Рабочая программа 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Тубшинова Аида Булатовна

Актуальность программы состоит в том, что она учитывает современные требования общества к развитию личности детей, имеющих нарушения речи, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с нарушениями речи, умеющей полноценно жить в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности, художественно – эстетическое восприятие;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;

- формировать экологическую культуру;

- формировать и развивать трудовые умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_kl_19-20gg.docx79.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с нарушениями речи обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Основой программы по воспитательной работе являются следующие нормативно – правовые акты: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированны в Минюсте России от 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

Актуальность программы состоит в том, что она учитывает современные требования общества к развитию личности детей, имеющих нарушения речи, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с нарушениями речи, умеющей полноценно жить в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности, художественно – эстетическое восприятие;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;

- формировать экологическую культуру;

- формировать и развивать трудовые умения и навыки.

Основными принципами данной программы являются:

- принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

- деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

- принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, создания и самосознания, рационального и иррационального.

- эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

- возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Основные направления работы:

- личностное развитие (духовно-нравственное, патриотическое воспитание, экологическое воспитание);

- охрана здоровья (ППБ, ПДД)

- развитие творческого воображения

- трудовая деятельность (бытовой труд и общественно – полезный труд).

Подведение итогов реализации программы проводится путем:

- организации выставок работ учащихся;

- участия в конкурсах школьного уровня;

- использования таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся 1 «а» класса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

У воспитанника будут сформированы:

- адекватная самооценка;

- нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому)

- способность учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Воспитанник научится:

- организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя;

- планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- видеть результат своей деятельности;

- контролировать свою деятельность по результату;

- работать по инструкции взрослого;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый;

- оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- правильно держать ручку, карандаш

Познавательные УУД формируют у воспитанника умения:

- отвечать на простые вопросы педагога;

- находить нужную страницу;

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

- листать книгу вперед - назад с определенной целью.

Коммуникативные УУД обеспечивают обучающимся социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитанник научится:

- устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

- взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- слушать собеседника, отвечать на вопросы;

- предлагать помощь, обращаться за помощью;

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Понедельник

Личностное развитие

Вторник

Охрана здоровья и физическое развитие (ПДД, ППБ)

Среда

Внеурочная деятельность

Четверг

Развитие творческого воображения

Пятница

Трудовая деятельность

Психолого-педагогическая характеристика

В классе 13 человек,  из них 8 мальчиков и 4 девочек. 11 ребят воспитываются в полных семьях (из них в 2 семьях отца заменяет отчим, три семьи многодетные, мать одиночка - 2). Из этого числа семей неблагополучными можно считать 1. В целом 60% родителей заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Эти же родители регулярно посещают родительские собрания, оказывают материальную помощь классу, стараются сотрудничать с учителем и воспитателем, вырабатывать единство требований семьи и школы.

Класс можно считать сплоченным, т.к. многие дети придя в школу, были знакомы. 10 ребят учились вместе в подготовительном классе. Ардан гиперактивный мальчик, внимание неустойчивое, обидчивый, всегда занят своим делом, не многие соглашаются с ним играть. Пришел новый мальчик Кирилл Л.- очень грубый, злой  мальчик, обижает сверстников, матерится и постоянно получает замечания по поводу дисциплины. Нельзя сказать , что этим детям в классе плохо , но есть некий дискомфорт. Многие дети живут в полных семьях. В классе 2 ребенка из многодетных семей: Богданов Артур, Базаров Буда. В целом, дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

Работа по формированию дружного коллектива, формированию толерантности, культуры поведения в общественных местах, семье, привитию навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков будет продолжена в течение учебного года.

Личностное развитие

При разработке содержания программы  учитывались положения личностно – ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), предполагающей главное внимание в организации воспитательной деятельности уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я хочу» и «я могу» как основы взаимодействия с педагогом. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно – значимых и общественно – приемлемых способов самоопределения. В предметно – практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, ребенок включается в систему этих отношений, как бы «примеряя» себя к обществу, что обеспечивает формирование его социальной активности.

