Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
статья

Дворниченко Елена Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дворниченко Е.В., воспитатель группы продленного дня

ГБОУ школа №596 Приморского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками

(из опыта работы)

Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:

- интенсификацию учебного процесса;

- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,

 - недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.

В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении.  ГПД иногда превращается в форму организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий. «Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время активно поддерживается учителями-воспитателями, считающими самоподготовку (выполнение домашних заданий по учебным предметам) главным режимным моментом. При этом остальные режимные моменты (посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы) сокращаются по времени проведения. Это ведет к удлинению монотонного учебного дня, что негативно влияет на здоровье детей.

В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость.

         В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

 Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.

     По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес. 

           По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), простудные заболевания частые, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти показатели заставляют задуматься.

           Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

  1. внедрены в учебный процесс Здоровьесберегающие технологии;
  2. с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся
  3. создана медико-психологическая служба;
  4. созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;
  5. работает спортивный зал.

      Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

  Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД  являются:

  1. здоровье и здоровый образ жизни;
  2. соблюдение режима дня;
  3. соблюдение правил личной гигиены;
  4. санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
  5. полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
  6. различные формы физического воспитания:

- спортивные праздники,

- спортивные часы,

- весёлые старты,

- туристические походы,

- экскурсии,

- подвижные игры.

- подвижные перемены,

- физминутки.

  1. изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
  2. обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.

            Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровьявсестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

            В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.

 Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.

            После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки проводятся физминутки, разрешается детям передвигаться по классу, если им требуется помощь. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. А также дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия чередуются по дням недели:

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.

Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.

Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

   Вывод:

        Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

  1. активного участия в этом процессе самих учащихся;
  2. создание здоровьесберегающей среды;
  3. высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  4. планомерной работы с родителями;
  5. тесного взаимодействия социально-культурной сферой горда. 

            Младший школьник большую часть своего времени, проводит в игре. Особенно это заметно во время пребывания его в ГПД.

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому что забыли себя в детстве.

             В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

             Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека – собирание своего "Я". Игра – мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.

             Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной".

        Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....

Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности

Обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....