Игра путешествие «Земля – наш общий дом»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Игра путешествие «Земля – наш общий дом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игра путешествие «Земля – наш общий дом»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к проблемам экологии.

Задачи:

1.Привлечь внимание школьников к экологической проблеме,

2.Познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу

3.Расширение и углубление природоведческих  знаний учащихся;

4.Воспитание  любви  и бережного  отношения к природе.

Оборудование:

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя

Перед началом мероприятия учащиеся класса делятся на 4 группы  (получая при входе жетончик).

Демонстрируется ролик «Земля – наш общий дом».

        Здравствуйте уважаемые родители, господа гимназисты!

Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема  которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.

        Наша сегодняшняя встреча продолжит разговор, начатый на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях, надеюсь, будет продолжен, т.к. проблема не потеряет актуальности, кроме того 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. 

        Сегодня наше мероприятие  будет проходить одновременно в трех классах 2 М, В, С в форме путешествия по станциям:

  1. «Не навреди!»
  2. «Зелёные лёгкие планеты»
  3. «Не обижайте!»

Время работы на каждой станции строго регламентировано и составляет 15 минут.

        Во время нашего путешествия нам предстоит совершить небольшие открытия, предъявить уже имеющиеся знания.

        После того, как вы пройдёте все 3 станции, мы встречаемся в нашем классе, и каждой группе необходимо будет оформить листовки или плакат экологического содержания и защитить её..

        Наши родители, надеюсь, окажут нам посильную помощь, будут активными участниками.

                    Есть просто храм, есть храм науки.

                А есть ещё природы храм –

                С лесами, тянущими руки

                Навстречу солнцу и ветрам.

                Он свят в любое время суток,

                Открыт  для нас в жару и стынь,

                Входи сюда, будь сердцем чуток,

                Не оскверни её святынь.

        Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном  доме, на лоне природы, люди ведут себя по-разному. Они часто думают, что кладовая природы  неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение.

 

        Все чаще в последние годы мы слышим тревожные разговоры о необратимых изменениях, которые происходят на нашей планете, экологическим проблемам уделяется особое внимание.

        Что же такое экология?

        Наука экология  пытается дать ответы на трудные вопросы  о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать?

        Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» ( жилище, дом) и «логос» ( учение).

-А что мы с вами называем общим домом?

- Правильно, природу.

-А какая она сейчас? (Слайд )

- Я предлагаю посмотреть   несколько  слайдов на одну и ту же тему. Что за тема объединяет эти слайды? (слайды 3-11)

-Правильно, тема загрязнения окружающей среды.

 Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
  • В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
  • Ежегодно количество чистого воздуха  сокращается на 10 млрд. тонн;
  • Бумага до полного разложения лежит два года,

консервная банка- 90 лет,

полиэтиленовый пакет- 200 лет,

стеклянная посуда -2000лет.

        Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

- Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди».

- Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.

2.Станция «Не навреди!» Проведение опытов и наблюдений.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)  или

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

        Все ли мы знаем о таком привычном для нас веществе, которое всегда и в природе, и в быту сопровождает нас?

        Вода - самое распространенное на Земле вещество, она занимает более 70% площади поверхности земли, и только около 30% приходится на долю суши. Вода придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других планет Солнечной системы.

        Какое значение имеет вода в жизни природы и человека? Вода - непременная составная часть всего живого, она играет первостепенную роль в жизни всех живых существ, в том числе человека. Как утверждают ученые, жизнь на Земле впервые появилась в воде, а лишь потом распространилась на сушу.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

  • Среда обитания живых существ
  • Входит в состав всех живых существ
  • Пища (питьё)
  • Используется в народном хозяйстве
  • Обеспечивает работу промышленных предприятий, гидроэлектростанций
  • Водная дорога для перевозки людей и грузов
  • Тушение пожаров
  • Гигиенические процедуры
  • Медицина
  • Отопление помещений, водопровод

Предлагаю провести несколько наблюдений, которые, надеюсь, заставят вас задуматься на проблемой правильного использования воды.

 

«Растения «пьют» воду»

        Вода - необходима для роста и развития растений.

        Опыт я проделала заранее, предлагаю проанализировать его результаты. Вы можете попробовать воспроизвести его вместе с родителями дома.

