Социализация подрастающего поколения.
статья

Сошина Алла Ивановна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Социализация подрастающего поколения.

                                                                              Сошина А.И. – воспитатель.

Проблема, над  которой  работает  коллектив  школы: «Развитие социально-адаптированной личности обучающихся в условиях  школы - интерната».         Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Социализация – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Дети и подростки, с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в школе-интернате, обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники коррекционной школы – интерната отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Я считаю, что главная задача воспитателя заключается в том, чтобы социально интегрировать детей в общество. В процессе воспитательной работы надо пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявление самостоятельности, корректировать недостатки психического и физического развития, формировать развитие волевых процессов и самоконтроля. Перед нашими воспитанниками встаёт сложнейшая задача: начать самостоятельную жизнь, адаптироваться в обществе, научиться отвечать за свои поступки и принятые решения. И за успешную социализацию наших воспитанников ответственность несем мы – воспитатели. Именно на воспитателе, на данном этапе лежит задача стать одним из главных людей в жизни воспитанника, его опорой и поддержкой. Поэтому социализация воспитанников является важной задачей обучения и воспитания ребенка. Целью работы воспитателя по социализации воспитанников является формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации воспитанников школы – интерната, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Я – воспитатель. Профессия воспитателя – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях. Воспитатель – это и доктор, и певец, и музыкант, и художник, и экскурсовод. Потому что дети всегда готовы созидать. Миссия воспитателя – сделать все возможное и невозможное для того, чтобы ребенок нашел и занял свое место в мире. В мире, в котором так неуютно и непонятно, а порой и опасно ребенку без помощи и поддержки. Мне очень близко одно восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.

Когда дети впервые переступают порог нашей школы, то я стараюсь сделать так, чтобы дети попали в атмосферу доверия, уважения, безусловного принятия и любви с моей  стороны. Мои  воспитанники должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Я не допускаю негативного отношения к воспитанникам, вызывающего тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям. Когда дети начальных классов приходят в школу, у них элементарные навыки самообслуживания на низком уровне. В этом направлении и начинается кропотливая работа:

- учу правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;

- учу правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом;

- учу во время посещения столовой убирать за собой посуду, вытирать столы;

- учу детей следить за порядком в спальнях;

- учу убирать за собой игрушки в игровом уголке.

Для совершенствования навыков самообслуживания провожу беседы: «Чистим правильно зубы», «Ногти - предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами».

Воспитание культуры здоровья - является одним из направлений воспитательной работы. В нашей повседневной работе это, прежде всего: формирование навыков личной гигиены, соблюдение режима дня, утренняя зарядка, организация физминуток. Провела классные часы на темы: «Режим дня – основа жизни человека», «Чистота – залог здоровья», «Путешествие в страну «Здоровье». Большое значение для социализации имеет осознание воспитанниками того, что жизнь человека подвластна законам природы: я учу их одеваться по сезону, понимать явления природы, выбирать вид деятельности в соответствии с погодными и сезонными условиями. Во время экскурсий на природу учу детей давать правильную характеристику погоде, рассказывать о сезонных изменениях в природе, о природных явлениях, знакомлю с жизнью животных и птиц, с разнообразием растительного мира. Провела классные часы на темы: «С осенью прощаемся», «Как зимой помочь птицам?»

                           C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3009.jpg     C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3012.jpg

Немаловажное значение в работе по социализации воспитанников имеет эстетическое воспитание. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Все мы взрослые были когда-то детьми, только мало кто из нас об этом помнит. А ведь именно в детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного  и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. Прекрасное – это сама жизнь во всем многообразии ее естественных форм, красок, звуков. Научить детей видеть и любить красоту жизни в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, во взаимоотношениях людей – это и составляет содержание  эстетического воспитания. Приобщаю детей к чтению. Читаю детям сказки, где добро побеждает зло. В рамках недели МО воспитателей провела викторину «Добро и зло в сказках». Дети с большим удовольствием участвовали в этом мероприятии.

                                            C:\Users\Admin\Desktop\фото мо недели\IMG_2908.JPG

 Выявляю и развиваю творческие способности детей.   Мои первоклашки приняли активное участие в конкурсе поделок из природного материала и наша работа заняла первое место.

                                        C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_2834.jpg

Современный педагог  О.А.Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти». Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда - вниз. И надо сделать всё для того, чтобы наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Поэтому, перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение. Необходимо развивать у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способн...

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"

Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важ...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения" ороли семьи в процессе воспитания подрастающего поколения....

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"

Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения". О роли семьи в процессе воспитания детей....