Длительная образовательная игра (из опыта)
методическая разработка (1 класс)

Кашлакова Евгения Александровна

с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «…ребенок должен играть,

даже когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь - это игра».

А. С. Макаренко

Введение

Что такое игра, известно всем. Что такое длительная образовательная игра (далее – ДОИ), известно далеко не всем. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. В этом смысле будет полезен опыт нашей школы.

Актуальность внедрения ДОИ обусловлена требованиями, предъявляемыми к современному образованию, представленными в основных документах, регламентирующих деятельность образовательной организации, таких как: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт и другие нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Требования предъявляются к структуре, условиям, результатам освоения образовательной программы.

Для достижения образовательных результатов целесообразно использование образовательных технологий, ориентированных на взаимодействие педагога и обучающихся через реализацию определенной деятельности, направленной на развитие и достижение образовательных результатов, с включением образовательных задач в содержание этой деятельности.

Длительная образовательная игра наиболее оптимальна для достижения образовательных результатов, так как построена на совместной деятельности педагога и обучающихся. Базируется на принципах системно-деятельностного подхода и развивающего обучения, которые являются методологической основой федерального образовательного стандарта.

Длительная игра – это и есть совместная деятельность, включающая все направления воспитания, обеспечивающая создание социальной среды развития обучающихся, позволяющая обеспечить ее привлекательность и доступность для детей, системность, преемственность. Это пространство личностного роста, поскольку содержание игры от этапа к этапу усложняется, она позволяет детям приобрести новые знания и умения, новый личный социокультурный опыт, позволяет ребенку реализовать себя в разных ролях и в разных видах деятельности.

Длительная игра устроена так, что она мотивирует детей к самореализации в творческой деятельности, к развитию, личностному росту – в ней есть система ступеней личностного роста.

Длительная игра – пространство самоопределения детей: она предоставляет ребенку богатые возможности выбора, ситуации, в которых ребенок может самостоятельно принимать решения.

В длительной образовательной игре должна быть определена дидактическая и (или) воспитательная цель, которая ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Деятельность участников длительной образовательной игры подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который и переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического и воспитательного задания связывается с игровым результатом.

Общая информация о программе ДОИ

Предлагаемая программа является «сквозной», то есть весь учебный год, она развивается в общей логике, с одним общим сюжетом. В ходе игры участники совершают увлекательное путешествие с героями русских народных сказок, главным персонажем которых является медведь. Также узнают особенности разных видов медведей через изучение научно-познавательной литературы. Программа является образовательной, но знания дети получают в непринужденной игровой форме, новые умения и навыки приобретаются в ходе игровых образовательных практик.

В ходе игры на командообразование выделяется  лидер класса (староста). Классный руководитель закрепляется за классом в роли советника. Он координирует вопросы самоорганизации участников.

В силу возрастных особенностей первоклассников  целесообразным видим привлекать к участию в игре родителей и старшеклассников-помощников.

Заданная ребятам цель в начале года, определяет успех реализации программы. Целеполагание задается с помощью игровой легенды на основе сюжетов сказок о медведях, научно-познавательной литературы о видовых «родственниках» медведей.  Конечная цель помочь главному герою бурому медведю - Топтыгину собрать своих «сородичей» ко Дню Рождения на медвежий пир в тайге.  

Все игровые блоки выстраиваются на сюжетах сказок о медведях и научно-познавательных статей о медведях. Планируемые к изучению сказки: 1. «Теремок» 2. « Мужик и медведь» 3. «Три медведя» 4. «Маша и медведь». Планируемые к изучению «родственники» бурого медведя: 1. Бурый медведь. 2. Белый медведь. 3. Гризли 4. Панда. 5. Очковый медведь. 6. Барибал.

Прежде чем приступать к выполнению задания, дети должны получить сюжетную информацию. Это достигается посредством последовательного прочтения сказок  для погружения участников в сюжет, а так же изучения «сородича» бурого медведя через энциклопедии и справочники.  Положительным видим, свободный доступ участников к интернету. Обязательным условием является использование педагогами технологии «Осознанного чтения» для вживания детей в определенную роль. В распоряжении организаторов игры  должно быть максимальное количество книг, мультипликационных фильмов. По мере продвижения программы целесообразно использовать разные виды получения детьми информации: может быть организовано чтение педагогом, чтение детьми «по цепочке», комментированное чтение, элементы соревнования на лучшего чтеца, просмотр фрагмента мультфильма и беседа, нацеливающая на последующую деятельность, работа с иллюстрациями к книге, просмотр диафильмов и онлайн-экскурсии по зоопаркам России.

В начале и в конце игрового периода проводится общий сбор - линейка (все взрослые и дети) участников программы. Каждая линейка начинается «медвежьим гимном».

Подводятся итоги периода, производится награждение и поздравление. Награждение является групповым, но несет в себе и индивидуальный характер. Участники команд «оставляют следы на медвежьей тропе». Это изображение лапок медведя, на которых ребенок пишет свое имя.

