Главные вкладки

    Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
    статья

    Анахина Татьяна Александровна

    В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1.docx30.28 КБ
    Office presentation icon 11111_s_r.ppt1005.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

    Анахина Т.А. воспитатель д/с№33 «Радуга»

    Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

    (Корчак Я.)

    Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

    Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре. Играя, он учится общаться со сверстниками.

    В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. Социализация –это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    В игре ребенок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

    Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

    Это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов.

    (Виноградова Н.А.)

    ФГОС ДО, определил обязательный минимум требований 
    к социально-личностному развитию воспитанников в содержании программы, реализуемой в ДОО:

    - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
    - развитие  коммуникативной и социальной компетентности детей;
    - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
    - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
    - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

    - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
    - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
    - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
    - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

    Таким образом, самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.(На пикнике, Мы пешеходы, В магазине.)

    Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

    Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

    Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

    Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.,

    Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.

    Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.

    Развитие игры

    В каждой игpе свои игровые  условия - yчаствyющие в ней дети, кyклы, дpyгие игpyшки и пpедметы. Подбоp и сочетание их сyщественно меняет игpy в младшем дошкольном возpасте. Игpа в это вpемя, в основном, состоит из однообpазно повтоpяющихся действий, напоминающих манипyляции с пpедметами. Hапpимеp, тpехлетний pебенок “готовит обед” и манипyлиpyет таpелочками и кyбиками. Если игpовые yсловия включают дpyгого человека (кyклy или pебенка) и тем самым пpиводят к появлению соответствyющего обpаза, манипyляции имеют опpеделенный смысл. Ребенок игpает в пpиготовление обеда, даже если он забывает потом накоpмить им сидящyю pядом кyклy. Hо если pебенок остается один и yбpаны игpyшки, наталкивающие его на этот сюжет, он пpодолжает манипyляции, потеpявшие свой пеpвоначальный смысл. Пеpеставляя пpедметы, pаскладывая их по величине или фоpме, он объясняет, что игpает “в кyбики”, “так пpосто”. Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий.

    Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты, скажем, в “дочки- матери”. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое , то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у  них растягиваются на несколько дней.

    Участие взрослого в игре

    С ребенком все более-менее понятно: он играет. А вот что делать в этот момент взрослым? Следует ли им вмешиваться в игру, играть вместе с малышом или вмешательство взрослых только помешает ребенку?

    Психологи считают, что вмешательство родителей в процесс игры должно быть довольно ограниченным. Если родители постоянно берут на себя в игре роль лидера или просто слишком активно участвуют в игре,  ребенку не остается ничего, кроме как просто наблюдать за взрослыми,  а затем подражать им. В результате у ребенка складывается мнение, что только взрослые умеют делать что-либо по-настоящему хорошо, а сам он ни за что в жизни не сможет справиться даже с простейшей задачей. В результате у ребенка развиваются неуверенность в себе и постоянный страх неудачи.

    Однако следует обязательно вмешаться в игру, если вы видите, что малыш испытывает какие-то затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой. В этом случае родители непременно должны показать малышу, как выйти из затруднительной ситуации, иначе игра быстро наскучит ребенку.

    Чтобы малыш не заскучал, родители могут время от времени подыгрывать ему, взять на себя одну из сюжетных ролей игры (например, если ваш ребенок играет в магазин, ему обязательно понадобятся покупатели, роль которых могут исполнить родители). При этом, играя, не забывайте придавать своему голосу правильные интонации, в этом случае игра покажется вашему ребенку более увлекательной. Так что, если изображаете маленького несчастного козлика, которого норовит слопать злобный волчище, будьте любезны тоненько блеять и испуганно верещать.

    Резко прерывать игру не стоит. Ничего не случится, если ребенок сядет обедать или отправится на прогулку на десять минут позже положенного времени. Проявите терпение и дайте малышу несколько минут, чтобы закончить игру. Это, конечно, не значит, что вы, подобно персонажу О, Генри, изображавшему коня, должны проскакать все двести миль до форта, чтобы спасти поселенцев. Вполне можно закруглиться миле на сто пятидесятой. Если вам необходимо выйти из игры, постарайтесь это как-нибудь обыграть, скажите, что конь отправился заменить подкову, магазин закрылся на обед, и тому подобное, в зависимости от ситуации.

