирование деятельности

Формулирование темы занятия

- Добрый день, ребята! Мы рады видеть вас на занятии.

- Чтобы сформулировать тему занятия, предлагаю ответить на вопросы (на слайде).

1.        Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).

2.        Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).

3.        Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

4.        Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).

- Как вы думаете, о чем будем говорить на занятии?

  - Сформулируем тему занятия «Знатоки природы».

Дети отвечают.

Дети показывают знание полученной ранее информации.

Дети составляют тему занятия.

Читают хором.

Познавательные УУД:

Рефлексия-

вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой темы

Личностные УУД: взаимодействие с участниками учебной деятельности

Коммуникативные УУД: учиться строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему занятия после предварительного обсуждения.

II

1.Разделение на команды.

- Наше занятие пройдет в форме интеллектуальной игры - конкурса.

 - Будем работать в командах.

- Для формирования команд прошу каждого участника выбрать жетоны. Участников команд  предлагаю занять свои места. У нас 2 команды: «Защитники природы», «Хранители природы». Выберите капитанов команд.

- Нашими помощниками сегодня будут Александр и Павел. Они будут вручать жетоны командам за правильные ответы.

- Итак, начинаем.

Дети выбирают жетоны и рассаживаются по командам. Выбор капитанов.

III

Проведение конкурсов и игр.

1 Конкурс «Найди меня».
- Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно отыскать «спрятавшееся» животное (на табличках).
Например:

Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Енот)
1. Казалось, всё вокруг в огне – 
Такой уж сон приснился мне.(Лось)
2. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра)
3. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля)
4. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот)
5. Дамы шьют иголками 
Очень-очень колкими. (Мышь)
6. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот)
7. Масло несвежее ел я вчера – 
Вот от чего болит голова! (Слон)
8. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус)

- Предоставляем слово команде «». Названия каких животных вы нашли?

Дети знакомятся с правилами игры, участвуют в игре.

Изучают слайд

Дети работают в командах.

Капитаны команд отчитываются о проделанной работе.

Познавательные УУД:

извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…).

2 Конкурс «Зеленая аптека»

- Очень давно, в старину, люди лечились только травами.

- Какие травы собирают для  лечения? Кто знает?

Карточка-задание

Болезни и недуги

Лекарственные растения

Простуда,  кашель

Царапины и ранки

Плохой сон

Плохое зрение

Бородав
и

РОМАШКА.  Если простудился и появился кашель, прими чай из ромашки.

ПОДОРОЖНИК.  Лечит ранки и царапины ног и рук.

КРАПИВА.  Помогает хорошо спать.

Из листьев можно сварить щи.

МАТЬ-И-МАЧЕХА.  Если у вас кашель, поможет мать-и-мачеха.

МАЛИНА.  У тебя температура - пей с малиной сладкий чай.

ЧЕРНИКА. Если ты плохо видишь, то тебе нужны ягоды черники.

ЧИСТОТЕЛ. Это чудо – трава спасает от бородавки. Смажьте рыжим соком, и они исчезнут.
- Подведем итоги 2 конкурса. Слово команде «…»

Дети знакомятся с правилами игры, участвуют в игре.

На экране демонстрируются изображения лекарственных растений. Дети получают карточки-задания с названиями недугов и болезней. В свободные клеточки таблицы дети вписывают  лекарственные растения, которые помогают справиться с данной болезнью.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, искать и выделять необходимую информацию.

3 Конкурс «Устами младенца».
Ведущий. Необходимо отгадать, о чем идет речь ниже. Слово команде «Хранители природы».

Вопросы для первой команды:

1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)

1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается

(Стекло.)


Вопросы для второй команды:

1. Из нее самые лучшие дрова

2.  В апреле из нее получают сок
3.  Это самое любимое русское дерево.
4.  Ее ветки используют для приготовления банных веников. (Береза)

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

Дети знакомятся с правилами игры, участвуют в игре.

Дети по очереди читают описание предметов. Команда – соперница угадывает.

Личностные УУД: взаимодействие с участниками учебной деятельности

Коммуникативные УУД: учиться формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, искать и выделять необходимую информацию.

IV

Физкультминутка

Речевая игра «Закончите предложения» 

- Ваше задание - закончить предложения. Они будут читаться ведущим. Каждый участник предлагает варианты ответов.

