Технологии и формы процесса воспитания, ориентированные на свободу творческой индивидуальности обучающегося
материал

Харламова Александра Олеговна
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии и формы процесса воспитания, ориентированные на свободу творческой индивидуальности обучающегося

Введение

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

Согласно ФГОС второго поколения школьное обучение рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе и т.д. В связи с этим одной из основных задач современной школы стало развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего школьного возраста.

В 1 «А» классе 27 учащихся, из них 80 % ходит в гпд, это 20 -25 человек. Рассмотрим на диаграмме занятость учащихся 1 «А» класса, тех кто ходит в гпд: в школе (90%), вне школы (9%), не занят (1%). Какие кружки посещает первоклассник в школе: умелые ручки и домисолька 91%, изо 84%, подвижные игры 87%, танцы 3%; вне школы: спортивные секции 7%, танцы 2%.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Технологии

Исходя из возрастных особенностей детей 7-8 лет в своей работе я использую технологи, ориентированные на свободу творческой индивидуальности.

Технологии помогают решать ряд задач:- формирование у детей потребность в продуктивной деятельности;-формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;- формирование нравственного и эмоционального компонента мировоззрения детей;-формирование творческого воображения, любознательности;- развитие познавательного интереса, самостоятельности;- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Исходя из поставленных задач я использую технологии, ориентированные на свободу творческой индивидуальности обучающегося:

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Использую индивидуальный опыт ребенка, помогаю ему самореализоваться и самоопределиться;
  2. Коммуникативная технология. Наиболее часто используется мной и позволяет развить у учащихся такие навыки как умение работать в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей, создавать благоприятный психологический климат в группе. Мною были проведены различные дискуссии, круглые столы, дебаты.
  3. Игра. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.

Формы

В своей работе я часто использую формы, ориентированные на свободу творчества, а именно:

1.воспитательное мероприятие;

2.коллективное творческое дело;

3.праздник;

4.игра.

1) Воспитательное мероприятие

К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.

Задачи воспитательного мероприятия - это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Мероприятие я выстраиваю по определенной структуре.

Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент.

Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать, усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

Особенно понравились детям воспитательные мероприятия «Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права - моя свобода».

2) Коллективное творческое дело (КТД)

В группе не обойтись и без конфликтов, но решить их и больше сплотить группу мне помогает КТД.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу или окружающим людям. (Методика КТД разработана И.П. Ивановым.)

Успешно прошли такие КТД, как КВН «Герои любимых сказок» (можно задействовать родителей), «Путешествие по морю вежливости», «В стране профессий», «Хорошие поступки в страну Доброты».

а) Творческий конкурс

Современные дети, избалованы гаджетами и, казалось бы, их сложно удивить и заинтересовать. Но творческий конкурс покажет обратное.

Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.

За победу в конкурсе я считаю целесообразным награждать ребят грамотами, благодарностями, медалями.

Мои воспитанники очень любят конкурсы и зачастую сами проявляют инициативу не только участника, но и создают, проводят конкурсы с одноклассниками. Например, мои воспитанники провели конкурс «А ну ка, мальчики» (девочки готовили различные конкурсы для мальчиков), «Красный, желтый, зеленый» (о пдд), «Проще простого», «Разминка». Здесь я даю полную свободу творчества воспитанникам, выступаю лишь в роли помощника.

б) Праздник

Не все дети хотят и могут проводить мероприятие или конкурс. Именно в празднике ребенок может почувствовать свою значимость, выразить себя и свои творческие способности.

Праздник – это познавательные, спортивные, игровые дела, а главное – творчество.

Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как «Золотая осень», «Сказочный денёк», «Рождественские посиделки», «Масленица».

в) Игра

Нельзя не отметить еще одну форму, которая играет особую роль в процессе воспитания творческой индивидуальности – игра.

Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма».

Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

1) Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности.

Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Учитель или день наоборот», «Моя семья».

2) Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз», ребусы, кроссворды и др.

3) Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

В своей работе я использую такие игры, как «Шторм», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи», «Светофор», «Найди цвет», «Кошки-мышки», «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Шишки, желуди, орехи».

        

Заключение

В заключение можно сделать следующий вывод. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

Список использованных источников:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004
  2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
  3. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
  4. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
  5. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии и формы процесса воспитания, ориентированные на свободу творческой индивидуальности обучающегося Подготовил: в оспитатель ГБУО школы № 302 Фрунзенского района, 1 «А» класса Харламова Александра Олеговна

Слайд 2

Занятость учащихся 1 «А» класса

Слайд 3

Кружки

Слайд 4

Технологии процесса воспитания, ориентированные на свободу творческой индивидуальности Личностно-ориентированного обучения и воспитания Коммуникативная Игровая

Слайд 5

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания – развитие индивидуальных , познавательных способностей каждого ребенка.

Слайд 6

Коммуникативная технология. П озволяет развить у учащихся такие навыки как умение работать в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей, создавать благоприятный психологический климат в группе.

Слайд 7

Игра - это деятельность , в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.

Слайд 8

Воспитательное мероприятие Формы процесса воспитания: Коллективное творческое дело Праздник Игра

Слайд 9

«Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста .» Пабло Пикассо

Слайд 10

«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее .» A. Барбюс

Слайд 11

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» В.А. Сухомлинский

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..31. Инновационные возможности обучения и воспитания………………52. Феномен личностно  - ориентированного обучения и воспитания...

"Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно – ориентированного обучения и воспитания"

Курсовая работа посвящена проблематике личностно-ориентированного обучения и воспитания. В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения и воспитания, но и его специфика. «Лично...

Развитие творческой индивидуальности детей через активные формы деятельности в группе продленного дня с учето здоровьесберегающих технологий

Актуальная и сложная проблема в настоящее время - это воспитание и развитие подрастающего поколения.  В данной статье автор поделился своим опытом работы в группе прдленног дня, основываясь на зд...

Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции

Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой ...