Программа воспитательной работы в начальной школе «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра- путешествие)
материал (4 класс) на тему

Пермякова Ирина Геннадьевна

Цель  программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

Задачи:

ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;

ü воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

ü формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать,   

          сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

ü  формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;

ü  формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

ü  создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

ü  развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_arktika.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 воспитательной работы  в начальной школе

«Арктическое путешествие»

(Длительная воспитывающая игра- путешествие)

                                               

2014 год

Паспорт программы

Наименование программы Программа длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие»  (1-4 классы)

Основание для разработки                                                                                                                                                                                                             Федеральный Закон        от 29.12.2012 Ns 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Минобрнауки Х2 374 от 06. 10. 2009г. "Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";

Приказ Минобрнауки Ns 1897 от 17.12. 2010г "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр-271).

Цель  программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;
  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать,  

          сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

  • формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
  • развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Возраст     7-10 лет

Срок реализации программы- 4 года ( 1- 4 класс)

Ожидаемые результаты:  

  •  формирование чувства гордости за свою Родину;
  •  осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,      

            бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе Проекта внеурочной деятельности «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра-путешествие для младших школьников) .

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране

Актуальность программы

Патриотизм. Гражданственность. Любовь и уважение. Всегда ли эти качества воспитываются в семье, где растет ребенок? В большинстве случаев, родители только говорят с детьми на эти темы, показывают на примере, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Но окончательно сформировать и донести целостное представление об окружающем мире – задача общеобразовательных учреждений. Ведь младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем информации, который в дальнейшем помогает заложить в них начало ответственных и патриотичных граждан своей страны.
Всем давно известно, что дети, лучше всего усваивают информацию в форме игры. И мы постарались разработать именно такой проект. Ребята смогут максимально раскрыть свои навыки и умения и применить их на практике. Им будут представлены задания на различные виды деятельности. Дети смогут овладеть начальными навыками адаптации в стремительно развивающемся мире. Разовьют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, а также смогут находить выходы из проблемных ситуаций.  

Принципы реализации программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Методы и формы

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры, соревнования

Социальное партнёрство

  • районный краеведческий музей
  • центр национальных культур
  • городская детская библиотека
  • совхоз «Верхнепуровский»

Символы игры

Символом игры является арктический белый медвежонок Умка.

В игре может использоваться символика класса, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки.

Организация игры

В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее - успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Игра-путешествие - это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.

В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:

  •  совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
  •   поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика - к участнику - к организатору (лидеру);
  •   постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.

В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы.  Игра начинается в начале учебного года (сентябрь).

Каждая команда ведёт бортовой журнал, где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В дневник внесены: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.

Игра-путешествие предлагает завершение – финал (май). Закрытие игры проводится по параллелям, где команды в творческой форме расскажут об итогах своего путешествия (презентация, агитбригада).  Подводится общий итог игры "Арктическое путешествие", награждаются победители игры.

Направления

1 БЛОК               «На краешке земли»         (краеведение)

2 БЛОК               «Внимание, айсберг»        (ОБЖ)

3 БЛОК                Полярная станция

4 БЛОК          В гостях у Хомани            

5 БЛОК                Залив «Будь здоров!»             (ЗОЖ)

6 БЛОК                Остров белый            (творческий)

7 БЛОК                Океан Изобретений

8 БЛОК                Полярный круг дружбы    (Дружба, милосердие)

9 БЛОК        Вершина «Семейного очага»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        

            ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Открытие игры

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Опасности в лесу»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Библиотечный час «Животные Арктики»

ноябрь

библиотекарь

4 блок

В гостях у Хомани

Беседа с элементами игры  «Экология нашего края»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Игры народов севера

январь

кл. руководители

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители                        

кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Экскурсия в краеведческий музей «Ямальская игрушка»

апрель

кл. руководители

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Конкурс рисунков «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы

                                                                                       

 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Игра - викторина  «Наш край»

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра по станциям «ОБЖ»

октябрь

педагоги-организаторы

волонтёры

3 блок

Полярная станция

Экскурсия в краеведческий музей  «Растительный и животный мир  Арктики»

ноябрь

кл. руководители

4 блок

В гостях у Хомани

Просмотр видеофильма «Путешествие в тундру»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Весёлые старты «Если хочешь быть здоров»

январь

кл. руководители

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители                                кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

«Калейдоскоп игр» (игры на сплочение)

апрель

волонтёры

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Презентация  «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы

 ТРЕТИЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Экскурсия в краеведческий музей  

«Быт коренных народов севера»

сентябрь

кл. руководители

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Тропа доверия»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Беседа с элементами игры «Символика ЯНАО»

ноябрь

библиотекарь

4 блок

В гостях у Хомани

Своя игра «Символика малой Родины»

декабрь

педагоги-организаторы

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Весёлые старты «Если хочешь быть здоров»

январь

педагоги-организаторы

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Мой Ямал»

март

родители                        

 кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Фестиваль национальных культур

апрель

кл. руководители

педагоги-организаторы

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Конкурс фотоколлажей   «Мой дом – моя крепость»

май

кл. руководители

педагоги-организаторы

ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1 блок

«На краешке земли»

Интеллектуальный марафон

сентябрь

педагоги-организаторы

2 блок

«Внимание, айсберг»

Игра «Зарничка»

октябрь

педагоги-организаторы

3 блок

Полярная станция

Экскурсия в краеведческий музей  «Вперед, геолог»

ноябрь

кл. руководители

4 блок

В гостях у Хомани

Экскурсия в совхоз «Верхепуровский»

декабрь

кл. руководители

5 блок

Залив «Будь здоров!»