Цель: создание условий для развития личности ребенка, его самореализация и самоопределение в обществе, формирование – гражданина, патриота.

Задачи:

- способствовать физическому развитию обучающихся, вырабатывать потребность в здоровом образе жизни;

- способствовать формированию гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине;

- воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома;

- формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим;

- формировать представление о России, как о многонациональном государстве;

- воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.

Ожидаемые результаты:

- получат такие качества, как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

- получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- получат первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе.

Форма контроля:

- проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.;

- принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям;

- ежемесячное распределение и смена общественных поручений;

- наблюдение;

- опрос (беседа) всех участников образовательного процесса;

- выставка работ;

- игровая деятельность.

Содержание

 Дата

       ЗУН

 Методы

  Формы

Коррекционная  работа

1

«День знаний! Тайна детства».

02.09.

Познакомить с правилами поведения в школе.

Знакомство, беседа, игра

 

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

2

«Как правильно поздороваться?»

09.09.

Раскрыть «тайну» слова «здравствуйте»; формировать осознанное употребление данного слова в речи.

Беседа - игра

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

3

«Путешествие в осень»      

16.09.

Представить многоцветье осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

4

«Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»

23.09.

Изучить правила поведения в лесу.

Рассказ, игра, наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

5

«День Учителя»

30.09.

Воспитывать уважение к профессии учителя, чувство благодарности за его нелегкий труд.

Беседа, наглядный материал, игра, открытка ко дню учителя.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

6

«Что мы знаем о нашей стране?

07.10.

Закрепить знания детей о названии страны, ее природе; Познакомить с географической картой, учить читать ее.

Беседа, игра, географическая карта

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

7

 «Из чего сделаны окружающие нас вещи?»

14.10

Познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные вещи, предметы;

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

8

« Почему осенью листья желтеют?»

21.10.

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Беседа, игра, наглядный материал, пальчиковая гимнастика.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

9

«Моя семья»

28.10.

Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;

Беседа-рассказ, наглядный материал, игра, показ мультфильма про семью.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

10

«Я и мои друзья»

11.11.

Познакомить с понятием «дружба», ее ценность; Воспитывать дружелюбие, уметь различать и понимать эмоциональное состояние окружающих людей.

Беседа, игра, наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

11

«Моя мама лучшая на свете»

18.11.

Воспитывать любовь к матери; подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви.

Беседа, игра

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

12

«Почему птицы улетают на юг?»  

25.11.

Расширить и закрепить представление детей о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Беседа, наглядный материал, загадки.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

13

«Здравствуй Зимушка, зима!»

02.12.

Закрепить знания о времени года, зимних месяцах.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

14

«Как зимой помочь птицам?»

09.12.

Обобщить представления детей о зимующих птицах; Познакомить с многообразием зимующих птиц.

Беседа, наглядный материал, загадки, рисование.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

15

«Наряжаем елку сами»

16.12.

Познакомить детей с традиционными елочными украшениями, с историей новогодней игрушки;

Беседа, наглядный материал, просмотр мультфильма.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

16

«Письмо Снегурочке. Изготовление снежинок».

23.12.

Закреплять умения читать, писать; научить детей вырезать красивые снежинки; приучать соблюдать правила игры.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

17

« На что похожа наша планета?»

13.01.

Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.

Беседа, наглядный материал

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

18

«Доброе слово и кошке приятно»

20.01.

Развивать представление учащихся о добре и зле; воспитывать стремление совершать добрые дела; развивать самооценку.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

19

«Снеговичок»

27.01.

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

20

«Сагаалган»

03.02.

10.02.

Приобщить детей к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа.

Тематическая беседа, наглядный материал, просмотр мультф-ма

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

21

«День защитника Отечества»

17.02.

Познакомить с историей праздника.  Пробуждать чувство гордости за свое Отечество.

