Главные вкладки

    Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания
    материал (2 класс)

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Развитие индивидуальности учащихся в процессе ихвоспитания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

    ДОКЛАД

    «Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».

                                                                                                     Подготовила

    Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

    Атяшево 2019 год

       

              «Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания».

    В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. В прошлое уходят технологии, которые подавляли личность детей, воспитывая серую массу, лишенную индивидуальности.

    Современное образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности. Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.

    Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном.

    Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ученика реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.

    Мечтой  каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

    Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности.

    Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

    Дифференцированное обучение - не цель, а средство развития индивидуальности; а проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями. Знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.

             Организация такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.

              Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции” учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.

              Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.

               В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам.

              Тогда образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно.

    Учителю знакомому с системой развивающего обучения поможет осуществить этот процесс системно-деятельностный подход в обучении. Учитель должен управлять:

    - целеполаганием учащихся;

    - мотивацией их деятельности;

    - формированием умений учащихся;

    - созданием обратных связей «учитель» - «ученик»

    - созданием проблемных ситуаций;

    - комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

                Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроке такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться.

              Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников, помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый.

              На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п.

             Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений. В игре ученики приобретают знания, повторяют уже изученный материал.

    Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

    Увлеченность работой порождает интерес, творческую свободу, удивление своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес: чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлеченности не может быть назидательным и идти сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.

    Огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных работ.

    Так, например, группа главных архитекторов на уроках технологии создает  микрорайон города под моим руководством. Каждый ребенок проектировал и строил свой архитектурный объект или объект благоустройства. Готовые объекты наклеивались таким образом, чтобы работа делилась на планы. На первом плане – крупные фигуры, мелкие – на втором. Это формирует  у детей видение композиционного размещения. И сколько восхищения, радости на лицах детей после завершения работы. И каждый ребенок понимал, что один он пока не может создать такую красоту. То ли дело, когда ребята творят сообща!    Действительно, работы, созданные группой учеников, получаются большими по размерам, яркими, впечатляющими. В этих работах дети чувствуют себя творцами, создают свои работы и выражают свое отношение к окружающему миру. Своими работами дети утверждаются в детском коллективе. Они создают продукты творчества, которые приносят радость им и окружающим.

    Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.

    Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся.

    В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую или художественную ценность.

    Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

    Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на  уроках. «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных  вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.

    Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты.

    На таких уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.

    Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последователь6ость, сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.

    Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

    Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

    Чтобы активизировать воображение, способствовать развитию творческих способностей и эмоциональную вовлеченность детей, максимально забочусь о введении музыки и поэтического слова на уроке. Слово на уроках играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока.

    Многолетняя практика показала: все зависит от меня, как я готовлюсь к уроку, с каким умением, настроением, иллюстративным материалом я  иду в класс. Критерием оценки моей деятельности может служить уровень мотивации, развитие эстетического вкуса, понимания и осознания общечеловеческих ценностей. Мной постоянно производится отбор материала, изменение содержания в зависимости от задач образования. Я опираюсь на передовые педагогические технологии, активно использую их элементы.

    Очень важно, чтобы процесс общения с детьми носил живой и искренний характер. Известно, насколько дети улавливают малейшую фальшь. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают, в педагоге своем пусть видят они человека и друга. Надо, чтобы видели они, как он сам любуется цветком и не сломает весной зеленую ветку, что тактичен и внимателен к людям. Тогда добром на добро ответят ему дети. Шалва Александрович Амонашвили в своей замечательной книге «Здравствуйте, дети!» сказал так: «…Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».

    Учителю нужно уметь видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней. Ведь, как утверждает психолог Алексей Николаевич Леонтьев «У человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика уровня развития у учащихся мыслительных процессов

    Данная диагностика предлагается автором программы "Умники и умницы" О.Холодовой...

    Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания

    СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..31. Инновационные возможности обучения и воспитания………………52. Феномен личностно  - ориентированного обучения и воспитания...

    Доклад на тему: «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»

    Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого реб...

    "Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания"

    Курсовая работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения и воспитания. В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения и воспитания, но и его специфика. «Лично...