Основные принципы работы воспитателя в группе продлённого дня и их роль в формировании состоявшейся личности
статья

Бытует мнение, что работа воспитателя в группе продленного дня в школах отличается своей тяжкостью, особыми трудностями, связанными с физическим, психологическим и эмоциональным состоянием детей после окончания учебного дня. И действительно, воспитатель должен организовывать свою работу на основе таких методик, которые позволяли бы детям как развиваться в физическом, нравственном, умственном и эмоциональном смысле, так и отдыхать после учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Основные принципы работы воспитателя в группе продлённого дня и их  роль в формировании состоявшейся личности »

Автор:Аллахвердиева А.А.

Воспитатель ГПД

ГБОУ школы №546

Аннотация. Бытует мнение, что работа воспитателя в группе продленного дня в школах отличается своей тяжкостью, особыми трудностями, связанными с физическим, психологическим и эмоциональным состоянием детей после окончания учебного дня. И действительно, воспитатель должен организовывать свою работу на основе таких методик, которые позволяли бы детям как развиваться в физическом, нравственном, умственном и эмоциональном смысле, так и отдыхать после учебного процесса.

Современные общественные устои и ценности оказывают большое влияние на систему образования в целом и на образ воспитателя в частности. Изменениям подвергаются такие процессы, как организация учебы и воспитания в школах и других учебных заведениях, разработка образовательных программ и их методическое и методологическое содержание, а также ряд других факторов. Все это в свою очередь оказывает непосредственное влияние на образ воспитателя, на те ценностные ориентации, которым он должен быть подвержен в сиу своей профессиональной деятельности.

Школа – это та образовательная и воспитательная среда, где происходит социализация личности ребенка, осуществляется подготовка ребенка к самореализации в жизни, создаются прочные ценностные основы для его дальнейшего развития и интеграции в обществе.

Исходя из этого можно сформулировать следующие цели воспитателя в школе, в том числе и в группе продленного дня:

  • Введение личности ребенка в мир природных и человеческих связей и отношений;
  • Передача детям лучших образцов поведения в той или иной жизненной ситуации посредством “внедрения” в них материальных и духовных ценностей, норм и культуры.

Данные фундаментальные цели воспитательного и образовательного процесса в школе, в том числе в группе продленного дня, обуславливают наличие следующих основных задач профессиональной деятельности воспитателя:

  • Повышение качества учебного процесса;
  • Создание условий для развития личностных, ценностных ориентаций учеников;
  • Развитие интереса у учеников к изучаемым предметам;
  • Развитие чувства самостоятельности и самоконтроля;
  • Выработка полезных и положительных привычек;
  • Развитие и сохранение физического и психологического здоровья у учеников.

Таки образом, воспитание представляется комплексным процессом, который оказывает целенаправленное воздействие на создание, развитие и сохранение ценностных ориентаций у ребенка, норм и форм поведения и общения в разных жизненных ситуациях, усвоение им культурных и социальных норм общества, где ему предстоит развивать свою деятельность в качестве личности и профессионала.

Данные цели и задачи решаются посредством разных агентов социализации, в том числе и школы. Группа продленного дня, которая является неотъемлемой частью школьного образования, в то же время представляется одной из форм общественного воспитания детей, которая открывает для воспитателя большие возможности в пане осуществления учебно-воспитательных и оздоровительных задач общего процесса. В то же время группа продленного дня в школе способствует созданию благоприятной среды для полезной организации внеурочного времени у учеников младших и средних классов.

Существует множество факторов и условий, которые делают пребывание детей в группе продленного дня наиболее полезным и функциональным для них, а также способствуют решению основных ключевых задач воспитателя.

Благоприятные гигиенические условия. Воспитатель на время пребывания учеников в группе продленного дня заменяет им родителей, опекунов, следовательно обязан создать максимально «домашнюю» атмосферу, где дети могут чувствовать себя спокойно и раскрепощено в эмоциональном плане. Этому могут способствовать элементы домашнего интерьера в помещении, наличие знакомых и любимых для детей вещей, соответственные гигиенические условия и т.д.

Организация правильного режима дня. Это условие включает в себя необходимость обеспечивать максимально благоприятные условия для развития и сохранения физического, психологического и умственного здоровья детей. С этой целью воспитатель должен применять в своей практике те или иные методики и программы, которые включают в себя как умственную нагрузку, так и оздоровительно-физкультурные комплексы и игры для отдыха и расслабления. Организация рационального режима дня для учеников группы продленного дня необходима для обеспечения максимально оздоровительной атмосферы в группе, что в свою очередь служит основным целям работы воспитателя в данной группе.