Тематическая беседа, наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

22

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

24.02

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

23

«8 марта»

02.03.

Прививать детям чувство любви, уважения к женщинам.

Беседа, наглядный материал

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

24

«Откуда берется и куда девается мусор?»

09.03.

Создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.

Беседа, наглядный материал, игра

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

25

«Из чего состоят облака».

16.03.

Познакомить детей с особенностями образования облаков и их разновидностями.

Беседа

Наглядный материал

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

26

«Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?»

30.03.

Формировать представления детей о Солнце и звездах.

Беседа, игра, раскраска.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

27

«Зачем летают в космос »

06.04.

Расширить представление детей о космических полетах, сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство», объяснить, для чего нужны искусственные спутники, ввести понятия «спутники».

Рассказ, беседа, наглядный материал

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

28

«Светлая Пасха»

13.04.

Познакомить с праздником «Пасха»; приобщить детей к христианской культуре, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа.

Беседа

Наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

29

«Что растет в лесу?»

20.04.

Дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему осеннего леса.

Беседа. Игра. Загадки.

Наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи

30

«Кто живет в лесу»

27.04.

Дать первоначальное представление об обитателях леса.

Беседа. Загадки. Игра.

Наглядный материал.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи

31

Стихи к 9 мая. «День Победы»

04.05.

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Беседа. Наглядный материал

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи

32

«Давайте жить дружно»

11.05.

Сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими.

Беседа. Игра.

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи.

Охрана  здоровья и физическое развитие

Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (воспитателем, педагогом, психологом, родителями) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно – оздоровительной работы, рационального питания.

  Цель: укрепление и защита сохранения здоровья у обучающихся, формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

 Задачи:

- развивать  интерес к физической культуре и спорту;

 - формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды;

- закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.

Дети должны знать:

- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания;

- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье.

Дети должны уметь:

- использовать полученные знания на практике;

- соблюдать правила личной гигиены;

Формы контроля:

- еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней;

- организовать подкормку птиц на участке в зимнее время;

- ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки;

- ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды;

- проводить беседы о личной гигиене;

- принимать участие в днях здоровья.

Содержание

 Дата

          ЗУН

      Методы

       формы

Коррекционная

       Работа

1

«Правила поведения в школе»

03.09

Познакомить с правилами поведения в школе.

Беседа

Развитие внимания,  памяти, воображения, мышления, речи, координации движений

2

«Есть обычай у ребят гигиену соблюдать»

17.09.

Привитие навыков ЗОЖ и соблюдения личной гигиены.

Беседа, наглядный материал

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

3

«Питание – необходимое условие для жизни человека»

24.09.

Закрепить знания о правильном питании.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

4

Подвижная игра «Гуси-гуси»

01.10.

15.10.

Развивать диалогическую речь, выразительность, коммуникативное поведение, двигательную сферу.

Подвижная игра

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

5

«В здоровом теле – здоровый дух».

22.10.

Уметь взаимодействовать по правилам; Уметь слушать и слышать воспитателя.

Игра - соревнование

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

6

Советы Айболита «Как одеться по погоде»

29.10.

Познакомить детей с правилами подбора одежды в зависимости времени года.

Беседа, наглядный материал

Развитие речи, внимания, мышления, памяти, усидчивости.

7

Советы Айболита «Заниматься спортом – зачем?».

19.11.

Расширять знания о различных видах спорта, его положительном влиянии на организм человека.

Беседа, наглядный материал

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

8

«Вместе весело играть»

26.11.

Ознакомить детей с новыми играми.

Игра со скакалкой

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

9

«Сон – лучшее лекарство».

03.12.

Расширить знания детей о пользе сна; побуждать к выполнению режима дня.

Беседа. Игра.

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

17.12.

Пополнение знаний детей о зимних забавах

Подвижная игра

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

11

«Лук - от семи недуг».

24.12.

Показать значимость лука для здоровья человека.

