Классный час Зимующие птицы
методическая разработка (2 класс)

Аюпова Разия Арслановна

Классный час «Зимующие птицы нашего края»

 Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_zimuyushchie_ptitsy.docx36.78 КБ
Файл klassnyy_chas_zimuyushchie_ptitsy.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Аюпова Разия Арслановна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Классный час «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

 Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:

-развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

-рассказать о зависимости между внешним видом птиц и их питанием;

-воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающем  миру.

-Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром.

Оборудование:

презентация «Зимующие птицы нашего края», , конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, Красная книга Саратовской области, выставка книг о птицах, кормушки.

                              Ход классного часа.

I. Организационный момент. Мотивация к познавательной

деятельности.

-Ребята, внимательно посмотрите на слайд Какие следы на снегу? Слайд 1

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Ответы детей)

Давайте, отгадаем загадки

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)  Слайд 2

Всѐ время стучит, ?

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел) Слайд 3

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая бол ливая. (Сорока) Слайд 4

Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый 
Символ мира – это белый.
(Голубь) Слайд 5

Что объединяет всех птиц? (Птицы, которые не улетают на юг.)

Как их называют? (Зимующие птицы)

II. Формулирование темы и цели классного часа

-Ребята, о ком мы будем сегодня говорить?

-Сформулируйте тему нашего занятия. (Зимующие птицы).(слайд6)

-А я бы уточнила. «Зимующие птицы нашего края»

-А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие

пернатые?

- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?

III. Основная часть

Работа по группам

-Теперь посмотрим, сможете ли вы определить их по внешнему виду.

1.  Сизый, дикий, выносливый  (голубь)

2.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый (дятел)

1. Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)

2.Маленький, серенький, невзрачный, боевой, удалой (воробей)

1.Маленькая, брюшко жёлтенькое, юркая, ловкая (синица)

2. Лёгкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока)

Сообщения о птицах.

Воробей  

Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,

яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к

концу заострѐнный.  Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Питаются воробьи овсом, просом, семечками, крошками хлеба, несолёным салом. Ульяна

Синица

Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле

черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а

брюшко желтое. Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь»,.За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый  желток крутого яйца, масло, несоленое сало малосоленый сыр. Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев:, клена, сирени, березы. Яна

Дятел

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и

шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя

красные. Клюв прочный и острый.  Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Зимой дятел питается, в основном, семенами плодами растений.. Также зимой он отлично находит жуков, которые в спячку прячутся под кору деревьев. Егор

Голубь

Пожалуй, самая известная  птица – это голубь. Эти птицы не боятся людей, зачастую берут корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода: на крышах, на чердаках, на зерновых складах.Но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания. Артём

Сорока

Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные

перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами или мышами. Регина

Дополнение учителя: . Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду.

Ворона

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.

Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и

горло - черные, а остальное тело – серое. Ворона - всеядная птица.Ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Известны случаи вороны могут  распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. Дима

4.Выставка кормушек. Слайд 7

- Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

.

Дети читают стихи.

1.Сугробы засыпаны

Дома, дворы, дорожки.       Яна

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей    Яна

Ворона, голубь, воробей.

1.Скорей на помощь, дети,

Вот в этот самый трудный час   Сергей

Спасенья птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

2. Повесьте домик на суку,     Данил

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки.

1.По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья       София

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

2.Покормите птиц зимой,     Лиза

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

1.Не богаты их корма                   Олег

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и нестрашна

Будет им зима.

2. Сколько гибнет их – не счесть,  Кристина

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

2.Приучите птиц в мороз    Настя

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Выставка кормушек

УЧИТЕЛЬ

Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных

для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Хорошо если

есть возможность наблюдать за птичьей столовой.

Догадаться какая птица выберет какой себе корм можно по форме клюва.

Давайте внимательно посмотрим на наших гостей и скажем где чей корм.

Толстый клюв - у зерноядных птиц. Тонкий острый – у птиц, которые будут

клевать и сало и творог.(синицы, дятел). Синицы своими острыми клювами

могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника. А воробью это

не под силу. Для них лучше всего крошки хлеба. Хлеб для птиц – только

белый.

Овес едят  воробьи. Пшено и просо их любимая еда.

