Выставка как форма образовательного процесса.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тропина Ольга Владимировна

Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств,

стимул для развития творческой деятельности обучающихся. Показатель успешности, развития творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavka_kak_forma_obrazovatelnogo_protsessa.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Выставка как форма образовательного процесса. Введение.

 Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств,

стимул для развития творческой деятельности обучающихся. Показатель успешности, развития творческих способностей. Выставка это организационно - педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач:

- способствует формированию художественного вкуса;

- раскрывает и развивает творческие способности;

- пробуждает интерес к созданию оригинальных, неповторимых  работ;

-способствует формированию ответственности, самостоятельности.

Выставка является отчетом деятельности обучающихся.  Выставка может показать достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного(персональные). Выставки бывают тематические, итоговые, ярмарки, конкурсы, презентации.

Выставка- это точка отсчета, от которой ребенок сделает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся – зрителей (посетителей выставки) – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого – то стимул попробовать себя в этом деле.

Каждое участие в выставке связано с приобретением определенного опыта. Участие в выставке, проведение экскурсии по выставке, получение права написать объявление и изготовить пригласительные билеты- все это эффективное средство поощрения детей, пробуждение интереса к труду развитие эстетического и художественного вкуса при работе над выставкой. Организация выставки – очень трудоемкое дело. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество обучающихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов (дежурных, экскурсоводов). Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы, что позволяет обучающемуся попробовать свои силы и добиться успеха. 

Выставка как форма образовательного процесса

1.Системно-деятельностный подход к организации выставки.

Выставка является одной из форм организации образовательного процесса, целью которой является приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, коллективного взаимодействия.

При этом решаются следующие задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя с использованием различных методов и приемов организации выставочной деятельности,
  • развитие творческой активности,
  • раскрытие творческого потенциала обучающегося путем создания условий для коллективной и индивидуальной творческой работы.

В общеобразовательной школе, главным «выставочным залом» являются стены учебного заведения, а основным зрителем становятся учащиеся, педагоги и гости школы.

    Выставочная деятельность – это деятельность, в которой обучающиеся принимают самое активное участие. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. В основе такой деятельности положен системно- деятельностный подход.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

1.1Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний учащимся мотивированным;
  • Учить учащегося самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать обучающемуся сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

   Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития обучающегося. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не  обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

    Необходимыми способами стимулирования творческих способностей:

1.обеспечение благоприятной атмосферы;

2.доброжелательность со стороны преподавателя;

3.обогащение образовательной среды обучающегося самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

4.поощрение высказывания оригинальных идей;

5.обеспечение возможности для практики;

6.использование личного примера, творческого подхода к решению проблем;

7. предоставления возможности обучающимся свободно задавать вопросы.

      Реализация технологии деятельностного метода в данном мероприятии обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие стрессовых  факторов учебного процесса, создание  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

2. Виды выставок:

а) Познавательные выставки. Цель – расширять представления учащихся о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями. Тематика: «Фарфоровое чудо», «Всё о тканях», «Глина, дерево, металл», «Чудо-ниточка», «В мастерской художника» и другие.

б) Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине. Тематика: «Давным-давно была война…», «Герои живут рядом».

в) Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Тематика: «Деревья нашего города», «Зелёная аптека», «Экологическое ассорти-вторая жизнь ненужных вещей».

г) Художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, с творчеством художников, декоративно-прикладными ремёслами. Тематика: «Природа Челнов в картинах художников», «Плетение из соломы», «Мир Шишкина», «Сказки в творчестве русских художников», и т.д.

д) Выставки-конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Тематика: «Обыкновенное чудо», «Делу время – потехе час», «Все, что видите вокруг – это дело наших рук», «Герб моей семьи», «Сделаем мир ярче», «Чудо пластилин».

е) Выставки детского творчества, персональные выставки работ одарённых детей, педагогов Дворца (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).

ж) Выставки-ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие зала. Тематика: «Комнатные растения – в каждый дом!», «Подарки Деда Мороза», «Волшебный лоскуток» – конкурс мягкой игрушки, ярмарка сувениров.

3. Цели выставки

В современных условиях возникает потребность в приобщении детей к культуре, в воспитании у них художественного вкуса.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать,красивое, прекрасное от безобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне индивид постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого эстетического вкуса составляет одну из задач эстетического воспитания.

Б.Т.Лихачев определил эстетический вкус, как «способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств».

Особая область самореализации школьников это развитие творческих способностей(научных, художественных, технических, спортивных, организационно – коммуникативных). Прежде всего, здесь, требуется профессиональная помощь детям со стороны педагогов, музыкантов, художников, режиссеров, знатоков ремесел, что начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно – воспитательного процесса, как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности. Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок творческих работ обучающихся в школе. Участие в выставке, выступление с докладом, получение права написать объявление, изготовление и вручение пригласительных билетов,   принятие участие в оформлении выставки. Всё это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к творчеству. Выставка всегда представляет собой интерес. Здесь, взаимодействуют и дополняют друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Это могут быть оригинально оформленные приглашения, рекламные плакаты предстоящей выставки, музыкальное сопровождения, органично сочетаемое с темой выставки и многое другое, включая театрализованное действо.

Выставка может показать достижения целого коллектива (групповые выставки)  или отдельного  учащегося  (персональные выставки ), подвести итоги учебной творческой работы за какой-то период (учебный год, четверть), стать ярмаркой или презентацией.

Выставка как педагогическое мероприятие есть процесс обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Совместная деятельность преподавателей и обучающихся.

