Программа «Путешествие в мир родной природы»
классный час (3 класс)

Дядич Валентина Геннадьевна

Программа «Путешествие в мир  родной природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_puteshestvie_v_mir_rodnoy_prirody.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

  • 1.Пояснительная записка.        

        Программа «Путешествие в мир  родной природы» имеет эколого-краеведческую направленность.

Актуальность программы дополнительного образования «Путешествуем  в мир  родной природы» определяется рядом факторов:

 - во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное  и личностное развитие ребенка;

- во-вторых, программа создает условия для вовлечения  учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в качестве базовой компетенции;

- в третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы, обеспечивает личностную значимость исследований, способствуют формированию экологической культуры.

 Цель: воспитание экологической культуры через создание условий способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Задачи:

Личностные:

  1. Способствовать формированию бережного отношения к природе
  2. 2.Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой

Метапредметные:

  1. Способствовать  развитию познавательного интереса к природе своего края.
  2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность
  3. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Предметные:

  1. Формирование начальных знаний о сущности и особенности объектов, процессов и явлений родного края.
  2. Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.

  • Общая характеристика учебного предмета, курса:

        В основу дополнительного экологического образования  курса «Путешествие в мир  родной природы положены: сказки, игры, экскурсии, презентации,  практические работы и  исследовательская  деятельность Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

3.Описание места  предмета, курса в учебном плане.

     На изучение эколого- краеведческой  программы  внеурочной деятельности "Путешествуем в мир родной природы" отводится 1 час в неделю в учебное время, включая по 1 часу в каникулярное время,всего37 часов в год.

  • 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса:        

        Ценностным ориентиром образовательной эколого- краеведческой  программы внеурочной деятельности "Путешествуем в мир родной природы", является   концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности, направленная на формирование социальных и личностных компетенций, исследовательских навыков, с помощью  выполнения проектов,  исследований, занятий на основе экологических сказок, игр и экскурсий, являющихся без преувеличения источником деятельности обучающихся и выполняющих функцию развития личности младшего школьника, его познавательных способностей и коммуникативных действий. Программа нацелена на выполнение ФГОС НОО.

  • 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса: 

Личностные результаты воспитанников:

  • мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
  • готовность работать в группе и самостоятельно;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;
  • освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
  • развитие эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные результаты воспитанников:

  • умение использовать различные способы поиска( в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интнрнет),сбора обработки,анализа,передачи и интерпретации информации;
  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;
  • овладение логическими действиями сравнения,анализа и синтеза,обобщения,классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,построение рассуждений,отнесения к известныи понятиям;
  • освоение доступных способов изучения природы.

Предметные результаты воспитанников:

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.

  • 6.Содержание изучаемого курса  
  • Введение(2ч)

Природа родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу? Изменения в природе( в том числе 1 экскурсия) « Сезонные изменения в природе»-1ч) 

  • Тема 1. Цветок и солнце (6ч)

 Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники,  травы, грибы родного края. Растения лекарственные и ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края- растения (в том числе 1 экскурсия).

Детская литература: 

Сказки :Н.И. Асташина. Там на неведомых дорожках. Как Иринка по грибы ходила.

Игра  « Лото»(2 варианта).

  • Тема 2. Соседи по планете( 6 ч.)

Роль животных в природе и жизни человека.        Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. Как человек может помочь животным? Красная книга родного края – животные (в том числе 1 экскурсия-2ч). Презентация.

Детская литература:

 В Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги? « Как девочка Катя порядок на лугу наводила». Экологическая сказка: Н.И. Асташина. Всем ужасам ужас, или Что на свете всего страшнее. Практическая работа: подкормка зимующих птиц.

  • Тема 3. « Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…»(5 ч)

Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед? Кто где живет? Учимся наблюдать взаимосвязи в природе (в том числе экскурсия-1ч). Игра « Птичья столовая, кто кого ест( пищевая цепь).

Детская литература:

Н.И. Асташина «Сказка об одиноком дубе». В. Бианки « Лесные домишки».        

  • Тема 4.Лес и его обитатели.(5ч)

Лес –сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана лесов(в том числе 2экскурсии)

Игры « Пантера», « Совы и вороны»

Детская литература:

Экологические сказки Н.И. Асташина. Грустная история. Как синичка в гости летала.

М Пришвин. Этажи леса.

  • Тема 5.В гостях у Царевны-лягушки.(5ч)

 Река и пруд- общежитие самых разных организмов Водные растения –большие и маленькие. Околоводные насекомые. Жители толщи воды.  «(в том числе 1 экскурсия, возможно виртуальная)

Детская литература: Г-Х. Андерсен. Дюймовочка.        Игра «В гостях у царевны Лягушки».

  • Тема 6. Мы – исследователи родной природы(3ч).

 Правила проведения исследований в природе. Экологические тропы. Экологическая орнитологическая тропа « Здравствуйте, птицы!"        

  • Тема 7. Путешествуем по родному краю(3ч)

Экскурсия по родному краю. Экологический субботник. Выполнение исследовательских работ. Исследование движения растений.

  • Заключение(2ч)

 Подведение итогов деятельности по программе

  • 7.Учебно-тематический план                                                    

№п\п

                                   Темы занятий

к-во

час.

план

                                                                                                       

факт      

Сказки, игры,

экскурсии,

презентации.

        Введение(2ч)

    игра

1

Особенности природы родного края(живая и неживая природа)

03.09

03.09

   игра

2

Как изучают природу. « Сезонные изменения в природе»

10.09

   экскурсия

                                   Тема 1. Цветок и солнце(6ч)

   

3

Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека.  «Там на неведомых

дорожках или полное опасностей и приключений путешествие  по почти сказочному лесу».