Сырое сало превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Их подвешивают на ниточках.

Выставка кормушек.

 «Угощение для птиц» Что любят птицы?

Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?

Учащимся предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить

в кормушку без вреда для их здоровья

                Что любят птицы?

                1. Рябина

2. Макароны

3. Семечки

4. Ягоды шиповника

5. Ржаной хлеб -

6. Белый хлеб

7. Шоколадные конфеты -

8. Яблоко

9. Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое -

12. Кусочки сырого мяса и др.

3 IV. Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

 Работа по группам. «Птичьи разговоры»

 Команды получают карточки.

 Гуси                     крякают

Соловьи               кричат

Журавли              гогочут

Утки                     свистят

Вороны                ухают

Ласточки              воркуют

Голуби                 каркают

Синицы                щебечут

Совы                    пищат

  Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто, как разговаривает, подчеркивают зимующих птиц.  

5/Инсценированное выступление"Доживем до весны".

Появляется взъерошенный воробей:  Кирилл

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко! 

Появляется синичка:    Галя

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

 Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья: Чик-чирикин!

Что с тобой? Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? 

Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

 Еле вырвался от них! 

Синичка: 

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

 Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит? 

Появляется сорока:  Катя

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик - чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать

Я сегодня принесла сногсшибательную весть:


Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка


Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
 

Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
 

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад

Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало

Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно
 

Синичка задумчиво: 

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела


Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
 

Воробей: Так и быть, я полечу

Я всю зиму есть хочу

Все улетают.

Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
 

Воробей: 

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да! Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

. Трудно переоценить значение птиц в природе , их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным . К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения . Листая страницы  Красной книги, можно убедиться, что особенно заботливое отношение необходимо и редким видам птиц. Именно с такими птицами, проживающими в нашем крае, мы сегодня познакомимся.

 Красная Книга Саратовской области.(презентация)

v. Итоги

- Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало? Теперь мы хотим проверить, насколько вы были внимательными. Я буду называть вам вопросительные предложения. Если это так, то вы повторяете предложение из слова в слово в утвердительной форме. Если такого не бывает, то молчите.

1. Зимой птицам страшен голод?

2. Зимой ласточки прячутся в дупла?

3. Синица  – зимующая птица?

4.Мы будем подкармливать птиц?

-  Молодцы!

- Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей библиотеке.

 Они помогут вам больше узнать о жизни птиц.

- Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

 V.Рефлексия.

-Понравился ли вам наш  классный час, мы определим по снежинкам, которые лежат у вас на столе. Если интересно, то вы поднимаете белую снежинку, а   если возникали трудности  то синюю.

.

Песня «Воробьиная песенка»

Учитель: А закончить классный час мне хочется словами Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!» Помните об этом, ребята!

Используемая литература:

1. А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

2. З. Александрова «Новая столовая»

3. К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»

4. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Птицы» Издательство «АСТ»

2001г

5. «Зелѐные страницы»

Использованная литература

  1. Интернет-ресурсы
  2. Портал «Солнышко»
  3. 1. Ситникова Т. Н. Птицы России: Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с., 8 с. цв. ил. – (Школьный словарик).
  4. 2. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2006. – 63, 1 с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель).
  5. Презентация  Lofickaja_N_Proekt_Zimujushhie_pticy
  6. Литература:
  7. 1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
  8. 2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
  9. 3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
  10. 4. Интернет-ресурсы.
  11. 5. В.Бианки. Лесная газета.  – Ленинград., Детская литература. – 1987г.
  12. 6. А.Плющ, А.Осипович. В лесу. – Минск, Литература. – 2996 г.
  13. 7. М.Тахисова. Проталинки. – Ленинград., Детская литература. – 2990 г.
  14. 8. Е.Чарушин. Щур. – Санкт-Петербург. Детская литература. – 2006 г.



Предварительный просмотр:

Аюпова Разия Арслановна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Классный час «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

 Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:

-развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

-рассказать о зависимости между внешним видом птиц и их питанием;

-воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающем  миру.

-Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром.

Оборудование:

презентация «Зимующие птицы нашего края», , конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, Красная книга Саратовской области, выставка книг о птицах, кормушки.

                              Ход классного часа.

