Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"
статья по теме

Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу. А  поэтому  надо  вовлекать учащихся в разнообразную деятельность, выстраивая ее так, чтобы в любой момент времени  коллектив имел перед собой увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.v._bukova_-_statya_dlya_sbornika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Букова М., В.,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №72

ОТ  ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА  К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в единстве урочной,  внеурочной и внешкольной деятельности.

 Ребенок приходит к нам в первый класс и перед учителем,  встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Общество постоянно меняется, меняются и ценности. Ребенок впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны нашей жизни.  Своих учеников мы хотим видеть добрыми, не причиняющий зла живому, честными и справедливыми, любящими и заботливыми, трудолюбивыми и настойчивыми, самостоятельными и ответственными, смелыми  и решительными, бережно относящимися к слову, к своим речевым поступкам, толерантными и патриотичными. Но это портрет  идеально воспитанного младшего школьника, взятый мной из программы  духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе "Школа 2100". Идеал - это  высшая норма нравственной личности, недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.

 Традиционными источниками нравственности являются:

  1.               патриотизм:  любовь к близким, друзьям, школе,  к своей малой родине, к своему народу, к  России и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам;
  1. гражданственность:  долг (перед семьёй, предками, страной), толерантность, соблюдение закона и порядка.
  2. труд и творчество: целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  3. наука, искусство и литература: духовный мир человека, гармония;   природа наш дом - экологическое воспитание;
  4.         семья: любовь и верность, здоровье,  почитание родителей , забота о старших и младших.

В основе концепции воспитательной системы нашей школы лежит системно-деятельностный подход, через который формируется активная жизненная позиция.

В рамках духовно-нравственного воспитания я использую  различные формы и методы, которые включают:

- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки - это наиболее простые формы работы, которые используются на протяжении всех четырех лет обучения в школе. В этих мероприятиях активно участвуют родители, вместе с детьми они с удовольствием посещают экскурсии и особенно выезжают загород.

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Например выставка поделок из природного материала "Краски осени", выставка новогодних игрушек, выставка рисунков.  

- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

В течение года в школе ребята посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами, русскими народными песнями.

-    Организация праздников.

Следующим шагом в знакомстве с русскими традициями  был праздник Русской березки, которым мы готовили с ребятами для второклассников. Праздник состоял из нескольких частей:

 1) береза - символ России

 2) береза в поэзии, песнях и живописи

 3) традиции и обряды (Праздник Троица)

 4) березки у солдатских могил.

Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, он очень сплотил ребят, т.к. у всех было общее дело.  Каждый ребенок принял в нем участие и даже второклассники, которые  были  гостями, пели с нами песни, водили хороводы и подготовили для нас  танец с ложками.

В четвертом классе моим детям очень повезло. В школе  открылся кружок ложкарей. Многие ребята стали посещать этот кружок.   Ребята так здорово играли на ложках, что их стали приглашать на школьные праздники и они даже приняли участие в районном  конкурсе малых театральных форм среди учащихся начальной школы "Брянцеву посвящается".

 Одна из задач духовно-нравственного воспитания - воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции. Что такое патриотизм? Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны,  своей малой родины, родной школе, классу, семье. Для решения этой задачи я использовала разные формы:

 - участие в концертах для ветеранов;

- литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам;

В 2010 году страна отмечала 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы решили внести свой вклад в это общее дело и приняли участие в районной акции "От поколения к поколению".  Ребята в течение месяца делали своими руками поздравительные открытки для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда.  В этой акции принимали участие и родители, предлагая эскизы открыток.

-   классные часы - наиболее распространенная форма.

Классный час "Мы живы, пока помним", посвящен  родственникам ребят, которые жили и трудились в годы  войны.  Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные  переживания.

- проектная деятельность становится популярным методом формирования активности учащихся.  

Подготовительным этапом к этому классному часу являлась проектная деятельность. Ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в презентацию. Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Вот она связь поколений. Но в некоторых семьях связь поколений утрачена и не все дети смогли выполнить это задание.

