Конкурс "Наша дружная семья"(по патриотическому воспитанию)
методическая разработка (1 класс)

Гребенюкова Наталья Владимировна
Только объединив свои усилия, родители и педагоги могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в школе, помогут расти гражданина-патриота любящего и уважающего свою семью, город, край, страну в которой он живет, гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Следовательно, моя цель как педагога - установление с родителями партнёрских отношений по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сегодня наиболее актуальной проблемой подрастающего поколения  является патриотическое воспитание . Патриотическое воспитание - это  воспитание  у детей любви к матери, родному дому, семье, школе, городу (селу), к родной природе, родной земле, государственной символике, традициям государств и общенародным праздникам. также это еще воспитание  у детей любви к культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Первой школой воспитания растущего человека является семья. В семье ребенок учится любить, радоваться, сочувствовать. В Законе «Об образовании» написано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Ребенок не может существовать вне семьи. Если образовательное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание и неуверенность. Поэтому я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны быть открытыми. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Только объединив свои усилия, родители и педагоги могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в школе, помогут расти гражданина-патриота любящего и уважающего свою семью, город, край, страну в которой он живет, гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Следовательно, моя цель как педагога - установление с родителями партнёрских отношений по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу;
  • изучить принадлежность семьей по национальному признаку;
  • формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам нравственно-патриотического воспитания; 
  • способствовать взаимопониманию, доброжелательному отношению друг к другу.

Чтобы правильно организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ОНН о правах ребенка;  
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Правительством РФ от 30.12.2015 г.,
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;    
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

Для эффективного взаимодействия с семьёй важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

В своей работе использую различные педагогические технологии:

  • игровые
  • информационные
  • коммуникативные
  • проблемные
  • развивающего обучения
  • консультативные
  • проектные
  • ИКТ

Разнообразные формы:

  • круглый стол
  • семинары – практикумы
  • выставки
  • походы
  • игровые программы
  • праздники
  • консультации.

При построении образовательного процесса использую основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями воспитанников:

  • принцип единства целей образовательного процесса
  • принцип систематичности
  • принцип плановости
  • принцип индивидуальности
  • принцип своевременности

   Посредством анкетирования, беседы, было изучено какой национальности семья, какие традиции есть в семье, что интересного могут рассказать. Ознакомила родителей с планом работы по нравственно-патриотическому воспитанию, где итогом является конкурс «Наша дружная семья!». Исходя из проделанной работы были определены семьи-участники конкурса. Семьям было разъяснено содержание каждой номинации для приготовления пособия, атрибутики к конкурсу. Родители были включены в реализацию мероприятия еще до начала его проведения, то есть был выработан определенный алгоритм включения родителей в образовательный процесс: создание благополучной атмосферы на основе доброжелательности и взаимодействия; анкетирование «Как хорошо Вы знаете своего ребенка?»; совместное творчество детей и родителей (рисунки); составление рассказов о семье; «трудовой десант» с детьми и родителями «Посади дерево!»; оформление выставки: «Символика России и родного края»; составление генеалогического древа семьи, участие в конкурсе «Герб нашей семьи»; проведение выставки кулинарных изделий; участие в конкурсе рисунков «Природа нашего края»; экскурсии в музей Истории русского быта., краеведческий музей.

Взаимодействие родителей и школы не всегда возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к школе, создать атмосферу общности интересов. родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, верными помощниками педагогов. И я на  достигнутом не останавливаюсь,  продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Таким образом данное мероприятие формирует  имидж гимназии и даёт занять свое место в сознании родителей, как клиентов образовательных услуг. Именно совместные мероприятия повышают лояльность   родителей, для которых воспитание и развитие их детей является жизненной ценностью.

И этого можно сделать вывод, что если образовательное учреждение занимается процессом формирования родительской культуры, и придает ей должное значение, то оно развивается в инновационном режиме.