I. Организационный момент. Мотивация к познавательной

деятельности.

-Ребята, внимательно посмотрите на слайд Какие следы на снегу? Слайд 1

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Ответы детей)

Давайте, отгадаем загадки

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)  Слайд 2

Всѐ время стучит, ?

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел) Слайд 3

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая бол ливая. (Сорока) Слайд 4

Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый 
Символ мира – это белый.
(Голубь) Слайд 5

Что объединяет всех птиц? (Птицы, которые не улетают на юг.)

Как их называют? (Зимующие птицы)

II. Формулирование темы и цели классного часа

-Ребята, о ком мы будем сегодня говорить?

-Сформулируйте тему нашего занятия. (Зимующие птицы).(слайд6)

-А я бы уточнила. «Зимующие птицы нашего края»

-А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие

пернатые?

- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?

III. Основная часть

Работа по группам

-Теперь посмотрим, сможете ли вы определить их по внешнему виду.

1.  Сизый, дикий, выносливый  (голубь)

2.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый (дятел)

1. Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)

2.Маленький, серенький, невзрачный, боевой, удалой (воробей)

1.Маленькая, брюшко жёлтенькое, юркая, ловкая (синица)

2. Лёгкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока)

Сообщения о птицах.

Воробей  

Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,

яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к

концу заострѐнный.  Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Питаются воробьи овсом, просом, семечками, крошками хлеба, несолёным салом. Ульяна

Синица

Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле

черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а

брюшко желтое. Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь»,.За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый  желток крутого яйца, масло, несоленое сало малосоленый сыр. Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев:, клена, сирени, березы. Яна

Дятел

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и

шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя

красные. Клюв прочный и острый.  Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Зимой дятел питается, в основном, семенами плодами растений.. Также зимой он отлично находит жуков, которые в спячку прячутся под кору деревьев. Егор

Голубь

Пожалуй, самая известная  птица – это голубь. Эти птицы не боятся людей, зачастую берут корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода: на крышах, на чердаках, на зерновых складах.Но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания. Артём

Сорока

Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные

перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами или мышами. Регина

Дополнение учителя: . Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду.

Ворона

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.

Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и

горло - черные, а остальное тело – серое. Ворона - всеядная птица.Ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Известны случаи вороны могут  распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. Дима

4.Выставка кормушек. Слайд 7

- Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

.

Дети читают стихи.

1.Сугробы засыпаны

Дома, дворы, дорожки.       Яна

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей    Яна

Ворона, голубь, воробей.

1.Скорей на помощь, дети,

Вот в этот самый трудный час   Сергей

Спасенья птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

2. Повесьте домик на суку,     Данил

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки.

1.По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья       София

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

2.Покормите птиц зимой,     Лиза

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

1.Не богаты их корма                   Олег

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и нестрашна

Будет им зима.

2. Сколько гибнет их – не счесть,  Кристина

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

2.Приучите птиц в мороз    Настя

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Выставка кормушек

УЧИТЕЛЬ

Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных

для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Хорошо если

есть возможность наблюдать за птичьей столовой.

Догадаться какая птица выберет какой себе корм можно по форме клюва.

Давайте внимательно посмотрим на наших гостей и скажем где чей корм.

Толстый клюв - у зерноядных птиц. Тонкий острый – у птиц, которые будут

клевать и сало и творог.(синицы, дятел). Синицы своими острыми клювами

могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника. А воробью это

не под силу. Для них лучше всего крошки хлеба. Хлеб для птиц – только

белый.

Овес едят  воробьи. Пшено и просо их любимая еда.

Сырое сало превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Их подвешивают на ниточках.

Выставка кормушек.

 «Угощение для птиц» Что любят птицы?

Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?

Учащимся предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить

в кормушку без вреда для их здоровья

                Что любят птицы?

                1. Рябина

2. Макароны

3. Семечки

4. Ягоды шиповника

5. Ржаной хлеб -

6. Белый хлеб

7. Шоколадные конфеты -

8. Яблоко

9. Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое -

12. Кусочки сырого мяса и др.

3 IV. Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

 Работа по группам. «Птичьи разговоры»

 Команды получают карточки.

