ребенок учится тому, что видит дома
консультация

Мария Сергеевна Кудяшова

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_uchitsya_tomu_chto_vidit_doma.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ ДОМА.

Семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Вот почему у взрослых людей при создании собственной семьи возникает повторение поведения родителя своего пола, даже в том случае, если это поведение было аморальным. Да, человек осознает, что так себя вести неприемлемо, но как по-другому, он просто не знает. Его никто не научил тому, что можно вполне успешно выходить из конфликтных ситуаций, как быть хорошим супругом и родителем. Он учился на примере родителей.

Например, будучи маленькой, девочка хотела во взрослом возрасте не быть похожей на свою мать, вести себя совершенно по-другому. Так происходит, если мамина модель поведения не является достойным примером подражания. Но во взрослом возрасте девочка обязательно найдет себе спутника жизни, во многом похожего на ее отца. Вначале она будет сопротивляться самой себе. Но постепенно начнет вести себя, как когда-то вела ее мама. Она попросту не знает другого сценария отношений и неосознанно перекладывает известный ей пример в собственную семью. Поведение родителей напрямую влияет на жизнь ребенка, модель поведения его в собственной семье. Родителям очень важно осознавать, насколько уместны предъявленные претензии, наказания или поощрения. Так можно построить гармоничные взаимоотношения.

Родители, естественно, имеют самое большое влияние на детей в семье. Их воспитание преобладает над воспитанием в детских учреждениях. И это прямо влияет на то, как сформируется личность.

В психологии выделяют несколько стилей воспитания:

  • Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;        
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.        
  • Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  • Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства.
  • Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  • Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

  • Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является:

  • Отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии.
  • В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности.
  • Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

  • Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения.

Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  • Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  • Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет.
  • Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Процесс построения доверительных отношений не всегда простой. И начинать необходимо с себя. Важно уметь признавать свои ошибки, извиняться перед ребенком, преодолевать собственные негативные эмоциональные порывы, не вымещая их на детях.

Рекомендации

  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « Ребенок учится тому, что видит у себя дома »

Родительское собрание « Ребенок учится тому, что видит у себя дома »призвано  показать, что воспитание – это единый  неразрывный  процесс взаимодействия семьи и школы;рассмотреть значен...

Родительское собрание на тему:" Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому."

Материал используется на родительском собрании по теме:" Роль семьи в формировании личности ребенка"...

Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Родительское собрание посвящено семейным ценностям, влияющим на воспитание подрастающего поколения....

Презентация к родительскому собранию "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Презентация к родительскому собранию "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"...

Родительское собрание для 1 класса "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"...

Материал содержит разработку родительского собрания и презентацию. В ходе  собрания проводятся ролевые игры с родителями, идет поиск выхода из  проблемных ситуаций во  взаимоотноше...

Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя дома"

Родители познакомятся с разновидностями любви....