Классный час "Зимующие птицы" для 3 класса
классный час (3 класс)

Семовских Ольга Георгиевна

Разработка классного часа для учеников начальной школы по теме "Зимующие птицы" В разработке представлена презентация, а также приложения к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon презентация2.37 МБ
Файл картинки1003.86 КБ
Файл разработка20.49 КБ
Файл шаблон кормушки55.97 КБ
Файл стихи12.89 КБ
Файл рисунки птиц1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0499/000ee530-5764860e/hello_html_m3b9bb5b2.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8b5a5ca82e04aef03f5c758307b713d4-l&ref=rim&n=13&w=1000&h=1000



Предварительный просмотр:

Классный час на тему

                               "Помощь птицам"                    3 класс

Учитель нач. классов: Семовских Ольга Георгиевна

Цели: Расширение кругозора учащихся, обращение  внимания на трудное существование  птиц зимой; привитие любови к природе и воспитание гуманности,

Задачи: Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Оборудование: Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей; грамзапись «Голоса птиц», фотографии птиц, ноутбук, презентация.

Ход классного часа

Ведущий. Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то пестрыми красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый  уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы.

(Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц).

Ученик: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы.

Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей

наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег

покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся

личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень,

приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую

погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Столько гибнет их,

Не счесть,

Видать тяжело!

А ведь в вашем сердце

Есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми. (А. Яшин)

Ведущий: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

-Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

Ученик: Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь!

Ведущий: Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнайте ее, отгадав загадку:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это: (снегири)

Ведущий: Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

Ведущий: А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на головке чёрная полоса – галстучек. Крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица)

Ведущий: Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и

воровка! И за что? (ворона)

Ученик: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – черный, а ворона – серая.

Ведущий: Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Ведущий: Чаще всего в наших лесах встречается большой пестрый дятел, или дятел обыкновенный. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своем гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

Ведущий: Кто еще прилетает к нам на кормушку?

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

Ученик: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

Ведущий: Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд.

Ученик:

Ведущий: Давайте поиграем!

Игра «Птицы»

- Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте  знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (дети топают).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (дети топают).

И еще раз

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… (дети топают)

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, лягушки… (дети топают) –

И спасибо шутке!

– А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»; «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе – зима на дворе»; «Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к теплой зиме». «Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению»; «Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению»; «Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза»; «Если ворона купается ранней весной – к теплу»; «Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано»; «Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной».

Кто сыт, тому холод не страшен
В. Бианки

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

Ведущий: Птицы нуждаются в нашей помощи. Какую помощь мы можем им оказать? Сделать кормушку для птиц. Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.) У разных птиц есть свои предпочтения в еде.

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев. Конопля – универсальный корм для всех птиц. Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы. Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели. А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ

СЕМЕНА

подсолнечника                   овса        арбуза

( все птицы)                   (овсянки, синицы)          (синицы, поползни)

             пшена, проса                                  тыквы, дыни, кабачков

(овсянки, воробьи, синицы)                                  (поползни, синицы, воробьи)

кедровых орешков                                                            рябины, калины

(поползни, дятлы)            (снегири, свиристели)

   льна                    клевера

(все птицы)                                              (щеглы, чечётки, воробьи, синицы)

                                      сало, мясо

        (очень любят синицы)

Разминка «Найди нужную еду для птиц»

1. Рябина.

2. Семечки сырые

3. Сало соленое.

4. Ягоды шиповника

5. Шоколадные конфеты.

6. Белый хлеб.

7. Ржаной хлеб.

8. Пшено (крупа).

9. Яблоко.

10. Кусочки сырого сала, мяса.

Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть

своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в

ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось

заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым

урожаем, спасенным птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

А мы в завершении выпустим плакат - призыв  «Поможем зимующим птицам».



Предварительный просмотр:

1-6

Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Синица)

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Он – украшение нашего леса. (Дятел – труженик.)

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.     Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный.Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду.  (снегири)

Голова, крылья,  хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.Она ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму поближе к жилью людей. (сорока )

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (ворона)

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и  округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (воробей)

Величиной с воробья. Спинная сторона  голубоватая, брюшная

белая, с рыжими боками,  крылья и хвост бурые, от   клюва через глаз к уху черная    полоса, на хвосте белые пятна. (поползень)

Крупная птица,  с большими глазами,  серым оперением,  клюв крючком.  Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух.  (сова)

Величиной со скворца. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу черные, лоб красноватый. На голове большой хохол. На конце хвоста поперечная желтая полоса.  ( свиристель)



Предварительный просмотр:

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:

Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...