Основная часть

Совместное мероприятие с участием детей и родителей:

«Наша дружная семья!» (1 класс)

Задачи:

  • приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в условиях ОУ;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • помогать становлению нравственных представлений о внутрисемейных отношениях, сплачивать детей и родителей;
  • формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
  • привить гордость и уважение к семейным традициям.

Место проведения: кабинет класса

Участники: дети и родители.

Ход проведения мероприятия

Организационный момент:

Звучит песня «Родительский дом» (Слова: П.Гедревич, музыка/аранжировка: А.Закшевский).

Вступительное слово.

Педагог: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодняшний праздник посвящен всем вам: пожилым и молодым, взрослым и детям! Мы собрались здесь, чтобы еще раз рассказать всем, какие дружные семьи в нашем классе и какие дружные мы все вместе с вами.

Семья - это самое важное для многих из нас! Отношения в каждой семье разные. Про семью и отношения существует много цитат, вот некоторые из них!
       Семья держится на том, что, вопреки всему, мы стараемся находить хорошее друг в друге.

 Счастлив тот, кто счастлив дома.
Л. Н. Толстой

Ребенок является зеркальным отражением ситуации в семье, отношений между родителями, хотят это признавать родители или нет.
Виилма Лууле. Исток жизни

Основная часть:

Педагог: Сегодня у нас пройдет конкурс «Наша дружная семья!». В конкурсе участвуют четыре команды:

Семья - Зайкины, семья - Шигаповы, семья  Хвостовы, Семья Микаиловы!  Встречайте наших конкурсантов! (Под аплодисменты в центр зала выходят семьи-участники  конкурса одетые в национальные костюмы или с элементами национального костюма: русский, татарский,  украинский, азербайджанский. Педагог приглашает участников присаживаться на за ранние приготовленные места.)

Педагог: Теперь я хочу представить вам жюри, которое будет оценивать все конкурсы и определять победителей.

Организатор дополнительного образования МБОУ «Гимназия №2» – Мусалямова Е. В.

Классный руководитель 1 Б класса - Шабалина О.А.

Председатель родительского комитета - Серова В.Н.

Педагог: Вы составили свои родословные (генеалогическое древо) – выступили в роли историков; стали модельерами, когда изготавливали костюмы; писателями, когда писали о своих детях и фотографами, и кулинарами. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям! Итак, наш конкурс начинается! (Звучат фанфары) 

Практическая часть:

1. Педагог: Первая номинация  - «Национальный  костюм».

Каждая семья показывает и рассказывает о своем  народном костюме.

 (Поочередно каждая команда демонстрирует свой национальный костюм под национальную спокойную музыку.)

Педагог: Костюмы великолепны! (Использование ИКТ: Мини-презентация «Народные костюмы» под спокойную  музыку)

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат.

Татарский костюм - В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье, классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья, в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов, в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных - с поляками.

Азербайджанский костюм - простота кроя и богатство отделки – вот философия восточного костюма. Именно так традиционно одевались и азербайджанцы, потомки древних тюркских племен, представители одного из крупнейших и древнейших народов Кавказа.

Педагог: А теперь предоставляю слово жюри.  (Жюри оценивает - победила дружба.)

2. Педагог: Вторая номинация – «Девиз семьи»: (Поочередно каждая команда читает свой девиз!)

1.Настоящая семья -,

Это много дружных Я!

2.Живём, любовь свою храня,

Мы сможем всё – ведь мы – семья!


3.Нашей семьи лучше в мире нет!
Мы состоим из победителей,
Мы покорим весь белый свет!

4.Мы – счастливая семья, ведь мы лучше друзья!

Педагог: Предоставляю слово жюри. (Жюри оценивает - победила дружба.)

3. Педагог: Следующая номинация - «Генеалогическое древо».

(Каждая команда - взрослые и дети рассказывает о своем генеалогическом древе. Проводится жеребьевка - какой семье под каким номером выступать.)

