Литературный вечер, посвященный творчеству М.П. Смирновой
план-конспект занятия (3 класс)

Городищенской поэтессе Матрене Платоновне Смирновой посвящается...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.p._smirnova.docx170.72 КБ
Office presentation icon smirnova_m.p.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №1 с. Средняя Елюзань

C:\Users\user\Downloads\3.JPG

                                                                            Дашкина З.Р.

 

 Хаким: Нелегка доля творческого человека в России. Поэты «серебряного века» творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин, им часто приходилось выбирать между творчеством и жизнью. Им пришлось пережить потери, одиночество, лишения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия, природа, люди.

Айша:  Судьба М.П. Смирновой так же была трагической. Родилась Матрёна Платоновна Смирнова в 1913 г. вс. Русский Ишим Городищенского уезда Пензенской губернии. В детстве она была очень талантливым ребенком: сочиняла небольшие стишки, частушки, умела рисовать, с годами стала большой рукодельницей — шила, вязала, вышивала, но основным её занятием, смыслом жизни всегда была поэзия.

 Амина: Сама поэтесса писала о себе: «…Лет с 12 работала наравне со взрослыми: жала, молотила, пряла… Очень полюбили книги. Читала их в любую свободную минуту, а то и за работой. Например, за прялкой читать вполне можно: ногой прялку крутишь, одной рукой куделю дёргаешь, а другой книжку держишь…»

Чтец: А душа её рвалась к поэзии.   Ещё девчонкой, сидя в кругу ровесниц за прялкой, М.П. Смирнова придумывала озорные четверостишья.

  Халим: Родители Матрёны: мать Пелагея Ивановна (Майорова в девичестве) Ховрина (1891—1987 гг.) и отец Платон Васильевич Ховрин (1891—1975 гг.) были середняками (их не раскулачивали). Фамилия Ховрины очень редкая для пензенских мест. А ведь в большинстве русских сёл много одинаковых фамилий.

Хаким: В семье Платона Васильевича Ховрина Матрёна была второй из четверых детей. Матрёна родилась 20 ноября. Мать хотела назвать её Анной, но священник большого волостного села был против, т. к. по святцам значилось имя Матрёна. Ни уговоры, ни плач матери с бабушкой не помогли. Известно, что в молодости поэтесса стеснялась своего имени, лишь став бабушкой, смирилась с ним.

Айша: Через четыре года у Ховриных родился сын Николай. Шла первая мировая война, затем гражданская. Платон Васильевич 7 лет воевал и лишь по ранению бывал в отпуске. Дети часто болели. Мать одна вела хозяйство. Любовь и ласка достались лишь одной, младшей дочери Марии. Её рождение прервало учёбу Матрёны в 3 классе — родители заставили её стать нянькой, несмотря на просьбы учителя, который был даже согласен удочерить очень одарённую, способную девочку.

 Амина:  Природа одарила Матрёну талантом писателя, художника, дала ей красивый сильный голос, иссиня чёрные волосы, серо — голубые глаза, соболиные чёрные брови, правильные черты лица. Хорошо сложенная (фигуристая, как говорили в деревне), она была похожа на мать, пела песни за вязанием вместе с матерью.

   Халим:   Замуж Матрёна вышла за первого директора Русско-Ишимской сельской школы Анатолия Александровича Смирнова, преподавателя математики, имевшего высшее образование.  Он сумел разглядеть в необразованной крестьянке таланты, отличавшие её от остальных сельских девушек. Матрёна с мужем работали в школе, тогда в семью впервые пришёл достаток. Казалось, жизнь наладилась, но началась война.

Хаким: В марте 1942 года А.А. Смирнова, мужа Матрёны, забрали на фронт, а уже с октября 1942 года он числился в пропавших без вести. Впоследствии было установлено, что он погиб в 1943 году под Сталинградом.