Зан.1

17.09

    сказка

4

Деревья, кустарники,  травы, грибы родного края. «Там на неведомых дорожках или полное

опасностей и приключений путешествие  по почти сказочному лесу».

Зан.2

24.09

    сказка

5

Растения лекарственные и ядовитые.        

Зан.3

01.10

  экскурсия

6

Грибы съедобные и ядовитые. Как Иринка по грибы ходила.

Зан.4

08.10

эколог. сказка

7

Грибная игротека.

Зан.5

15.10

     игра

8

Красная книга родного края- растения.

22.10

презентация

                                                                Тема 2. Соседи по планете                

9

Роль животных в природе и жизни человека. « Всем ужасам ужас или что на свете всего

страшнее»

29.10

экол. сказка

10

Многообразие животных.

В Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги?

12.11

     игра

11

Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. « Как девочка Катя

порядок на лугу наводила».

Зан.1

19.11

    сказка

12

Как человек может помочь животным?

26.11

Пр. работа

13

Красная книга родного края – животные.

03.12

презентация

14

Подкормка зимующих птиц.

10.12

Практ. работа

                                    Тема3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек…»

15

Взаимосвязи в природе. Н.И. Асташина «Сказка об одиноком дубе».

Зан.1

17.12

сказка

16

Кто что ест на обед( пищевая цепь).

24.12

    игра

17

Экскурсия к дубу.

Зан.2

07.01

 экскурсия

18

Кто где живет? В. Бианки « Лесные домишки».

14.01

    сказка

19

Учимся наблюдать взаимосвязи в природе.

21.01

презентация

                                                 Тема 4.Лес и его обитатели(5ч)

20

 Н.И. Асташина. Как синичка в гости летала.

Зан.1,2

28.01

 эколог. сказка

21

Охрана лесов.

Зан.3

04.02

 экскурсия

22

Лес –сообщество разных организмов.        

11.02

 экскурсия

23

Н.И. Асташина. Грустная история.

Зан.4,5

18.02

 эколог. сказка

24

Этажи леса. М Пришвин. Этажи леса. Игры « Пантера», « Совы и вороны»

25.02

 сказка, игра

                 Тема 5.В гостях у Царевны-лягушки(5ч)

25

 Река и пруд- общежитие самых разных организмов

Зан.1

03.03

экскурсия на водоем, вирт.

26

 Водные растения –большие и маленькие.

10. 03

27

Околоводные насекомые.

Зан.2

17.03

эколог. сказка

28

В гостях у царевны Лягушки .

Зан.3

24.03

 игра

29

Г-Х. Андерсен. Дюймовочка.        

31.03

 сказка

                                    Тема 6. Мы – исследователи родной природы.

30

Правила проведения исследований в природе.

07.04

исследование

31

Экологические тропы.

14.04

 эколог. тропа

32

Экологическая орнитологическая тропа « Здравствуйте, птицы!"

Зан.1

21.04

  исследование

Тема 7. Путешествуем по родному краю.

33

 Экскурсия по родному краю.

28.04

  экскурсия

34

Экологический субботник.

05.05

 субботник

35

Выполнение исследовательских работ. Исследование движения растений.

12. 05

презентация

       

                                                                                                                 Заключение.

36

Подведение итогов деятельности.

19.05

  экскурсия

37

Подведение итогов деятельности.

26.05

Практ.работа

8.Материально - техническое обеспечение образовательного процесса Программа  внеурочной деятельности организация эколого- исследовательской деятельности младших школьников «Путешествие в мир  родной природы»

  • Н.И. Асташина. Развитие исследовательской деятельности школьников в дополнительном экологическом образовании      на ключевых орнитологических территориях-автореферат.
  • Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.:Просв.,2011.-( Стандарты 2поколения).
  • А.Т. Зверев. Экологические игры. М.: Издательский дом « ОНИКС 21 век» ЗАО  « Дом педагогики,2011.
  • Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы.Естествознание.5 класс- М.: Пр.,2010(Станд. нов.поколения).
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006,№06-1344
  • Развитие исследовательских умений младших школьников/Н.Б. Шумакова; под редакцией Н.Б. Шумаковой.-М.: Просвещение,2011.- ( Работаем по новым стандартам).
  • Н.И. Асташина. Там на неведомых дорожках.   Как Иринка по грибы ходила. « Всем ужасам ужас или что на свете всего страшнее»

« Как девочка Катя порядок на лугу наводила». «Сказка об одиноком дубе».        Как синичка в гости летала. Грустная история.

  • В. Бианки. Чей нос лучше? Чьи это ноги?  Кто где живет?  « Лесные домишки».
  • М Пришвин. Этажи леса.         Г-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
  • http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
  • http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
  • http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
  • http://etno.environment.ru/ — Этно-экология. Сайт Лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
  •  http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Путешествие в музей природы. Осень.

Открытый показ интегрированной образовательной деятельности....

Путешествие в музей природы. Осень.

Открытый показ интегрированной образовательной деятельности....

Презентация к образовательной деятельности "Путешествие в музей природы.Осень.!" "Лес, точно терем расписной..."

Презентация была создана на основе фотографий осенней тематики.Использовалась на открытом показе интеграционной образовательной деятельности по теме "Путешествие в музей природы.Осень."...

Путешествие в храм природы

Мероприятие по экологическому  воспитанию...

Игра- путешествие "Удивительный мир природы".

Познавательная игра-путешествие подготовлена для учащихся 4 класса, которая расширяет кругозор детей, их знания по окружающему миру, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к природе ро...