Фиксация результатов происходит посредством ведения уголка путешественников, который имеет сменный характер. Обязательными разделами уголка являются карта путешествия, тропа путешествия, дневник путешественника.

Погружение в игровые блоки

1 блок

Вот прошли первые сентябрьские линейки. Как волнительно это для первых классов! Учебный год пошёл по своему намеченному курсу. Ребята уже начали привыкать к расписанию, к череде уроков, ощущение новизны и вдохновения от занятий начали уходить. Но в нашей школе учиться не бывает скучно.

На второй неделе сентября состоялась линейка, посвященная открытию длительной образовательной игры «Путешествие по медвежьим тропам», где ребята познакомились с легендой игры, получили карту и программу игры на 1 полугодие. Также состоялась жеребьёвка видов медведей для каждого класса.

На последней неделе сентября в рамках недели безопасности у первоклассников состоялся квест «Мы идём в лес. Правила безопасности». Ребята с удовольствием пошли на прогулку в пришкольный лесок. Они представляли себя гостями леса, фантазировали, как можно встретиться с дикими животными в лесу. Играя, ребята проработали основные виды лесных опасностей (несъедобные грибы и ягоды, болото, дикие звери),  обсудили  «стратегии выживания» (устройство шалаша, где взять чистую воду для питья и пр.)

Получив задание изучать внешний вид медведей, первоклассники с удовольствием принялись за дело. В течение октября ребята приносили рисунки, фотографии с изображением своих медведей. Показывали их ребятам в классе, рассказывали об их внешних особенностях.  Каждый класс собрал целое «медвежье портфолио». Оно представляет собой папку с подборками изображений.

На второй неделе октября было организовано смысловое прочтение сказки «Маша и медведь», после которого дети учились рассказывать ее по картинному плану и отвечать на вопросы по содержанию.

Так же в течение месяца ребята с родителями подбирали и изготавливали костюмы сказочных героев, которые уже пригодились в «День дублёра». Дети со старшеклассниками инсценировали сказку «Теремок».

Традиционное «Посвящение в первоклассники» в октябре было разработано с преломлением на тематику длительной образовательной игры. Дети решали Мишкины задачки, прослушивали и пели песенку «Где-то на белом свете», расселяли изучаемых медведей на географической карте, составляли животных из геометрических фигур, отвечали на вопросы медвежьей викторины. Особый акцент был сделан на Буром  медведе – обитателе тайги, природной зоны в которой мы живём; герое русских сказок и нашей игры «Путешествие по медвежьим тропам».

2 блок

Данный период учебного года первоклассники изучали ареал обитания медведей. Описывали словами местность, в которой живет тот или иной медведь, изучали климат, флору и фауну. Очень заинтересовали детей видеоролики, наглядно раскрывающие природу Севера, Северной и Южной Америки, тайги.

Каждый класс выдвинул предположение о том, какой путь нужно проделать мишке, добираясь в сибирскую тайгу к Топтыгину. На карте нарисовали стрелочки-путеводители.

В дневнике наблюдений заполнен 2 сектор – фото и описание местности.

Ребята, умеющие читать, получили домашнее задание приготовить выразительное чтение сказки «Теремок». После подготовки школьники прочитали эту сказку всему классу. Осмысление произведения осуществлялось  за счет выполнения группового задания «Засели героя в теремок» и последующего пересказа сказки по частям.

В начале месяца на общем сборе первоклассников был объявлен конкурс «Пазл-медведь». Дети начали собирать материал для настоящей книги головоломок о медведях. Ребусы, викторины, разрезные картинки, лабиринты, викторины, математические задачки,  пазлы, головоломки и прочее о медведях в течение двух недель собирали ребята, а затем объединили их в одну общую книгу.  У каждого класса получились потрясающе содержательные, яркие и оригинальные книги.

Изюминкой конкурса «Пазл-медведь» стал обмен книгами между классами, когда ребята смогли рассмотреть и решить задания других первоклассников. Это развивает творческую активность и познавательный интерес младших школьников.

Каждый школьник, принявший участие в составлении «классной книги», был награжден именным следочком и смог оставить его на медвежьей тропе. Таким образом, осуществляется оценивание и фиксация участия детей в игре.

В течение месяца первоклассники разучивали песню про медведя. 26 декабря состоялась запись предновогоднего видеомонтажа песни «Почему  медведь спит зимой». Здесь пригодились костюмы зверей, которые дети приготовили еще в октябре. Это отличное предновогоднее мероприятие прекрасно подвело итог игры за полугодие.

3 блок

Начало третьей четверти ознаменовалось проведением недели изобретателей. Творческая лаборатория «В мастерской у Топтыгина» вызвала большой отклик у детей и их родителей. За неделю было собрано огромное количество подручного бросового материала, из которого дети мастерили различные гаджеты для медведей.  Работа по третьему блоку продолжается. Запланировано дефиле медведей.