Беседа, наглядный материал

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

12

«Овощи и фрукты – витаминные продукты»

21.01.

Систематизировать и расширять знания о пользе овощей и фруктов.

Беседа, наглядный материал, игра

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

13 

Подвижная игра «Вышибалы»

28.01.

04.02

Уметь взаимодействовать по правилам.

Подвижная игра

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

14  

«Один за всех и все за одного!»

18.02.

Уметь взаимодействовать по правилам.

Игра - соревнование

 Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

15

«Знаем мы наверняка, нет полезней молока»

25.02.

Обобщить и закрепить полученные знания ЗОЖ детей

Беседа, наглядный материал, игра

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

16  

«Растения лечат»

03.03.

Познакомить детей с лекарственными растениями.

Рассказ

Наглядный материал

 Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

17

«1 апреля – праздник смеха»

17.03.

Расширять представление детей о празднике в народном календаре, умение различать шутки и плохие поступки.

Беседа, наглядный материал.

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

18

Наша тропинка «здоровья».

31.03. 07.04.

Формирование понятия ЗОЖ.

Беседа. Стенгазета.

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

19

День космонавтики

21.04.

Уметь взаимодействовать по правилам.

Игра - соревнование

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

20

«Веселые старты»

28.04.

Уметь взаимодействовать по правилам.

Игра - соревнование

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

21

Рисунки на асфальте «Ах лето, лето»

05.05.

Развивать творческое воображение, желание выразить в рисунке свое видение мира.

Игра , беседа

Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Безопасное дорожное движение

В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно – транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – сформировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.

Цель: создание благоприятных условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

-  познакомить с дорожными знаками, с правилами поведения в транспорте;

- воспитывать навыки безопасного поведения на улице;

Ожидаемые результаты.

Дети должны знать:

- дорожные знаки;

- сигналы светофора;

- правила поведения в транспорте;

- о безопасности при проведении подвижных игр на улице.

Формы  контроля:

- ответы на вопросы;

- опрос (беседа).

Содержание

 дата          

        ЗУН

     Методы

      Формы

Коррекционная

       Работа

1

«Мы идем в школу»

10.09.

Расширить представление детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания, памяти, мышления

2

«Мы знакомимся с дорожными знаками»

12.11.

Познакомить детей с дорожными знаками, которые необходимо знать пешеходам.

Беседа, плакаты, игра, рисование.

Развитие внимания, памяти, мышления

3

«Мы - пассажиры»

14.01.

Познакомить детей с правилами поведения в транспорте.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания, памяти, мышления

4

«Где можно играть»

10.03.

Закрепить понимание о безопасности при проведении подвижных игр на улице.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания, памяти, мышления

5

«Мы учимся соблюдать ПДД»

12.05.

Закрепить  знания ПДД.

Беседа, наглядный материал, игра.

Развитие внимания, памяти, мышления

Правила пожарной  безопасности

Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников по ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем и помогают привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.

Цель:  создание благоприятных условий для формирования у младших школьников ответственного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности в быту, в школе, на природе.

Задачи:

- развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем;

- прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации;

- воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

- расширить  знания  об  опасности  пожара,  разъяснить,  что  пожары  возникают  не  только  дома,  но  и  в  лесу,  а  от  огня  страдают  не  только  люди,  но  животные  и  природа.

- познакомить  с  ситуациями,  в  которых  необходимо  срочно  покинуть  опасное  помещение.

Ожидаемые результаты:

- сформировать знания безопасного поведения в повседневной жизни;

- прививать навыки спокойного, уверенного и безопасного поведения при возникновении пожара;

- повышать активность родителей и детей к обеспечению пожарной безопасности.

Формы  контроля:

- просмотр видеофильмов;

- проводить беседы, обсуждение видеофильмов.

  Содержание

Дата

      ЗУН

   Методы

     Формы

1

«Пожар – стихийное бедствие»

08.10.

Познакомить с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.

