Статья "Здоровьесберегающая технология в образовательном процессе"
статья

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

https://solncesvet/печатное-издание/ Статья включена в сборник статей Международного образовательного портала "Солнечный свет" "Педагогика и образование". стр. 129-130  Свидетельство 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_statya.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Учитель начальных классов Чагдурова М.В.

На сегодняшний день, в условиях усугубляющегося экологического кризиса, социальных напряжений и информационных перегрузок сохранение здоровье обучающихся школьников встает на первый план.Поэтому, нарастающая проблема сохранения и укрепления здоровья младших школьников становится для государства в здоровьесберегающем образовании все более актуальной.

В современной школе основной задачей является обеспечения детей необходимым образованием, но существует не маловажный вопрос, связанный с сохранением здоровья ребенка и формированием у него здорового образа жизни. Согласно последним результатом научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. Так за время обучения в школе около 60% детей переходят из категории здоровых детей в категорию детей с различными отклонениями и хроническими заболеваниями [1, с.15]. В связи с этим здоровьесберегающие технологии являются необходимым условиям функционированияв образовательном процессешколы.

Любой здоровьесберегающий урок в школе должен быть нацелен на формирование у детей здорового образа жизни и на радость за каждый прожитый день в здоровом теле.

Здоровьесберегающие действия на уроке делятся на:

  • оптимальная плотность урока (количество учебных действий, их виды, длительность и отвлечение от учебной работы);
  • смена видов учебной деятельности (чтение, письмо, рассказ, ответ на вопрос, просмотр презентаций и т.п.).

Основными рекомендациями здоровьесберегающего урока являются:

1) смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут;

2) использование минимум 4 вида учебной деятельности [3, с.61].

Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе возможно использовав различные методы. Под методами заоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
  • информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3.Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1.Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3.Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здороиъесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  1. Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  2. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  4. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  5. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  6. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  7. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  8. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  9. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  10. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  11. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  12. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  13. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  15. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.

Опираясь на собственный педагогический опыт  реализация здоровьесберегающих технологий основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ученику в процессе его обучения и воспитания.

Так мною учитываются как возрастные, так и психологические особенности младших школьников, что позволяет мне в дальнейшем использовать различные виды учебной деятельности на уроке, а также вовремя предупредить утомление и перенапряжение детей в процессе учебной деятельности. В работе с более медлительными детьми не тороплю их, даю время на обдумывание, т.е. создаю условия для комфортной учебной деятельности. После чего обдумываю приемы, позволяющие по-новому освоить новые знания в процессе обучения.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев,например:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

На уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье.Например: «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».

На уроках окружающего мира совместно учениками говорим о пользе правильного питания, соблюдения гигиены и режиме дня. На уроках физкультуры несомненно повышают физическую подготовку и укрепляют здоровье эстафеты и различные соревновательные игры.

Перегрузка учеников на уроках приводит не только к их утомляемости, но и к тревожности. Это можно избежать не только сокращением времени, отведенного на учебный процесс, но и качеством работы с учениками. Необходимо чтобы дети на уроках испытывали заинтересованность и желание узнать что-то новое, это позволит гораздо быстрее усвоить материал и не создаст эффекта утомляемости[2, с.20].

Исходя из проведенных родительских собраний в Петропавловской общеобразовательной школе №1многие родители изъявили желание в поддержке сохранения здоровья детей, так дети совместно с родителями создавали различные рисунки и плакаты посвященные здоровому образу жизни. Также на родительских собраниях активно обсуждаются темы здорового питания, так как правильное питание школьника является залогом хорошего настроения и успеха в учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей помогает проводить постоянный мониторинг здоровья обучающихся и заблаговременно предупреждать различные отклонения.

Правильный выбор способов к воспитанию позволит в дальнейшем предотвратить многие проблемы человечества, связанные со здоровьем. Это значит, что в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли. Родители должны обеспечить полную занятость ребенка, при этом сохранить его здоровье. Школьник должен иметь возможность самостоятельно выбрать внеурочное времяпровождение, будь то кружок или спортивная секция. Исходя из этого, воспитание здорового подрастающего поколения является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных, физических сил школьников, их подготовки к жизни, труду и развитию.

             

                Список использованной литературы

  1. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг. - 2011.-№3.-С.15-19.
  2. Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг. – 2011.-№3.-С.20-26.
  3. Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63.
  4. Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель  коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...

Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...