Педагог: Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Генеалогическое древо. И вот вы со своими родителями попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не пять тысяч исторических имён, как в родословной А.С. Пушкина. У кого – то на дереве 10 -12 – 20 родственников. Нам бы хотелось узнать о ваших родословных поближе: Сколько имён включает в себя ваше генеалогическое древо? Как долго ваша семья работала над ним?  Кто вам помогал в составлении вашей родословной? Что дала вам эта работа?  

Всем спасибо за интересные ответы. Я думаю, всем было интересно узнать о ваших семьях и, надеюсь остальные семьи нашего класса заинтересовались этой темой и составят родословные своих семей.  Мой совет тем семьям, у которых есть генеалогическое дерево: храните для своей семьи, пополняйте своё древо, узнавайте о своих родственниках. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Педагог: Предоставляю слово жюри.  (Жюри оценивает - победила дружба).

4. Педагог: Следующая номинация называется «Угадай сказку». (Жеребьевка) Зачитывается описание сказки. А участники-взрослые  должны угадать ее название. Отвечает по очереди каждая команда. Если команда не знает ответ, то вопрос переходит к соперникам. Итак, начинаем:

  • Послушал лисьего совета

Сидел на  речке до рассвета.

Рыбешки, правда не поймал,

Лишь хвост, бедняга потерял.

(«Волк и лиса»)

  • В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай                                                                                

(«Репка»)

  • В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?

(«Теремок»)

Педагог: Вы все очень хорошо справились с заданиями! Молодцы! Предоставляю слово жюри.  (Жюри оценивает - победила дружба).

5. Педагог: Следующая номинация  - «Народная подвижная игра». Каждая команда должна объяснить правила народной игры и поиграть с гостями. (Жеребьевка)

 Участники команд приглашают поочередно гостей  принять участие и поиграть в национальные подвижные игры.

Педагог: Итак, первая игра -  русская! «Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила. Водящий не имеет права толкать вызываемого. Он может только коснуться его. Водящий может сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу. При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Педагог: (Обращается к гостям) «Немного отдохни и пословицу доскажи»

- Когда семья вместе, и …. (душа на месте)

- Дом вести – не ….           (руками трясти)

- Дети не в тягость, а ….   (в радость)

- Семейные не лады ….     (доведут до беды)

Следующая игра - татарская! «Угадай и догони» 

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Педагог: (Обращается к гостям) Игра «Замени слово»

- зло           ( добро)

- обман         ( правда)

- грубость     ( вежливость)

- ненависть    ( любовь)

Молодцы! Эти слова волшебные.

Когда в семье царят добро, правда, вежливость и любовь к друг другу, она крепкая и благополучная.

Педагог: Следующая игра -  украинская!  «Хлебец» (Хлибчик)

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног. Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

Пеку-пеку хлибчик, - выкрикивает хлибчик.

А выпечешь?- спрашивает задняя пара.
Выпеку!
А убежишь?
Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Педагог:: Следующая игра  -  азербайджанская!  «Отдай платочек»

Цель игры: развитие внимания, ловкости, укрепление мускулатуры ног.

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держи руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одного из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!». Дети должны выбежать и отдать платочек ведущему.

Правила игры: бежать и отдавать платочек можно только по сигналу; побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек; побеждает команда, набравшая больше очков; платочек надо каждый раз давать разным детям.

Педагог: Молодцы! Какие интересные игры! А какие ловкие. Веселые игроки! Предоставляю слово жюри

6. Педагог: И последняя номинация нашего конкурса - «Наши таланты»

 В каждой семье есть свои таланты: кто-то танцует, поёт, играет на музыкальных инструментах, кто-то любит сочинять, декламировать свои стихи, а часто бывает так, что вся семья занимается художественной самодеятельностью. И сейчас мы в этом убедимся. (После жеребьёвки, семейные команды поочерёдно представляют подготовленные номера художественной самодеятельности).