Беседа, наглядный материал, видеофильм.

2

«Правила безопасности в Новогодние праздники»

10.12.

Познакомить с правилами обращения с электрическими приборами.

Беседа, наглядный материал, видеофильм.

3

«Один дома» - инструктаж

11.02.

Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, на улице, в транспорте.

Беседа, наглядный материал

4

«Безопасность на воде» - инструктаж.

14.04.

Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года.

Беседа, наглядный материал

Развитие творческого воображения

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Вместе с тем художественно – творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В младшем школьном возрасте процесс изображения у детей бывает важнее результатов законченной работы над рисунком. Ребенок выбирает тему и размышляет над сюжетом, как нарисовать ту или иную линию, положить мазок краски, чтобы получилось красиво. Практика показала, что процесс изображения сопровождается эмоциональной реакцией воспитанника на то, что он рисует. Нередко дети во время работы комментируют то, что они рисуют и представляют себя в качестве изображаемых героев, наделяют их чертами своего характера.

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:         

- формировать умение работать в коллективе;

-совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из разных материалов;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

- развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, глазомер.

В результате обучения школьники должны знать:

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином;

Должны уметь:

- правильно организовывать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- сотрудничать со своими сверстниками.

Ожидаемый результат:

Воспитанник будет знать:

- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточки для клея, стеки; 

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мышления, речи;  

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Воспитанник должен овладеть:

- начальными навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования;

- уметь передавать в рисунке, лепке, аппликации сходство с реальными предметами или явлениями.

Формы  контроля:

- беседа, игры, выставка;

   Содержание

Дата

              ЗУН

   Методы

    Формы

Коррекционная

        Работа

1

 «Листопад» (рисование)

05.09.

Учить скатывать кусочки пластилина в шарики между ладошками рук, определять величину, размер.

Беседа, практическая работа, выставка работ

Развитие воображения, мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

2

«Осенний лист» (лепка)

12.09.

Пробудить интерес у детей к творческому труду

Беседа, практическая работа, выставка работ

3

«Осеннее дерево» (аппликация)

19.09.

Познакомить с новым приемом работы с бумагой «обрыванием»; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Беседа, практическая работа, выставка работ

4

«Рисуем овощи»

(рисование)

26.09.

Формировать умение работать с шаблонами, развивать усидчивость, умение слушать взрослого, ориентироваться на листе.

Беседа, практическая работа, выставка работ

5

«Овощи» (аппликация)

03.10.

Повторить технику безопасности при работе с ножницами; Познакомить с техникой «мозаика»; Воспитывать навыки аккуратности.

Беседа, практическая работа, выставка

6

«Осенний лес»

(рисование, аппликация)

10.10.17.10.

Учить создавать композицию на всем листе; Воспитывать аккуратность в работе с красками

Беседа, практическая работа, выставка работ

7

Ежик (из пластилина и семечек)

24.10.

Познакомить детей с особенностям жизни и повадками ежей; воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение.

Беседа, практическая работа, выставка работ

8

Ежик (аппликация из круп)

31.10

Формировать у детей умение использовать для создания образа ежика гречневую крупу; воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе.

Беседа, практическая работа, выставка работ

9

Закладка для книг

14.11.

Научить детей делать закладки для книг своими руками

Практическая работа

10

«Кактус»

(аппликация)

21.11.

Учить создавать образ кактуса с помощью объемной аппликации

Беседа, практическая работа, выставка работ

11

«Арбуз» (рисование, аппликация)

28.11.

05.12.

Учить равномерно распределять элементы аппликации на поверхности бумаги.

Беседа, практическая работа, выставка работ

12

«Елочные игрушки» Изготовление гирлянд и снежинок из бумаги

12.12.

Беседа, практическая работа

13

«Снегурочка».

(аппликация)

19.12.

Закрепить навыки работы с акварельными красками, ножницами, клеем, обводить по контуру, вырезать по шаблонам.

Беседа, практическая работа

14

 «Снеговик» (аппликация)

26.12.