Заключение

Сама школа есть игра в жизнь. Общепризнанное свойство игры – служить мощным средством социализации и учащихся, и педагогов, которые впервые вступают в мир Игры в том или ином качестве. Задача её — доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. Через этот опыт учащиеся приходят к осознанию собственной внутренней свободы в ее отношении к свободе других людей. Другое ценнейшее осознание – ощущение принадлежности к некоторой общности, определенной совместной деятельностью, которое особенно быстро и прочно формируется в любой игре командного характера.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ДОИ «Путешествие по медвежьим тропам», 1 класс

1 полугодие

СЕНТЯБРЬ

Открытие ДОИ

  • Линейка, раскрытие легенды, представление главного персонажа Топтыгина.
  • Квест по безопасности «Мы идем в лес»

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

  • Сказка  «Машенька и медведь».
  • Изучаем внешний вид  медведей, создаём «медвежье портфолио»
  • Собираем костюмы сказочных героев.
  • Придумываем и репетируем «дефиле медведей».

Награждение: шишки в корзину за портфолио (оригинальность, качество, объём).

Выход: в дневнике путешествий (лист ватмана вертикальный у каждого класса свой, делим его на 4 сектора) начинаем вести свою колонку о медведе, заполняем 1 сектор (фото, рисунки с изображением медведя).

ДЕКАБРЬ

  • Сказка «Теремок».
  • Изучаем ареал обитания медведей, предполагаем, какой путь нужно проделать мишке, добираясь в сибирскую тайгу к Топтыгину.
  • Конкурс «Пазл-медведь».

Пояснение к конкурсу: нужно собрать ребусы, викторины, разрезные картинки, лабиринты, викторины, математические задачки,  пазлы, головоломки и прочее о медведях, оформить в папку-скоросшиватель и обменяться между классами для решения  головоломок.

Награждение: грибочки в корзину за конкурс «пазл-медведь».

Выход: в дневнике путешествий заполняем второй сектор (вклеиваем фото местности, в которой обитает медведь).

  1. Способ обустройства жилища
  2. Особенности питания
  3. Смогут ли медведи  когда-либо встретиться в реальной жизни (не в зоопарке, а  в дикой природе).

2. « Мужик и медведь» 3. 4.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ДОИ «Путешествие по медвежьим тропам», 1 класс

2 полугодие

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

  • Сказка «Три медведя».
  • Изучаем особенности жилища медведей, сравниваем настоящую берлогу со сказочным домом медведей, фантазируем о способах обустройства жилища медведей, его предметах быта.
  • Неделя изобретателей. Творческая лаборатория «Медвежий дом» (изготовление предметов быта для медведей, изобретения для облегчения жизни медведю).

МАРТ

  • Сказка  «Мужик и медведь».
  • Изучаем особенности питания медведей, сравниваем с особенностями питания бурого медведя.  
  • Квест «Угощения для мишки» (приготовление варенья, оформление баночки - бочонка для мёда, сбор «ягод» и пр.).

Награждение: именные следы для тропы.

Выход: в дневнике путешествий заполняем 3 и 4 сектор (рисунки, поделки, схемы обустройства жилища, угощений для медведя);  выставка по итогам творческой лаборатории, квеста.

АПРЕЛЬ, МАЙ

  • Викторина по изученным сказкам.
  • Составляем карты понятий по изученным видам медведей (обобщаем).
  • Подготовка к театральному марафону.
  • Анализируем дневник путешественника, отвечаем на вопрос «Смогут ли медведи  когда-либо встретиться в реальной жизни (не в зоопарке, а  в дикой природе)?»
  • Театральный марафон. Итоговый праздник – завершение легенды.

Комментарии к марафону:

5 недель , 5 классов, 5 сказок.

1 а – 1 неделя, 1 б – 2 неделя, 1 в – 3 неделя, 1 г  – 4 неделя, 1 д – 5 неделя.

Каждый класс в течение своей недели ходит в гости к другим классам и показывает свою постановку сказки о медведях, не озвучивая названия. Задача других классов – отгадать название сказки.

Награждение: именные следы для тропы, грамоты и значки участников ДОИ.



Предварительный просмотр:

http://clipart-library.com/img/1457896.png

СЕРТИФИКАТ

участника

 длительной образовательной игры

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕДВЕЖЬИМ ТРОПАМ»

________________________

________________________

D:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_29d84696.jpghttp://clipart-library.com/img/1457896.png

http://clipart-library.com/img/1457896.png

СЕРТИФИКАТ

участника

 длительной образовательной игры

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕДВЕЖЬИМ ТРОПАМ»

________________________

________________________

D:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_29d84696.jpghttp://clipart-library.com/img/1457896.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)

Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потре...

Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"

Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра- путешествие)

Цель  программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.Задачи:ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения...

#кубановедение Длительная образовательная игра Ты, Кубань, ты наша Родина... как метод воспитательного процесса

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию на конкурс инновационный поиск...