 Айша: Матрёне пришлось работать продавцом, а по ночам она писала стихи и рассказы — писала, рвала, сжигала и вновь, и вновь писала. Не получился из неё продавец — в голове одни стихи были, вот и не свела дебит с кредитом — получилась растрата, и со двора свели корову — кормилицу.

Халим:    И никто не помог Матрёне Платоновне. Ни один человек не откликнулся на её горе. Чёрствое равнодушие людей, окружавших её, было единодушным. К сожалению, односельчане не признавали её таланта, не замечали её доброй, чистой и такой ранимой души.

 Амина: Но всё же Матрёна Платоновна не перестала писать. Посылала свои стихи в центральные издательства, редакторы которых отмечали, что в произведениях есть искорка, но не хватает знаний, надо упорно учиться.

Чтец: И она училась, читала, много писала. Впоследствии Матрёна Платоновна вспоминала: «Всему, что знаю, обязана книгам. Люблю Пушкина, Баратынского, Кольцова. Они — мои учителя. И ещё — природа» (Смирнова М.П. Избранное.Пенза, 2004).

  Хаким: Первые стихи Матрёны Платоновны Смирновой были напечатаны в 1930 году в стенной газете двухмесячных учительских курсов. Но прошло еще двадцать лет, прежде чем читатели познакомились с её произведениями, опубликованными в областной газете.

 Айша: Много писала Матрёна Платоновна для детей. Она обладала завидным умением говорить с детьми, невольно заставляя своего маленького слушателя — читателя запоминать не только отдельные строчки, а стихотворение полностью. Матрёна Смирнова писала для детей не только стихи, но и рассказы: «Как колобок лису перехитрил», «Разговор Оли с Бабой-Ягой», «Говорливый ручеёк», «Шалунья», «Кто дежурил», «Егорка-рыболов» и другие.  

  Халим: Однажды после работы в поле бригада, в которой работала в 30-е годы Матрёна Платоновна остановилась на короткий отдых в берёзовой роще рядом с полем. Именно тогда произнесла Матрёна Платоновна ставшие позже знаменитыми слова «…вот она, милая роща…». Но вернётся она к этому стихотворению спустя почти 30 лет. Матрёна Платоновна любила бывать в этой берёзовой роще, в зелёной дрёме которой переносилась мысленно в прошлое. «Вот я и дома», — говорила она облегчённо, осматривая берёзовую опушку, будто осматривая горенку. Роща шумит — и жизнь шумит. Мотив зелёного терема стал внутренне близким, лесное уединение упоминается в её стихах всё чаще. (песня)

   

 

 Амина: «Милая роща» — конкретный уголок пензенской земли площадью 19 га на берегу реки Ишимки. После того, как её прославила сельская поэтесса, руководство Пензенской области выделило лесную куртинку в заповедную и присвоило ей титул «Русско-Ишимская берёзовая роща имени М.П. Смирновой».

  Хаким: На стихи Матрёны Смирновой написано более 30 песен композиторами Пензы, Москвы, Санкт-Петербурга, Керчи, Екатеринбурга, Саратова, такие как Октябрь Гришин, Борис Трубин, Анатолий Буклин, Екатерина Медянцева. Самая известная песня — это, конечно, «Милая роща». Её слова переведены на многие языки мира. Удивительно, но факт: нашу пензенскую песню исполняют в Польше, Болгарии, Чехии, Швеции, Японии. Недавно «Милую рощу» а также «Калину» включила в свой репертуар Надежда Кадышева.

 

   Халим: Остаётся всё меньше людей, которые знают, помнят М.П. Смирнову и могут подробно рассказать о её нелёгкой жизни.  