Учить вырезать из бумаги фризовые украшения, хороводы, кружева.

Беседа, практическая работа, выставка работа

15

«Лиса» (оригами)

16.01.

Обучать технике складывания базовой формы «треугольник»; учить работе по команде воспитателя.

Беседа, практическая работа, выставка работ

16

«Кошка» (оригами)

23.01

17

«Лягушка» (оригами)

30.01.

18

«Белый месяц» (аппликация). Коллективная работа.

06.02.

13.02.

Познакомить с национальным праздником – Сагаалганом, его обычаями, песнями и танцами.

Беседа, практическая работа, выставка работ

19

«День Защитника Отечества»

(аппликация)

20.02.

Закреплять у детей практические навыки аппликации, соблюдать правила безопасной работы с ножницами, клеем.

Беседа, практическая работа, выставка работ

20

«Божья коровка» (аппликация)

27.02.

Расширить знания детей о мире насекомых; развивать наблюдательность и творческое воображение; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Беседа, практическая работа, выставка

21

 «Ветка мимозы» (аппликация)

05.03.

Учить равномерно распределять элементы аппликации на поверхности бумаги. Составить заданный рисунок,  равномерно наносить клей на элементы.

Беседа, практическая работа, выставка

22

 «Яблоко» (обрывная аппликация)

12.03.

Продолжить знакомство учащихся с техникой обрывной аппликации.

Беседа, практическая работа

23

Расческа (аппликация, работа с пластилином)

19.03.

 Учить аккуратно работать с пластилином, раскатывать колбаски одинаковой длины

Беседа, практическая работа

25

 «Космонавт» (аппликация)

02.04

Продолжать учить детей самостоятельно пользоваться ножницами. Закрепить знания детей о космосе.

Беседа, игра, наглядный материал, выставка работ

26

Зайка-зазнайка (аппликация из ватных дисков)

09.04.

Закрепить умение располагать элементы аппликации на листе картона, знание по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Беседа, практическая работа, выставка работ

27

«Сова» (поделка из соленого теста)

16.04.

23.04.

Знакомство с техникой тестопластики.

Практическая работа, выставка.

28

«Тарелка» (папье-маше)

30.04.

07.05

14.05.

Познакомить с новой техникой изготовления изделия - папье-маше.

Беседа, практическая работа

Трудовая   деятельность

Трудовая  деятельность   младшего  школьника,  начинается  с  простых  действий  по  самообслуживанию (самостоятельно  раздеться  и  одеться)  и  с  выполнения  поручений  взрослых (что-либо  подать,  принести).  Воспитательная  ценность  работы  детей  заключается  в  том,  что  они  приучаются  выполнять  обязанности,  испытывать  радость  для  общей  пользы,  труда  для  других;  дети  приобщаются  к  простейшим  формам  сотрудничества: помощь  друг  другу,  более  слабому,  справедливое  распределение  работы.

  Цель:  передача младшим школьникам трудовых умений и навыков; развитие у них творческого, практического мышления, трудового сознания и активности.

Задачи:

- создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями в классе;

- прививать трудовые навыки;

 - воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию;

- формировать положительную направленность к трудовой деятельности (в делах класса и школы).

Стимулирование трудовой активности выполняет задачу - привлечь внимание  учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный процесс, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

- самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно – наглядных пособий, библиотечных книг);

     Ожидаемый  результат.

Учащиеся к концу учебного года должны овладеть элементарными навыками самообслуживания, хозяйственного труда, труда в природе.

Учащиеся должны уметь убирать свою постель, класть на место свои игрушки, книги, принадлежности для рисования и труда, поливать растения, дежурить в столовой.

   Формы контроля:

- организация  дежурства;

- ежедневно убирать в классе, столовой;

- проводить проверку сохранности школьного имущества.

Содержание

       

  Дата

         ЗУН

Методы

Формы

Коррекционная работа.