 Педагог: Как здорово, что в нашем классе все талантливы: и родители, и дети! Молодцы! И  предоставляю слово жюри для подведения  итогов последней номинации конкурса.

Слово жюри.

                                      Заключительная часть:

Педагог: Пока жюри подводит общие итоги, предлагают спеть вместе песню «Мы вместе»(Слова и музыка К. Ситник).

(Минусовка песни.  Ведущий раздает слова песни всем гостям и участникам.)                

Слово жюри. Жюри объявляет, что по итогам баллов победила дружба.

Объявляет победителей в номинациях: «Самая дружная семья», «Самая веселая семья», «Самая спортивная семья», «Самая креативная семья». Таким образом, каждая семья-участница конкурса под звон фанфар получает грамоту победителя).

Педагог: (Фонограмма лирической народной музыки) Вот и подошел к концу наш конкурс, в котором участвовали  смелые, ловкие, веселые, дружные, умелые семьи!  По итогам жюри победила дружба. Это же здорово!  Ведь

«Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам!»  

Исполняется песня «Про дружбу» всем классом.

Рефлексия

Педагог: Хотелось бы напомнить вам, что цель сегодняшнего мероприятия была направлена на установление с вами, уважаемые родители, партнёрских отношений по вопросам нравственно-патриотического воспитанию детей. Как писал В.А. Сухомлинский: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства».                                                                                                    

Сегодня вы узнали о главных семейных сокровищах. С помощью  совместного труда, отдыха, игр, песен. Хотелось бы, чтобы все вы поняли, что главное, чем бы вы ни занимались, вы всегда были вместе. Как в каждой сказке, в конце пути нас всех ждет награда.  

 И я попрошу вас всех выбрать одну из ленточек, чтобы оценить сегодняшнее мероприятие. У каждого из вас есть по 2 ленточки: белая – недостаточно познавательным и интересным получилось данное мероприятие, красная – получилось всё хорошо и хотелось продолжения данной темы. Завяжите, пожалуйста, одну ленточку к «Дереву дружбы» и посмотрим, удалось ли нам сплотиться на сегодняшний день. (Все гости, участники завязывают свои ленточки к дереву для определения удовлетворенности гостей и участников)

Педагог: Большое спасибо нашим участникам-командам за ваши улыбки, смекалку и хорошее настроение. А болельщикам — за активную поддержку. И хочется пожелать вам, чтобы вы всегда и везде сохраняли свой, именно свой, неповторимый стиль взаимопонимания и единства. Спасибо всем, всем присутствующим! «Дерево дружбы» стало красного цвета! Это очень приятно, значит, мы все не остановимся на достигнутом. Желаю всем здоровья, счастья,  взаимопонимания! До следующей встречи!

Список источников:

  1. Чемерилова И.А., Морозов С.И. патриотическое воспитание современных школьников. 2016 г.
  2. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). 2009 г.
  3. Аношина, Н.И. С любовь к родному городу: патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2004г.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». – М., 2015г.
  5. Я. Корчак. как любить ребенка. 2007 г.
  6. А.С. Макаренко. Книга для родителей. 2014 г.
  7. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова. 2009 г.
  8. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа воспитания школьников «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Недоразвитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, механического запоминания путём многократного повторения ведёт к снижению коммуникативных способностей. Это пр...

программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"

В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Презентация на тему: «Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников»

Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, детского сада и семьи невозможно счастье  ребенка,  жизнь его может лишитьсярадости, а без этого нет детства....

Проект для детей старшего возраста «Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников».

Взаимодействие и общение с родителями,  расширяет возможности для реализации задач нравственно - патриотического воспитания. Активное участие родителей во всех блоках  патриотического воспит...

Модель воспитания «Наш класс - дружная семья».

Дружная семья - это все участники образовательных отношений, работающие в тесном сотрудничестве. Актуальность заключается в том, что в процессе реализации создаются условия для понимания ребёнком того...