 Чтец: Однако не может не огорчать тот факт, что в селе Русский Ишим не сохранён дом М.П. Смирновой. На его месте сейчас находится пустырь. Печальная судьба постигла и знаменитую берёзовую рощу — её большую часть вырубили, исчез памятный знак, установленный здесь в 2006 году, да и остатки этой некогда огромной и прекрасной рощи теперь рассекает современная автомагистраль

  Амина: Сила и обаяние творчества Матрёны Смирновой — в её близости к русскому народному творчеству, русскому слову, в глубоком знании живой образной речи, подтверждающей и зоркий глаз, и чуткий слух поэтессы. Может быть кто-то скажет, что вклад М.П. Смирновой в сокровищницу русской поэзии не очень велик, но Родина начинается от порога отчего дома, а большие реки берут начало из маленьких, чистых родников. Одним из таких родников и была наша замечательная пензенская поэтесса.    

2. Конкурс  чтецов, посвященный творчеству Матрены Смирновой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20 ноября 1913 – 29 ноября 1981г

Слайд 2

Родилась в 1913 году в селе Русский Ишим в семье крестьянина Платона Васильевича Ховрина, Матрёна была второй из четверых детей. Окончила 3 класса начальной школы. С двенадцати лет начала работать как взрослые: жала, молотила и пряла. В 17 лет закончила двухмесячные учительские курсы в городе Городище. После них 3 года проработала учителем в сельской школе. Вышла замуж за директора школы, преподавателя математики А.А. Смирнова, который погиб в 1943 году на фронте во время Великой Отечественной войны. Матрёна Платоновна осталась одна с двумя маленькими сыновьями и больше не вышла замуж. Всю оставшуюся жизнь М.П. Смирнова прожила в своём родном селе, Русском Ишиме.

Слайд 3

Больше 30-ти стихотворений, в том числе «Край мой ласковый», «Звездочка», «Пройдись по Пензенскому краю», «Милая роща», стали песнями. У Матрены Смирновой вышло более десятка книг еще при жизни. Матрёна Смирнова начала писать с юных лет, писала пьесы и рассказы. Первые стихи появились в областной газете «Пензенская правда», затем в 1952 году вышел первый небольшой сборник стихов «У нас в селе». В 1963 году стихотворение «Милая роща», написанное Матрёной Платоновной, привлекло внимание пензенского композитора Октября Васильевича Гришина своей проникновенностью, внешней лёгкостью и глубиною чувств. Он предложил поэтессе своё соавторство, и вскоре появилась на свет одноименная песня, которую начал исполнять Пензенский русский народный хор, возглавляемый О.В. Гришиным. Вера Аношина стала первой исполнительницей этой песни, затем её запевала Мария Крохина. «Милой роще» посчастливилось, и её тепло принимали всюду, где гастролировал хор. И вскоре она приобрела статус народной, и о Матрёне Смирновой заговорили. произведений пензенской поэтессы находили место на своих страницах газеты «Правда» и «Сельская жизнь», журнал «Крестьянка», альманах «Земля родная». Отдельными изданиями вышли две поэмы и несколько сборников стихов. В 1964 году поэтессу приняли в Союз писателей СССР. Её стихи печатали во многих советских газетах и журналах. На произведения Матрёны Платоновны написано более двадцати песен композиторами Пензы, Москвы, Санкт-Петербурга.

Слайд 4

«Стихи для маленьких»; «Водовоз»; 1959 – «Таня-неумелочка»; 1962 – «Чудесная корзинка».

Слайд 5

На территории районной библиотеки и детской школы искусств города Городище 21 ноября 2013 года открыт первый в истории Городищенского края литературный памятник Матрене Платоновне Смирновой. Открытие памятника приурочено к 100-летнему юбилею поэтессы, что является данью уважения знаменитой землячке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер по творчеству С.В.Михалкова

В данном материале рассмотрена разнообразная творческая деятельность С.В. Михалкова. Он выступает как поэт, переводчик и сказочник. Современные дети мало читают книг, особенно таких писателей как Миха...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина для начальных классов...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством....

Сценарий литературного вечера, посвящённый творчеству русских поэтов

У природы есть свои праздники: капель после сильных морозов, ледоход, первая зелень, первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Это праздник Осе...

Музыкально- литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина Der Kranz der guten Gefiihle

Музыкально- литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина...

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....