1

Уход за растениями класса

Первая, третья пятница каждого месяца.

06.09.

20.09.

04.10.

18.10.

22.11.

06.12.

20.12.

24.01.

07.02.

21.02.

06.03.

20.03.

03.04.

17.04.

08.05.

Расширять представления детей о растениях, приучать заботиться о комнатных растениях.

         

Практический.

Объяснительный.

Развивать мышление, внимание, память, наблюдательность.

2

«Порядок на книжной полке» Приводим в порядок учебники, тетради, художественные книги»

Вторая  пятница каждого месяца.

13.09.

11.10.

15.11.

13.12.

17.01.

14.02.

13.03.

10.04.

Научить, как правильно пользоваться учебниками. Работать с клеем, скотчем, оберточным материалом.

Научить  заклеивать порванные  странички

Практический.

Объяснительный.

Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

3

 «Генеральная уборка»

Четвертая  пятница каждого месяца.

27.09.

25.10.

29.11.

27.12.

31.01

28.02.

24.04.

15.05.

Знать последовательность действий при уборке в классе или дома.

.

Практический.

Прививать потребность к труду, формировать интерес к труду, обучение правильным речевым контактам в ходе совместной работы.

Общественно - полезный труд

Содержание

Дата

Знания, умения, навыки

Методы

Коррекционная работа

Уборка территории школы- интерната

Сентябрь

Октябрь

Март

Апрель

Прививать интерес детей к общественному труду

Практический

Объяснительный

Коррекция внимания, наблюдательности

Методическая работа

Содержание работы

Сроки

Мероприятие

1

Планирование воспитательной работы на I полугодие

сентябрь

2

«Игры на сплочение коллектива»

ноябрь

Доклад

3

Планирование воспитательной работы на II полугодие

январь

4

Взаимопосещение воспитательных занятий, уроков

1 раз в месяц

Методическая проблема:

«Формирование здорового образа жизни младших школьников»

Тема по самообразованию:

«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста»

Работа с родителями

 Основная задача – создать условия для свободного развития физических и духовных сил воспитанников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности воспитателя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Педагог должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

- психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления воспитателя и родителей:

Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности человека. Успеху работы воспитателя совместно с родителями способствуют 3 личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет право посягать на нее.

Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Таким образом, воспитателем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции воспитателя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития младших школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе) и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизнедеятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы взаимодействия педагога и семьи:

1.        Родительские собрания;

2.        Индивидуальные беседы;

3.        Совместная деятельность родителей и детей через организацию экскурсий, праздников; общественно - полезный труд родителей в классном кабинете, на территории школы.

4.        Проведение совместных праздников;

5.        Поощрение родителей за активное сотрудничество (по итогам четверти,  года).

                                           Список литературы:

1. Воспитание младшего школьника/ Сост. Л.В. Ковинько. - М, 2009

2. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.- Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2011.-26с.

3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» //под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Волгоград: Учитель, 2012.

4.Организация воспитательного процесса в школе. М.2001:Рожков М.И.

5. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая. М:2006

6. Власенко Н.Е. 300 подвижных игр для дошкольников. – Издательство Айрис – Пресс, 2011. – 160 с

7. Большая энциклопедия дошкольника: Для детей от 5 лет/ Д.Брюс, С.Паркер, Н.Харрис; Пер. с англ. Е.А.Доронина, О.Ю.Панова. – М.: Эксмо, 2012. – 208с.

8. Стручаевой Т.М.,  Павлюкович В.Б. « Организация воспитательной работы в 1-2 классах». Технология «Утренний круг»- М. – 2008г.

9. Группа продленного дня, конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы; Авт-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – 2 изд.,перераб. – М.; ВАКО, 2013 г.

10. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Разработки нестандартных уроков. Материалы для воспитательной работы. – Москва: СИНТЕГ, 2014. – 352 с.

11. Формирование ЗОЖ у младших школьников. Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры. Авт.сост. М.А.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...