В рамках празднования 65- летия Победы в ВОВ мы приняли участие в районном проекте "Марш Победы". Каждый класс оформил свою страницу в книге Памяти. В этом проекте наша школа заняла 3 место в Калининском районе.

Патриотическое воспитание осуществляется в учебно-образовательном процессе (на уроках). Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру. Очень интересными были уроки окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Из истории нашей Родины" от Рюрика до наших дней.

В рамках  празднования 75-летнего юбилея Калининского района учащиеся школы приняли участие в районном проекте «Мой район – моя гордость, моя ответственность».  Итогом совместной работы педагогов, учащихся и родителей стала победа и признание творческого альманаха лучшим в районе.  

Наш класс принял участие в районном проекте наш "Наш дружный класс" - финал четырехлетнего пребывания в начальной школе. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят.  Они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности, ростки самоуправления.

Процесс воспитания - обоюдный процесс школы и семьи, направленный на обеспечение полноценного развития и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Педагоги, дети и их родители являются участниками учебно-образовательного процесса. Как сделать родителей  полноценными партнерами школьной жизни?         Взаимодействие  школы и семьи может строится на основе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.

Традиционной формой работы является проведение в школе  индивидуальных консультаций и родительских собраний. Но появилась необходимость использования  и новых форм сотрудничества.

С 2007 года в школе создан Попечительский совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы, посвященные улучшению материально-технических условий работы школы, проблемам здоровьесбережения и организации питания учащихся.

С 2008 года проводятся Родительские дни, где каждый родитель может получить консультацию учителя-предметника, задать вопросы классному руководителю, обратиться за советом к администрации школы.

С 2008 года в школе существует проект «Живая школа»,  который  объединил педагогов, детей и родителей. Цель этого проекта - показать жизнь школы изнутри и предоставить возможность родителям стать полноценным партнером, а не наблюдателем со стороны. В рамках этого проекта проходят различные совместные акции и мероприятия.

С 2009 года работает Совет профилактики, где родители вместе с детьми и педагогами решают конфликтные ситуации, связанные с пропусками уроков, плохим поведением и нарушением правил внутреннего распорядка

Традицией школы стало проведение ежегодно «Дня здоровья». В мероприятии принимают участие ученики, родители и педагоги, которые путешествуют по станциям «Спортивная», «Профилактическая», «Правильное питание», «Гигиена», «Игровая», «Классный час». Совершая маршрут по всем составляющим здорового образа жизни, участники мероприятия в интерактивной форме узнают новое, делятся впечатлениями, обсуждают проблемы асоциального поведения, имеют возможность задать вопросы специалистам.

Мы не останавливаемся на этом и ищет новые формы взаимодействия с семьей.

Проводя воспитательные мероприятия, очень важно использовать разнообразные формы и методы работы, где каждый ученик может проявить себя, внести свой личный вклад, почувствовать свою причастность к делам класса, школы, города, страны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инновационная программа развития ГОУ СОШ №72 на период  2011-2015 гг.:  От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе. Утверждена решением Педагогического совета школы от 15.02.2011 г. Протокол №3

3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2010 гг. Петербургская Школа 2010

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373

5. Программа  духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе "Школа 2100".

                                                           

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование активной деятельностной позиции и учебной мотивации через внеклассную работу».

В своём докладе мне   хотелось бы    поделиться   опытом работы по решению   проблемы снижения учебной мотивации и, в частности,   инт...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....

Воспитание культуры личности младшего школьника через приобщение к чтению

В статье рассматривается понятие «культура личности», роль чтения в воспитании культуры личности младшего школьника. Приведены результаты исследования, характеризующие отношение младших шк...

Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"

Выступление по теме: "Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения"...

Правильное воспитание ребёнка – одна из важнейших задач в формировании и становлении личности подрастающего поколения

Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребёнка, чувства ответственности за свои поступки, а так же вопросы, касающиеся условий эмоционального, нравственного самовыражения ли...

Формирование позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского

Формированиепозитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского...