Статья "Соотношение воспитания и социализации"
статья

Маслова Анастасия Александровна

На современном этапе развития социализация является одним из важнейших процессов развития личности.Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sootnoshenie_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Соотношение воспитания и социализации

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Социализация – это процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных норм, отвечающим интересам всего общества[8].

Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историческая концепция развития человека). Социализация близка, почти тождественна «окультуриванию» как присвоению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Кроме того, в индивиде культура находит свое реальное существование.

Л.С. Выготский выступал против понимания взаимоотношений социального и индивидуального как враждебных, когда социальное «выдавливает», вытесняет естественное, приводя тем самым к «осоциализированию» индивида. По этому вопросу Л.С. Выготский дискутировал с Ж. Пиаже, доказывая, что ребенок изначально социален[3].

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности[4].

Первая их группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах.

Вторая – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых:

а) по национальному признаку,

б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село),

в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).

Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание.

Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя). Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом:

- традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества);

- стилизованный (через субкультуры);

- межличностный (через значимых лиц);

- рефлексивный (через переживание и осознание).

Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач.

Известный отечественный психолог А.В. Петровский выделяет три фазы социального развития личности человека до включения его в трудовую деятельность:

- детство – адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни;

- отрочество – индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»;

- юность – интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития[7].

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного воздействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно-контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание)[6].

 И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессом социализации.

Воспитание выступает в роли одного из фактора жизни и развития общества. С социальной точки зрения, воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни данным и будущем общества, осуществляемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявления воспитания, как социального явления[5].

Воспитание – это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстаёт перед нами как целенаправленная помощь ребёнку его вхождение в современную культуру, достижение которой складывались на протяжении длительных веков.

Психологическое освещение воспитания имеет своё содержание, ибо психология отмечает воспитание обращённость способности юного человека отражать окружающий мир сознания, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействие с миром.

Последнее, а именно короткие строки вхождения ребенка в контекст культуры, породили воспитание как профессиональное явление – то, что организуется профессионалами – педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом[5].

С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего воздействия на личность, что ведет к манипулированию личностью[2].

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» дается такое определение воспитанию. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[1].

Воспитание как один из видов социальной деятельности людей призвано помочь растущему человеку овладеть социальным опытом и таким образом подготовиться к жизни в обществе. Из этого можно заключить, что воспитание личности есть процесс ее целенаправленной социализации, основной смысл которой состоит в том, что усвоение человеком социального опыта, накопленного в ходе исторического развития общества, обеспечивает подготовку к жизни в нем и определяет формирование отношений к окружающей действительности[10].

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения[2].

Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности – система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной деятельности;

- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);

- проверка, оценка результатов

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека .

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.

Воспитание (в широком значении) – это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс по передаче общественно – исторического опыта из поколения в поколение.

Воспитание (в узком смысле) – специальная воспитательная работа, которую осуществляют воспитатели (преимущественно во внеурочное время) по формированию определенных качеств личности.

Развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности[9].

Таким образом, социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Процесс и результаты социализации имеют внешне противоречивый характер. Воспитание можно рассматривать с различных точек зрения: биологической, социальной, педагогической. Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Воспитание – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Оно рассматривается в широком и в узком значении.

 

Список литературы

Нормативные документы

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».- М.: Проспект, 2013.

Основные источники

  1. Буданова, О.В. Стандарты в начальной школе/ О.В. Буданова. – М., 2011.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005.
  3. Кон, И.С. Социология личности/ И.С. Кон - М., 1987.
  4. Педагогика; Под ред. П.И. Пидкасистого.  - М., 2003.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии; Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  7. Подласый, И.П. Педагогика  начальной школы/ И.П. Подласый. – М., 2000.
  8. Слабодчиков, В.И. Психология человека/В.И. Слабодчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа Пресс, 1995.
  9. Щедровицкий, Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) / Г.П Щедровицкий — М.: Касталь, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Программу защитила на курсах, но нужно ещё дорабатывать. Может кому-то пригодится за основу. Меняем только мероприятия.  Остальное по ФГОСам остаётся без изменений. ...

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Авторская программа по воспитанию и социализации "Я расту!"

Авторская программа по воспитанию и социализации младших школьников " Я расту"...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....