Мастер класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Бойченко Ольга Сергеевна

Мастер класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»  

Цель: повышение уровня педагогической компетенции по вопросу сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с играми и упражнениями на формирование сенсорных эталонов.

2. Вовлечение педагогов в игровое общение.

  План проведения:

Вступительный этап

Основная часть:

Мастер класс: Изготовление антистрес игрушки по сенсорике.

Вступительный этап

Уважаемые коллеги! Рада видеть всех.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки).  Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

1.  Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через: Чтение познавательной литературы. Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.

2. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

  • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
  • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
  • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

  • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
  • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
  • Игра. с/р «День рождения». Ребёнок, зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)

 Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:

Зрения –цвета, формы, размера.

Осязание –вес, фактура, температура

Обоняния- запахи,

слух – речь, звуки

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                                                              Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.                                                                                                                                                       В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Направления моей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём поиграем.

Динамическая пауза                                                                                                                                                                     Я буду давать задание, а вы  быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у Вас, цветом волос.  И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы:                                                                                                     по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Упражнение. Обонятельное восприятие. Ваша задача определить аромат

 По кругу предлагаю всем закрыть глаза и понюхать предъявляемые запахи.

• Лимон

• Мята

• Кофе

• Яблоко

• Мед

 Слуховое восприятие. Затем я попрошу вас сейчас закрыть глаза послушать.

Звук режущей бумаги

• Звук мнущейся бумаги

• Переливание воды из сосуда в сосуд

• Катящейся шарик по столу

• Шуршание коробки из-под конфет

Обсуждение в кругу как это было

 Упражнение. Вкусовое восприятие.

Предлагаю вам в очередной и последний раз закрыть глаза и понаблюдать за своими ощущениями продукты:

 Банан

• Мандарин

• Груша

• Яблоко

• Хлеб белый

• Хлеб черный

 Подвижная игра: Отгадай загадку и составь фигуру.

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины, (круг)

Обведи кирпич мелком                                Злая рыба хвост-лопата      

На асфальте целиком,                                    Откусила полквадрата –

И получится фигура –                                    Целый угол, верь не верь!

Ты, конечно, с ней знаком                             Кто ж он, бедненький, теперь?                            

 (прямоугольник)                                                             (треугольник)  

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

Продуктивная деятельность: изготовление игрушки сенсорике   разноцветный антистрес.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает

(Поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

(Постучать мизинцем по столу)

 Для изготовления игрушки по сенсорике – антистрес

  • Гель для волос;
  • Кулечек;
  • Перчатки;
  • Пищевые краски;
  • Блестки;
  • Ложечки;
  • Скотч;

1.берем пакетик открываем;

2.гель 1-2 ложки;

3.блестки;

4.красители;

5.заклееваем пакетик;

6.перемешиваем;

7.играем.

Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Шапочка для снеговика» для детей младшего дошкольного возраста

I. ЦельФормирование умения делать снеговика.II. Задачи. Обучающие задачи: Формирование умения наклеивать круги разного размера в определенной последовательности от самого большого, до маленького.Продо...

Мастер класс на тему: «Лего - конструирование для детей младшего дошкольного возраста».

1.Дать представление родителям о роли конструкторов «Лего» во всестороннем развитии ребенка.2. Приобщить родителей к Лего - конструированию.3. Познакомить с различными вариантами игровых у...