Цели выставки:

  • вовлечение в творческую деятельность позволяет формировать у детей нравственно-эстетическую культуру,
  • развитие художественных способностей обучающихся в процессе деятельности.
  • способствовать формированию экологической культуры;
  • продемонстрировать новые возможности «ненужных вещей».

     Планируемые результаты:

Личностное развитие, социальное развитие,познавательное развитие, коммуникативное развитие, творческое развитие.

     Личностное развитие-готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала, развитие компетенции «уметь учиться».

      Социальное развитие - формирование национальной гражданской идентичности, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

      Познавательное развитие- способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие творческого и логического мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания, рефлексии.

      Коммуникативное развитие - компетентность в общении,сознательная ориентация учащихся на позиции других людей  как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог  в соответствии с целями и задачами общения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Творческое развитие-приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

4. Методика подготовки и проведения выставки творческих работ.

Выставка творческих работ в школе имеет определенный алгоритм действий. Подготовка и проведение выставки включает в себя несколько этапов.

1.Определение темы,  места, времени проведения;

2. Составление тематического и тематико - экспозиционного плана;

3. Подбор и оформление экспонатов выставки;

4. Оформление выставки и дополнительных материалов;

5. Открытие выставки;

6. Проведение выставки;

7. Закрытие выставки;

8. Рефлексия.  

Тема выставки это то, с чего начинается вся работа творческого объединения на определенный период времени, это- эстетически выраженная актуальная проблема. Выбор темы диктует выбор художественных средств. Выбор темы планируется на основе учебно- воспитательного плана ОУ с учетом возрастных особенностей участников для отражения их интересов.  

      Место и время проведения  выставки согласовывается с администрацией ОУ и зависит от размеров выставки, количества экспонатов, наличия помещений под выставку, времени работы ОУ, учебного времени, занятости обучающихся и преподавателей. Вестибюль – подходящее место для размещения досок почета, тематических установок.

Местом проведения выставки могут быть актовый зал школы, рекреации одного или нескольких этажей. Размещение выставки будет зависеть еще и от того для какого возраста выставка предназначена, какими возрастными категориями участников  она выполнена.

 Подбор экспонатов серьезное дело.

Здесь должны быть четко определены критерии отбора экспонатов для выставки:

  • Оригинальность формы и выбора материала,
  • эстетичность композиции,
  • законченность образа,
  • соответствие выбранной теме выставки.

Необходимо утвердить, как и кем будет осуществляться подбор выставочных экспонатов. Прописаны правила оформления выставочных работ (паспорту, этикетки, дополнительное оформление). Необходимо создать жюри из обучающихся и учителей. При отборе может быть проведено коллективное обсуждение работ.  

При составлении тематико - экспозиционного плана учитывается, из каких частей  сложится выставка. Составление плана позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести мероприятие. Определить композиционное построение выставки, расположение экспонатов, тип выставочных работ и критерии их отбора. Требования к оформлению выставки. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение, наличие экскурсовода, литературные чтения, каталог выставочных работ, книга отзывов,  изготовление  пригласительных билетов, информационных плакатов,подготовка призов.

 Включение в тематико-организационный план подготовки выставки таких игровых форм, как кроссворды, викторины, задания «вопросы- ответы» активизируют умственную деятельность обучающихся.

 Особое значение имеет оформление выставки. Оно должно быть эстетически выверенным, ясно выражающим тематику проводимого мероприятия, выполнено четко со знанием художественных и архитектурных приемов. При  организации и оформлении выставки необходимо опираться на широкий актив обучающихся, на преподавателей изобразительного искусства, филологов. Помощь преподавателей необходима. Для воспитания уобучающихсяспособности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их аналитико-синтезирующего мышления. При возможности познакомить обучающихся с законами композиции (симметрии, асимметрии), понятием центрального объекта композиции, идеи сюжета, динамизмом, неожиданным ракурсом , многовариантностью решений.

    Открытие выставки один из важных этапов включает в себя вступительное слово администрации ОУ или учителя о содержании выставки, представление участников, озвучивание организационных вопросов. Может быть использовано выступление художественных танцевальных, музыкальных коллективов. Выступление чтецов.

 Проведение самой выставки очень ответственный и эмоциональный момент.  Здесь задействовано большое количество обучающихся, учителей, приглашенных. Организация дежурств, подготовка экскурсии по выставке, опрос мнений посетителей выставки, голосование, награждение.

 Основными принципами построения выставки принимаются стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме, стремление сделать процесс осмотра для посетителей удобным, неутомительным, то есть действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Удачная выставка та, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, ее идейно-эмоциональное содержание.

На практике, под руководством учителя обучающиеся должны научиться находить для экспозиции оригинальные оформительские решения, выделять наиболее важные и выразительные элементы.

Работа над выставкой помогает учителю направит энергию обучающихся  на общественно-полезную деятельность. В процессе выполнения поручений, заданий сплачивается детский коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь.

Закрытие выставки включает в себя заключительное слово администрации ОУ или учителя, выражение благодарности участникам, посетителям, всем кто был занят в подготовке и проведении мероприятия.

Вся проделанная работа от выбора темы, места проведения выставки, изготовления и отбор экспонатов, оформление и проведения выставки имеет немаловажное значение в воспитании.

Для дальнейшей работы с детьми подведение итогов и определение перспектив на будущее обязательно. Необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося участника выставки. Для этого проводится награждение обучающихся грамотами, призами, благодарностями, памятными подарками, занесением в летопись школы имен участников и победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...