Внеурочная деятельность "Здоровейка"
классный час (1 класс)

Тубшинова Аида Булатовна

Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveyka.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Реализация внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки.

Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения  здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает школьникам постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так , чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа здоровья».

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

- формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

Научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации: быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Особенности организации работы.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- прослушивание песен и стихов;

- разучивание и исполнение песен;

- организация подвижных игр;

- выполнение физических упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.),  необходимыми для развития навыков ребенка.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

 Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например, «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Формы проведения:

- беседы, лекции, тренинги;

- конкурсы, праздники, творческие мастерские;

- экскурсии, походы.

Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения;

- игра.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-8 лет в течение одного года обучения в объеме 33 часов. Продолжительность занятия – 1 час (35 мин.)

Планируемые результаты.

У учеников будут сформированы:

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, безконфликтный поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

- уважительное отношение к культуре других народов;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную воспитателем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательный УУД: 

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходит к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учебы и социализации в обществе;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Предполагаемый результат:

В результате усвоения программы ученик научится:

- выполнять санитарно-гигиенические требования;

соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать свое здоровье.

Ученик получит возможность научиться:

- распознавать факторы, влияющие на здоровье человека;

- знать причины некоторых заболеваний;

- знать причины получения травм и правила оказания первой помощи;

- выполнять виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;

- влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- выполнять основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

Коррекционная работа

1

Советы доктора воды.

1

04.09.

Развитие устной связной речи, памяти, воображения, восприятия, осмысления, мышления. Обогащение, уточнения активизация словаря, развитие диалогической речи.

2

Друзья – вода и мыло.

1

11.09.

3

Глаза – главные помощники человека.

1

18.09.

4

Подвижные игры.

1

25.09.

5

Чтобы уши слышали.

1

02.10.

6

Почему болят зубы?

1

09.10

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

16.10.

8

Как сохранить улыбку красивой?

1

23.10.

9

«Рабочие инструменты» человека.

1

30.10.

10

Подвижные игры.

1

13.11.

11

Заем человеку кожа?

1

20.11.

12

Надежная защита организма.

1

27.11.

13

Если кожа повреждена.

1

04.12.

14

Подвижные игры.

1

11.12.

15

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

18.12.

16

Здоровая пища для всей семьи.

1

25.12.

17

Зачем мы спим ночью?

1

15.01.

18

Я пришел из школы.

1

22.01.

19

20

Подвижные игры.

2

29.01. 05.02.

21

22

Вредные привычки.

2

12.02. 19.02.

23

24

Я – ученик.

2

26.02.

04.03.

25

Вместе весело играть.

1

11.03.

26

Скелет – наша опора.

1

18.03.

27

Осанка – стройная спинка.

1

01.04.

28

Если хочешь быть здоров.

1

08.04.

29

Правила безопасности на воде.

1

15.04

30

31

Подвижные игры. Веселые старты.

2

22.04. 29.04.

32

33

Обобщающие занятия «Доктора здоровья».

2

06.05.

13.05.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М.: Просвещение, 1988
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80с.
  3. Былеев Л.В.., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995.
  5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  6. Горский В.А. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М., ВАКО, 2005.
  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.
  10. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987.
  11. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.- 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  12. Степанов П.В., Сизяев С. В., Сафронов Т.С. Программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. – М., Просвещение, 2011.
  13. DVD «Уроки тетушки Совы» ТО «Маски», Москва,2009.
  14. Формирование ЗОЖ у младших школьников. Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры. Авт.сост. М.А.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.

Содержание занятий.

Тема 1. Советы доктора Воды. (1 час)

Вступительное слово. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды.

Тема 2. Друзья – вода и мыло. (1 час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1 час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1 час)

Знакомство с доктором Свежий воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три - беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1 час)

Разыгрывание ситуаций. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1 час)

Игра «Угадай-ка!». Рассказ. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1 час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щетка? Практическая работа. Разучивание стихотворения.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1 час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1 час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра «Рисунок в несколько рук». Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 10. Подвижные игры. (1 час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11. Зачем человеку кожа? (1 час)

Игра «Угадай-ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надежная защита организма. (1 час)

Беседа об органах чувств. Рассказ. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».

Тема 13. Если кожа повреждена. (1 час)

Рассказ о повреждениях кожи. Игра «Бывает – не бывает». Оздоровительная минутка.  Практическая работа «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1 час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Веселая эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1 час)

 Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнения для осанки «Гора». Работа по таблице «органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1 час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадай-ка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «». Золотые правила питания.

Тема 17. Зачем мы спим ночью? (1 час)

Игры «Можно - нельзя», «Сны животных». Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Плохо - хорошо».

Тема 18. Я пришел из школы. (1 час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь». Рассказ. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 19-20. Подвижные игры. (2 часа)

Тема 21-22. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Д-нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Заучивание слов. Это нужно запоминать! Практическая работа в парах.

Тема 23-24. Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь, ли ты правила?».  Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 25. Подвижные игры. (1 час)

Разучивание игр «Золотое зернышко», «Не зевай!», «Западня».

Тема 26. Скелет – наша опора. (1 час)

Рассказ. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спинка. (1 час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1 час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это …»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1 час)

Рассказ. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30-31. Подвижные игры. Веселые старты. (2 часа)

Тема 32-33. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2 часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек – это …», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровяков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....