 

  1. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).

2. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).

3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).

4. Почини вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).

Познавательные УУД:

извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…) представлять в разных формах.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4 Конкурс «Звуки природы»

Угадать разные звуки: шум воды, пение птиц, голоса животных и т.д)

Дети слушают и угадывают звуки природы.

  1. Конкурс «Найди ошибки».

- Уважаемые участники, сейчас я проведу конкурс, в котором вам придется стать учителями и исправить ошибки в рассказе “ Осенняя пора ”. На всю работу вам дается 2 мин.

Осенняя пора.

(рассказ)

Совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе. Серебряные нити паутинки тихонько плыли над полем. Нет, да и выскочит из леса заяц, он уже стал совсем белый. В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Везде слышен веселый птичий пересвист. Это поют соловьи, славки и кукушки.  Хорошо в эту пору в лесу, грибов много: подосиновики, опята, подберезовики, а на опушке цветут ландыши. Белка собирает грибы, сушит их, ведь у нее только что родились бельчата, их кормить нужно.

Заяц в эту пору не белый, а серый с белыми пятнами. Ландыши цветут в мае, а бельчата у белки родятся весной. Не могут петь птицы в лесу, т.к. славки, кукушки и соловьи улетают на юг.

- Какие  ошибки вы нашли в тексте?

Дети рассматривают на слайде текст, находят ошибки.

Дети работают в командах.

Личностные УУД: взаимодействие с участниками учебной деятельности

Коммуникативные УУД: учиться строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, владение монологической речью.

  1. конкурс "Природоохранные знаки".

- Сформулируйте правила поведения в природе (по рисункам):

  • Не руби деревья.
  • Не лови диких животных и не уноси их домой.
  • Не шуми в лесу.
  • Не ломай ветки деревьев.
  • Не уничтожайте птиц.
  • Не жги костры.
  • Не оставляй после себя мусор.
  • Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
  • Не рви цветы.
  • Не трогай птичьи гнезда и не подходи к ним близко.

Дети работают в командах.

Данная работа призвана вызвать интерес учеников к значению природоохранительных знако.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию, понимать других.

Личностные УУД: взаимодействие с участниками учебной деятельности;

воспитывать экологическую культуру личности;

способствовать развитию интереса к охране природы.

Коммуникативные УУД: учиться строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение

  1. конкурс «Кто как разговаривает»?

1. Лиса лает        

2. Олень трубит

3. Филин ухает        

4. Глухарь токует

5. Косуля пыхтит

Дети знакомятся с правилами игры, участвуют в игре.

Коммуникативные УУД:  контролировать свои действия в коллективной работе.

V

Итог занятия

-Наше занятие подходит  к концу.

- Сосчитав набранные жетоны, определим команду – победителя.

-Итак, победила команда…

Ответы детей. Поздравление команды – победителя.

Регулятивные УУД:

Формировать умение оценивать свой результат, делать выводы.

VI

Рефлексия

- У вас на столах лежат сигнальные карточки. Если материал занятия был полезным,  поднимите зеленые карточки. Если вы считаете, что мы зря провели время, поднимите красные карточки.

- Мы  хотим поблагодарить вас за работу. Можно выйти.

Дети поднимают соответствующие карточки.

Регулятивные УУД:

Формировать умение делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лесная природа без пожара"

Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей и проблемы сохранения природных территорий и их обитателей от пожаров. Развивать у детей познавательный интерес.  Воспитывать любов...

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: "Знатоки природы"

   Дата проведения мероприятия:ФИО учителя: Злоказова В.П.Класс: 3Тема: «Знатоки природы»Цели: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе,...

Методическая разработка по теме: «Мы защитники природы»

Данное мероприятие посвящено теме экологии.  На сегодняшний день тенденции в ухудшении экологической обстановки обещают стать одной из самых главных проблем глобального масштаба. А что же в реаль...

Методическая разработка по теме: "Сохраним природу вместе"

Основная цель-сформировать уважительное и бережное отношение к природе, животным, птицам....

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Методическая разработка внеклассного занятия "Знатоки книг".

В материале подобраны задания, которые помогут вспомнить детям прочитанные ими книги, узнать героев книг, принять участие в занимательных конкурсах. Занятие можно проводить в группе продлённого дня ил...

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....