Игры на свежем воздухе «Зимние забавы»

январь

кл. руководители

пионеры-наследники

6 блок

Остров белый

Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп»

февраль

кл. руководители

педагоги-организаторы

7 блок

Океан Изобретений

Конкурс поделок «Машина для исследования Арктики»

март

родители                        

 кл. руководители

8 блок

Полярный круг дружбы

Фестиваль национальных культур

апрель

кл. руководители               педагоги-организаторы

9 блок

Вершина «Семейный очаг»

Презентация  «Мой дом – моя крепость» (защита)

май

кл. руководители

педагоги-организаторы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Т.В.Панафидина, О.А. Северина, В.Н. Пташкина, Н.В. Зюзюкина., «Современные технологии воспитательной работы». – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. Л.Д. Гуткина., «Организация и планирование воспитательной работы в школе». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
  3.  В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич., «Самоуправление в школе». – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002 г.
  4. С.А. Цабыбин., «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр - путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров». – Издательство «Учитель», -  Волгоград, 2007 г.
  5. Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухов, Л.А. Обухова., «Нетрадиционные формы работы с родителями». – М.: ООО «5 за знания», 2005 г.
  6. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцева, А.П. Пашкович., «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ - М.: Глобус, 2007 г.
  7. Е.Ю. Ляпина., «Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений». – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  8.  Н.Е. Щуркова., «Классное руководство: рабочие диагностики». – М.: Педагогическое общество России,  2001 г.
  9. В.В. Гордеева., «Система воспитательной работы в группах продленного дня»., - Волгоград: Учитель, 2009 г.
  10.  Н.И. Дереклеева., «Азбука классного руководителя: Начальная школа»., - М: 5 за знания, 2008 г.
  11. Е.Н. Степанова., «Планирование воспитательной работы в классе»., - М: ТЦ Сфера, 2002 г.
  12. Б.В. Куприянов., «Воспитательная работа в школе: организация и методика»., - М.: Сентябрь, 2009 г.
  13. Е.Ф. Черенкова., «Сценарии праздников, конкурсов, викторин в начальной школе»., - М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007 г.
  14. Е.А. Воронова., «Школьная пора: от первого звонка до выпускного вечера»., - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
  15. Научно - методические журналы «Классный руководитель» - Москва, ОЦ «Педагогический поиск»
  16. Журналы – сборники сценариев «Читаем, учимся, играем»., - М: Издательство «ЛИБЕРИЯ – БИБИНФОРМ».
  17. Журналы «Воспитательная работа в школе»., - М: АНО «Редакция «Народное образование».
  18. Бережная, О.Г. Традиционное воспитание как основа культуры коренных народов Севера / О.Г. Бережная // Вестник ТГУ, 2006, №7. - С. 257-262. 2. Бережная, О.Г.      
  19. Дудников Н. Пуровский вариант: книга, посвящённая 65-летию Пуровского района. М., 1996. 158 с.

Аннотация

В 2014 году была разработана программа долгосрочной игры для 1-4 классов «Арктическое путешествии».

Цель  программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.

    Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе Проекта внеурочной деятельности «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра-путешествие для младших школьников).

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

    В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее - успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Игра-путешествие - это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.

В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:

  •  совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
  •   поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика - к участнику - к организатору (лидеру);
  •   постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.

В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы.  Игра начинается в начале учебного года (сентябрь).

Каждая команда ведёт бортовой журнал, где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В журнал внесены: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.

Игра-путешествие предлагает завершение – финал (май). Закрытие игры проводится по параллелям, где команды в творческой форме расскажут об итогах своего путешествия (презентация, агитбригада).  Подводится общий итог игры "Арктическое путешествие", награждаются победители игры.

Участники в ходе игры путешествуют по девяти тематическим станциям. Длительность каждой станции - 1 месяц.        

1 БЛОК               «На краешке земли»         (краеведение)

2 БЛОК               «Внимание, айсберг»        (ОБЖ)

3 БЛОК                Полярная станция

4 БЛОК          В гостях у Хомани            

5 БЛОК                Залив «Будь здоров!»             (ЗОЖ)

6 БЛОК                Остров белый            (творческий)

7 БЛОК                Океан Изобретений

8 БЛОК                Полярный круг дружбы    (Дружба, милосердие)

9 БЛОК        Вершина «Семейного очага»

Алгоритм проведения игры-путешествия  на каждой станции включает в себя :

  1. Сбор - старт.

        На сборе-старте участники (команды) игры-путешествия получают задание по проведению коллективного творческого дела, а также необходимую информацию, включающую в себя обоснование деятельности и правила игры.

  1. Коллективное творческое дело (КТД) 

        Коллективное творческое дело  проводится на уровне образовательного учреждения. КТД есть проявление практической заботы учащихся и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно учащимися и педагогами. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

  1. Сбор-финиш.

        На сборе-финише подводятся итоги, награждаются  победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Анализ воспитательной работы начальной школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...

Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы

Перед вами анализ работы начальной школы за год....

Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...

Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"

Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"...