 Гуси                     крякают

Соловьи               кричат

Журавли              гогочут

Утки                     свистят

Вороны                ухают

Ласточки              воркуют

Голуби                 каркают

Синицы                щебечут

Совы                    пищат

  Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто, как разговаривает, подчеркивают зимующих птиц.  

5/Инсценированное выступление"Доживем до весны".

Появляется взъерошенный воробей:  Кирилл

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко! 

Появляется синичка:    Галя

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

 Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья: Чик-чирикин!

Что с тобой? Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? 

Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

 Еле вырвался от них! 

Синичка: 

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

 Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит? 

Появляется сорока:  Катя

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик - чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать

Я сегодня принесла сногсшибательную весть:


Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка


Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
 

Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
 

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад

Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало

Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно
 

Синичка задумчиво: 

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела


Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
 

Воробей: Так и быть, я полечу

Я всю зиму есть хочу

Все улетают.

Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
 

Воробей: 

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да! Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

. Трудно переоценить значение птиц в природе , их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным . К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения . Листая страницы  Красной книги, можно убедиться, что особенно заботливое отношение необходимо и редким видам птиц. Именно с такими птицами, проживающими в нашем крае, мы сегодня познакомимся.

 Красная Книга Саратовской области.(презентация)

v. Итоги

- Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало? Теперь мы хотим проверить, насколько вы были внимательными. Я буду называть вам вопросительные предложения. Если это так, то вы повторяете предложение из слова в слово в утвердительной форме. Если такого не бывает, то молчите.

1. Зимой птицам страшен голод?

2. Зимой ласточки прячутся в дупла?

3. Синица  – зимующая птица?

4.Мы будем подкармливать птиц?

-  Молодцы!

- Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей библиотеке.

 Они помогут вам больше узнать о жизни птиц.

- Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

 V.Рефлексия.

-Понравился ли вам наш  классный час, мы определим по снежинкам, которые лежат у вас на столе. Если интересно, то вы поднимаете белую снежинку, а   если возникали трудности  то синюю.

.

Песня «Воробьиная песенка»

Учитель: А закончить классный час мне хочется словами Н. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!» Помните об этом, ребята!

Используемая литература:

1. А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

2. З. Александрова «Новая столовая»

3. К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»

4. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Птицы» Издательство «АСТ»

2001г

5. «Зелѐные страницы»

Использованная литература

  1. Интернет-ресурсы
  2. Портал «Солнышко»
  3. 1. Ситникова Т. Н. Птицы России: Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с., 8 с. цв. ил. – (Школьный словарик).
  4. 2. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2006. – 63, 1 с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель).
  5. Презентация  Lofickaja_N_Proekt_Zimujushhie_pticy
  6. Литература:
  7. 1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
  8. 2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
  9. 3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
  10. 4. Интернет-ресурсы.
  11. 5. В.Бианки. Лесная газета.  – Ленинград., Детская литература. – 1987г.
  12. 6. А.Плющ, А.Осипович. В лесу. – Минск, Литература. – 2996 г.
  13. 7. М.Тахисова. Проталинки. – Ленинград., Детская литература. – 2990 г.
  14. 8. Е.Чарушин. Щур. – Санкт-Петербург. Детская литература. – 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Зимующие птицы"

Прививать интерес к зиму.ющим птицам...

Классный час "зимующие птицы"

Классный час на тему : «Покормите птиц зимой». ЦЕЛИ:Обучающая : Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц, о  видах кормушек и кормах, используемых для подкормки зимующих пт...

Классный час " Зимующие птицы Хабаровского края" 3 класс

Цели:1. Познакомить с многообразием зимующих птиц, дать представление об их жизни зимой;2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Хабаровского края;3. Познакомить с некоторыми меро...

Классный час "Зимующие птицы нашего города" Проект.

Расширение знаний учащихся о зимующих птицах....

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс

Классный час "Зимующие птицы" 1 класс. Рассказывается о птицах которые зимуют с нами....

Классный час "Зимующие птицы" для 3 класса

Разработка классного часа для учеников начальной школы по теме "Зимующие птицы" В разработке представлена презентация, а также приложения к ней....

Предметно-тематический классный час "Зимующие птицы нашего края" 3 класс

Заколдован невидимкой,дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойподвязалась сосна....