Главные вкладки

    Внеурочная деятельность 2 класс
    рабочая программа (2 класс)

    Екатерина Николаевна Пшеничная

    Программа дополнительного образования «Занимательная математика» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    I. Пояснительная записка

      Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

    Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

    «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

    Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

    Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

    Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

     (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

      Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

      Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

      Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

      Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

        Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

      Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

         Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

        Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

    Отличительными особенностями являются:

    1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

    2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

    3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

    4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

    5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

    Цель и задачи программы:

    Цель:

    -развивать математический образ мышления

    Задачи:

    -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    -расширять математические знания в области многозначных чисел;

    содействовать умелому использованию символики;

    -учить правильно применять математическую терминологию;

    -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

    Возраст детей, участвующих

    в реализации данной программы

    Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

    Сроки реализации

    дополнительной образовательной программы

    Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

    Принципы программы:
             

     1.Актуальность

    Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

    2.Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    3.Системность

    Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    4.Практическая направленность

    Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    5.Обеспечение мотивации

    Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    6.Реалистичность

    С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

    7.Курс ориентационный

    Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

    Формы и режим занятий

    Занятия учебных групп проводятся:

    1 занятие в неделю по 45 минут.

    Основными формами образовательного процесса являются:

    • практико-ориентированные учебные занятия;
    • творческие мастерские;
    • тематические праздники, конкурсы, выставки;
    • семейные гостиные.

    На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

    - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

    - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

    - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

    - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                    Основные виды деятельности учащихся:

    -решение занимательных задач;
    -оформление математических газет;
    -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
    -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    -проектная деятельность 
    -самостоятельная работа;
    -работа в парах, в группах;
    -творческие работы.

                                   
    Ожидаемые результаты и способы их проверки

    Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

    - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

    • простое наблюдение,
    • проведение математических игр,
    • опросники,
    • анкетирование
    • психолого-диагностические методики.

    Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

    • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
    • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
    • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
    • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

    Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

    • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
    • активность,
    • аккуратность,
    • творческий подход к знаниям,
    • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

    Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

    - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    - выделять существенные признаки предметов;

    - сравнивать между собой предметы, явления;

    - обобщать, делать несложные выводы;

    - классифицировать явления, предметы;

    - определять последовательность событий;

    - судить о противоположных явлениях;

    - давать определения тем или иным понятиям;

    - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

    - выявлять функциональные отношения между понятиями;

    - выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

     - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихсяс разными образовательными возможностями.

    Проверка результатов проходит в форме:

    • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,составление кроссвордов и др.),
    • собеседования (индивидуальное и групповое),
    • опросников, 
    • тестирования,
    • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

       Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

    при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

    Формы подведения итогов реализации программы

    Итоговый контроль   осуществляется в формах:

    - тестирование;

    - практические работы;

    - творческие работы учащихся;

    - контрольные задания.

    Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

         

    III. Календарно-тематический план

    Наименование тем курса

    Всего часов

    Виды деятельности

    Форма контроля

    1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

    1

    Определение интересов, склонностей учащихся.

    2. Как люди научились считать.

    1

    выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

    конкурс на лучшую презентацию

    3. Интересные приемы устного счёта.

    1

    устный счёт

    математический диктант

    4. Решение занимательных задач в стихах.

    1

    работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

    тестирование

    5. Упражнения с  числами

    1

    работа с алгоритмами

    тестирование

    6. Учимся отгадывать ребусы.

    1

    составление математических ребусов

    конкурс на лучший математический ребус

    7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

    1

    решение теста -кроссворда

    проверочный тест

    8. Упражнения с  числами

    1

    работа с алгоритмом

    контрольный тест

    9. Решение ребусов и логических задач.

    1

    самостоятельная работа

    мини-олимпиада

    10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

    1

    составление схем, диаграмм

    тестирование

    11. Загадки- смекалки.