    Для того чтобы правильно руководить игрой ребенка, родителям нелишне знать, что до пяти, шестилетнего возраста ребенок предпочитает играть один, редко допуская участие других детей. Он охотнее играет со своими,  а не с чужими игрушками,  проявляет себя собственником. Играть в компании других детей он еще не умеет, поэтому часто ссорится с ними и не находит общих интересов. Это не должно вас беспокоить. Со временем малыш научится ценить общество других детей. Но до той поры не стоит навязывать ребенку нежелательных компаньонов, чтобы он не утратил интерес и не раздражался.

    Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

    • Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
    • Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
    • Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
    • Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

    ( в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);

    • Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
    • Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
    • Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
    • Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества , как чуткость. доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

    Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

    1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей; 
    2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
    3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
    4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
    5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

    Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе 
    сюжетно-ролевой игры

    Способен:

    • умение организовать игровое пространство;
    • выстраивать процесс общения (слушать и слышать собеседника);
    • анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
    • распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;
    • неагрессивно настаивать на своем;
    • рефлексировать свои поступки и поведение;
    • разрешать межличностные конфликты.

    В зависимости от содержания, игры делятся:

    1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

    2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

    3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

    4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

    5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

    Выводы:

    Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника .

    Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

    Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

    Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

    Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

    «Игра – это огромное светлое окно, через которое в

    духовный мир ребенка вливается живительный поток

    представлений, понятий об окружающем мире»

    В.А. Сухомлинский


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Личностное становление ребенка – дошкольника посредством сюжетно – ролевой игры (формы организации культурной практики) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад №33 Радуга Анахина Т.А.

    Слайд 2

    « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире» В. А. Сухомлинский

    Слайд 3

    Культурные практики в условиях реализации ФГОС ДОУ Детский досуг Сюжетно – ролевая игра Творческая мастерская Ситуация общения и накопления положитель- ного социально- эмоционального опыта Сенсорный и интеллектуальный тренинг Музыкально- театральная и литературная гостиная

    Слайд 4

    Согласно ФГОС ДОУ главное требование к образовательной деятельности с детьми – социально - коммуникативное развитие личности

    Слайд 5

    Социально – коммуникативные навыки в процессе сюжетно – ролевой игры: Умение организовать Игровое пространство Выстраивать процесс общения Анализировать мотивы и поведение свое и других Неагрессивно настаивать на своем Разрешать межличностные конфликты Рефлексировать свои поступки и поведение

    Слайд 6

    ФГОС ДО определил обязательный минимум требований к социально личностному развитию воспитанников: Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Создание условий для формирования положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. Приобщение к ценностям сотрудничества с другими людьми (оказание помощи, планирование совместной работы).

    Слайд 7

    Первые сюжетные игры малышей – как игры без ролевые или игры со скрытой ролью. Основное содержание – разнообразные действия с предметами.

    Слайд 8

    Ролевое участие воспитателя в играх малышей направлено на обогащение замысла и игровых действий (разговаривает с детьми, показывает действия с игрушками).

    Слайд 9

    Сюжетные игры для развития способности принять на себя роль животного, предмета, птицы.

    Слайд 10

    Сюжетно ролевая игра «Куклы»

    Слайд 11

    Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» (обогащение ролевых действий приводит к появлению совместной игры).

    Слайд 12

    Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

    Слайд 13

    Основное содержание игры – отражение отношений взрослых друг с другом. Проведение игр сопряжено с ощущением свободы, радости . Поэтому сюжетно – ролевая игра – это лучшее средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника

    Слайд 14

    Вывод: В игре ребенок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми. Происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива. Сюжетно – ролевая игра формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает общительность и взаимопомощь.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Художественно -эстетическая деятельность...

    Организация проектно-исследовательской деятельности как условие реализации ФГОС начального образования

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов 15.05.2015г....

    План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

    Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

    Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

    В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования....

    Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

    Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации  проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС о...

    ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

    Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на  муниципальной научно-п...