Работа воспитателя группы продленного дня должна в полной мере соответствовать и отражать в себе некоторые важные принципы воспитания и обучения детей школьного возраста, которые направлены на осуществление основных целей всего воспитательного процесса. Данные принципы сводятся к следующему:

  1. Принцип гуманистического воспитания, что означает присвоение детям навыков общения друг с другом, формирование коллективного поведения, а также воспитание в них чувства ответственности за собственные поступки по отношению к другим детям. Так, важной целью воспитателя является воспитание в детях более старшего возраста чувства ответственности за младших, навыков помогать им в игре или учебе.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку в отдельности и ко всей группе в целом. Это означает, что воспитателю для достижения ключевых целей воспитания необходимо выявлять индивидуальные черты каждого ученика, его способности как в умственном, так и физическом, психологическом плане. Каждый ученик – это личность, которая обладает своими индивидуальными качествами и способностями. В цели воспитателя входит не только полное раскрытие творческого и умственного потенциала каждого ученика, но и обеспечение всех необходимых условий для удовлетворения их потребностей во всех отношениях. Именно в этом заключается основная суть данного принципа в работе воспитателя группы продленного дня – создать максимально благоприятные условия для целостного личностного развития каждого ученика в отдельности и всей группы в целом, принимая во внимание индивидуальные, интеллектуальные и психологические особенности каждого члена группы.
  3. Принцип развития и сохранения физического здоровья. Суть данного принципа заключается в том, что воспитателю необходимо закрепить в детях бережное и трепетное отношение к собственному здоровью и гигиене. Важно суметь на теоретическом и практическом уровне показать и объяснить детям всю важность и необходимость, выполнения норм и правил для сохранения здоровья, важность занятий спортом и выполнения зарядки. Кроме того, очень важно организовывать небольшие физические разминки во время пребывания в группе продленного дня, а также выполнять комплексные физические упражнения на природе или в самом помещении продленного дня.
  4. Принцип бережного отношения к живой природе. Выполнение этого принципа является неотъемлемой частью работы воспитателя группы продленного дня. Формирование в детях бережного отношения к живой природе может начинаться прямо в помещении продленного дня и оканчиваться в лесу или другом месте на лоне природы. Так, например, в комнате могут быть расставлены комнатные цветы, за которыми должны ухаживать сами дети, естественно, с помощью и под контролем воспитателя. Знакомство детей с объектами и явлениями живой природы непосредственно в лесу или на озере или в другом месте, поможет им более близко почувствовать всю суть и важность природы в жизни человека, а также выработает в них привычку оберегать чистоту окружающей среды и ухаживать за ней по мере своих возможностей.

Немаловажную роль в развитии детей как в умственном, так и физическом и психологическом плане выполняют игры самого разного профиля – групповые и индивидуальные, физические и интеллектуальные, направленные на развитие тех или иных качеств и представлений, формирование тех или иных навыков и умений детей и т.д.

Целостная система воспитания в группе продленного дня включает в себя использование множества практических методик и материалов, которые помогают воспитателя в полной мере раскрыть и развить те или иные качества и необходимые навыки в учениках. Данная система включает в себя как развивающие игры, так и учебные материалы и практические занятия для развития знаний детей в той или иной сфере.

Воспитателю в процессе своей практической работы с учениками младшего и среднего школьного возраста важно учитывать и требования времени и современных общественных устоев. Так, например, очень важно выработать в детях представления о современных информационно-коммуникативных технологиях, которые выполняют важную роль в современном обществе. Даже то недолгое время, которое дети посвящают занятию за компьютером в группе продленного дня, может дать воспитателю большие возможности в плане чередования умственной, эмоциональной и физической нагрузки детей с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого из них.

Выполнение всех представленных целей и принципов, которые необходимо учитывать воспитателю в процессе своей практической работы в группе продленного дня, играют важную роль в формировании прочных основ для состоявшейся личности в социальном и культурном плане в соответствии с требованиями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Основные принципы работы с учащимися старших классов.

Начиная с 3 класса пора четко дифференцировать обучение учащихся, то есть определить профессиональную направленность или обучение для общего музыкального образования. Надо учесть возрастной фактор, ка...

Должностная инструкция воспитателя ГПД (группы продлённого дня).

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он не должен быть психологически ...

Ежедневный план воспитателя в группе продлённого дня.

План  составлен  на  понедельник  и  вторник....

«Основные принципы работы воспитателя в группе продлённого дня и их роль в формировании состоявшейся личности »

Выполнение всех представленных целей и принципов, которые необходимо учитывать воспитателю в процессе своей практической работы в группе продленного дня, играют важную роль в формировании прочных осно...

Основные направления работы воспитателя гпд.

Основные направления работы воспитателя гпд:-работа по патриотическому и гражданскому воспитанию;-работа над самоподготовкой учащихся;-трудовое воспитание в группе продленного дня;- работа по охране п...

План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г. «Детский сад + семья»

План работы воспитателя  младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г.«Детский сад + семья»...