Необходимо поставить цветы, побеги или листья растения в чистую воду, а также в воду, подкрашенную пищевыми красителями. Через некоторое время стебли цветов окрасятся, в прожилках листьев мы увидим краску. О чём это говорит?

        Вывод: растения «пьют» воду. Цветная вода проникла в растение. Чему нас может научить этот опыт?  

        Выскажите свои предположения. Представьте, если растения, которые мы употребляем в пищу, будут получать из почвы подкрашенную, загрязненную воду, как это отразится на состоянии здоровья человека, животных?

Перейдём к практической части нашей встречи.

Опыт «Разлив нефти в океанах»

        Разлив нефти происходит, когда нефть выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. 

        Многие защитники окружающей среды и группы добровольцев выходят в океан после разлива нефти, чтобы помочь очистить его. Почему? Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?

        Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца Уильяма на Аляске. 

        

Все необходимые принадлежности для проведения опытов у вас имеются, обратитесь к инструкции, не забудьте зафиксировать результаты наблюдений.

Для выполнения опыта понадобится:

  • большая стеклянная или пластиковая ёмкость
  • вода
  • растительное масло
  • резиновые игрушки или небольшие предметы

Начинаем эксперимент:

  1. Ёмкость с водой будет имитировать океан.
  2. Поместите игрушки в воду, чтобы они плавали.
  3. Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки. Запишите свои наблюдения в этот момент.
  4. Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.

Наблюдение:

Что происходит во время 3-го шага, после добавления масла в воду для имитации разлива нефти? Что происходит во время 4-го шага, когда Вы взбалтываете воду, чтобы имитировать волны?

Результат:

Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды. 

В 4-м шаге, когда Вы имитируете волны, вода и слой масла расплескаются и попадут на резиновую игрушку. 

        Как результаты этого эксперимента применяются к разливам нефти в реальной жизни? Как Вы думаете, жизнь в океане зависит от разливов нефти? 

Как Вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью? 

        Как добровольцы могут помочь океану очистить поверхность от разлившейся нефти?

Опыт «Очистка разливов нефти»

Для выполнения опыта понадобится:

  • растительное масло
  • ёмкость для воды
  • вода
  • несколько ватных шариков

Начинаем эксперимент:

  1. Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.

Примечание:

У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.

Наблюдение:

Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами. 

Результат:

Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней.

Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.

Как это произошло?

В первую очередь, я подтвердил то, что Вы уже знали, масло и вода не смешиваются. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла.

Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.

3. Итоги проведения опытов.

-  Человек не должен загрязнять почву, он губит растения, которые поглощают из почвы вредные вещества, наносит вред другим животным, самому себе.

- Не допускать загрязнения вод Мирового океана, следы нефти очень тяжело убирать с поверхности воды.

-

-

4. Оформление листовок экологического содержания.

        Наше мероприятие подходит к заключительному творческому этапу. Сейчас каждой группе необходимо будет создать  небольшой плакат, листовку экологического содержания.

        Вам в помощь высказывания известных людей, пословицы и поговорки, черно-белые рисунки, которые вы можете разместить на своём листе и раскрасить.

5. Презентация работы групп.

6.Подведение итогов.

        И давайте подведём итог нашей встречи, смогли ли ребята привлечь ваше внимание к проблеме охраны окружающей среды? Что нового узнали?  

( ответы детей, взрослых)

ВЫВОД: Мы не должны быть безразличны к проблемам. Мы должны внести в общее дело свою частичку, что нам сейчас под силу, 

Природа планеты – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Именно от нашей  осведомленности о состоянии окружающей среды, от знаний о мире, который нас окружает, и в котором мы живем, зависит будущее XXI века.

И пусть девизом нашей жизни будет: “У планеты есть друзья: это мы, и ты, и я!!!”

Будем помнить,природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.   

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

  • Загрязнение вод и почвы. Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"

Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

Сценарий деловой игры "Земля-наш общий дом"

Мероприятие посвящено Дню Толерантности, в нём принимают участие ученики 4 класса....

Экологическая игра-путешествие ко Дню Земли.

Экологическая игра для учащихся 4 классов по станциям....

Игра-викторина "Земля-наш общий дом"

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем ? Поэт М. Дудин призыв...

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра – путешествие «Земля – наш общий дом»Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальная задача сложившейся социально-культурной ситуации ...