    1

    составление загадок, требующих математического решения

    конкурс на лучшую загадку-смекалку

    12. Игра «Знай свой разряд».

    1

    работа с таблицей разрядов

    тест

    13. Обратные задачи.

    1

    работа в группах «Найди пару»

    познавательная игра «Где твоя пара?»

    14. Практикум «Подумай и реши».

    1

    самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

    тестирование

    15.Задачи с изменением вопроса.

    1

    инсценирования задач

    конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

    16. «Газета любознательных».

    1

    проектная деятельность

    конкурс на лучшую математическую газету

    17.Решение нестандартных задач.

    1

    решение задач на установление причинно-следственных отношений

    тестирование

    18.Решение олимпиадных задач.

    1

    решение заданий повышенной трудности

    школьная олимпиада

    19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

    1

    решение заданий повышенной трудности

    школьная олимпиада

    20. Школьная олимпиада

    1

    решение заданий повышенной трудности

    школьная олимпиада

    21. Игра «Работа над ошибками»

    1

    работа над ошибками олимпиадных заданий

    тестирование

    22.Математические горки.

    1

    решение задач на преобразование неравенств

    конкурс на лучший «Решебник»

    23. Наглядная алгебра.

    1

    работа в группах: инсценирование

    тестирование

    24.Решение логических задач.

    1

    схематическое изображение задач

    тестирование

    25.Игра «У кого какая цифра»

    1

    творческая работа

    тестирование

    26.Знакомьтесь: Архимед!

    1

    работа с энциклопедиями и справочной литературой

    создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

    27.Задачи с многовариантными решениями.

    1

    работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

    28.Знакомьтесь: Пифагор!

    1

    работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

    викторина

    29.Задачи с многовариантными решениями.

    1

    Работа в парах по решению задач

    школьная олимпиада

    30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

    1

    составление знаковых систем

    тест

    31.Задачи с многовариантными решениями.

    1

    индивидуальная работа

    тестирование

    32.Математический КВН

    1

    работа в группах

    школьная олимпиада

    33-34. Круглый стол «Подведем итоги»

    2

    коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

    анкетирование

    Содержание программы

    1. Математика – царица наук.-    1 час

    Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

    2. Как люди научились считать.- 1 час

    Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

    3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

    Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

    4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час

    Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

    5. Упражнения с  числами. – 1 час  

    Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

    6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час

    Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

    7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час

    Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

    8. Упражнения с  числами.-  1 час

     Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

    9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

    Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

    10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

     Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

    11.  Загадки- смекалки. – 1 час

    Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

    12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

    Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

    13. Обратные задачи.- 1 час

    Решение обратных задач, используя круговую схему.

    14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

    Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

    Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

    16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час

    Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

    17. Решение нестандартных задач. – 1 час

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    18. Решение олимпиадных задач. – 1 час

    Решение задач повышенной сложности.

    19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

    Решение задач международной игры «Кенгуру».

    20. Математические горки. – 1 час

    Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

    Закрепление знаний о классах и разрядах.

    21. Наглядная алгебра. - 1 час

    Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

    22. Решение логических задач. – 1 час

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

    Закрепление знаний нумерации чисел.

    24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

    Исторические сведения:

    кто такой Архимед

    - открытия Архимеда

    - вклад в науку

    25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    26Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

    Исторические сведения:

    кто такой Пифагор

    - открытия Пифагор

    - вклад в науку

    27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

    Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

    28.  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    29. Математический КВН. – 1 час

    Систематизация знаний по изученным разделам.

    30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

    Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

    31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    32. Математический КВН.-  1 час 

     Систематизация знаний по изученным разделам.

    33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа

    Систематизация знаний по изученным разделам.

    Методическое обеспечение программы

    Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

    Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

       Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

    Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

    На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

      Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

    Список литературы

    1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

    2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

    3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

    4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

    6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

    7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

    8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

    9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

    10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

    11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

    12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

    Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

    Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

    Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

    Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....