Программа внеурочной деятельности для работы с учащимися 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
рабочая программа (1 класс)

Столбова Людмила Николаевна

Основными целями Программы внеурочной деятельности являются создание условий для до­с­ти­жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и фор­ми­ро­вания принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и со­ци­а­ли­за­ции каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, ин­те­л­ле­к­ту­аль­ных интересов учащихся в свободное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

 от    30   августа__ 2019_года

 протокол №     1__

Председатель педсовета

_____________ О.В.Скорик

                

  1. ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для работы с учащимися 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.

       

                         

Разработала:  Столбова Людмила Николаевна – учитель начальных классов, высшей квалификационной категории ГКОУ школы №8 г. Лабинска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г.  (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, 1 вариант).

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N-273-ФЗ ред. от 02.03.2016 « Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ».  

4. Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2016 № ВК -449-07 «О направлении методических рекомендаций».

5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-7452-07 «О введении ФГОС ОВЗ методические рекомендации для детей с умственной отсталостью».

6.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

                       Цели образования с учётом специфики предмета    

       Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

          коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Общая характеристика учебного предмета

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.  

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Место учебного предмета  в  учебном плане

           Предмет «Внеурочная деятельность» включён в учебный план школы, изучается  в 1 классе.   Данная рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. На изучение предмета по учебному плану отводится: 4 часа в неделю, всего 132 часа в год.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать  элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности:

- сообщение новых знаний;

- формирование и закрепление знаний, умений и навыков;

- обобщение и систематизация знаний;

- контроль, оценка и коррекция знаний.

Методы, используемые на занятиях: 

- словесный;

- практический;

- наглядный.

Приёмы работы на занятиях:

- беседы;

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы;

- выставки;

- экскурсии;

- викторины;

- соревнования;

- экскурсии;

- КВН.

Содержание курса внеурочной деятельности                                                                              

           Содержание курса внеурочной деятельности в 1 классе предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: «Азбука вежливости», «Мир творчества», «Я познаю мир», «Юный пешеход».

«Азбука вежливости»

Речевой этикет

Что такое этика и этикет.

Специфика речевого общения.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Вежливые слова.

Правила знакомства.

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.

Приветствие и прощание.

Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.

О сопереживании в радости и в горе.

Общение по телефону.

Викторина «Вежлив ли я?»

Культура поведения

Мы на уроке.

Зачем нужны перемены.

Мы в школьной столовой.

Я среди людей

Правила поведения на улице. Экскурсия.

Правила поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир».

Правила поведения в общественных местах.

Экскурсия в библиотеку.

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

Умей накрыть стол.

Как выбирать и дарить подарки?

Повседневный этикет.

Викторина «Знаю ли я правила поведения?

Мой класс.

Умею ли я дружить?

Один за всех и все за одного.

Самолюб никому не люб.

Уважительное отношение к старшим и младшим.

Культура внешнего вида

Поговорим о внешнем виде.

Каждой вещи своё место.

Бережливость.

Праздник

Праздник «Будьте вежливы».

«Мир творчества»

Наблюдаем и изображаем осень.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать. (Рисование красками).

Мы знакомимся с волшебными красками. (Рисование красками).

Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». (Рисование красками).

Осенний букет. (Аппликация из бумаги).

Ветер в осеннем лесу. (Аппликация из бумаги).

Осень - пора плодородия. Овощи. (Лепка из пластилина).

Осень - пора плодородия. Фрукты. (Лепка из пластилина).

В чем красота зимы?

Мы готовимся к зиме. (Рисование красками).

Коллективная работа «Первый снег». (Аппликация из пластилина).

Наши зимние забавы. Снеговик. (Лепка из пластилина).

Наши зимние забавы. Снеговик. (Аппликация из бумаги).

Морозные узоры. Снежинка. (Рисование красками).

Морозные узоры. Снежинка. (Аппликация из бумаги).

Коллективная работа «Зимний день на природе». (Лепка из пластилина).

Мы и наши друзья.

Мы в цирке. (Лепка из пластилина).

Мир нашего аквариума. Красивые рыбы. (Аппликация из бумаги).

Мир нашего аквариума. Подводный мир. (Рисование красками).

Домик для собачки. (Рисование красками).

Учимся делать из бумаги собачку. (Работа с бумагой).

Сделаем подарок нашим папам. (Аппликация из бумаги).

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка». (Рисование красками).

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет». (Рисование красками).

Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! (Лепка из пластилина).

Мы рисуем своих друзей. (Рисование красками).

Какого цвета весна и лето?

Какого цвета небо? (Рисование красками).

Деревья проснулись. (Аппликация из бумаги).

Деревья любуются своим отражением. (Лепка из пластилина).

Красота природы. Цветы. (Рисование красками).

Мы изображаем весенние цветы. (Лепка из пластилина).

Весенний букет. (Аппликация из бумаги).

Аппликация «Разноцветные букашки». (Аппликация из бумаги).

Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц». (Аппликация из бумаги).

Здравствуй, лето! Игра-путешествие. (Аппликация из природного материала).

 «Я познаю мир»

Я и мир вокруг

Мы теперь не просто дети…

Родной край.

Времена года

Осень.

Осенние месяцы.

Экскурсия.

Осенние изменения в природе.

Растения осенью.

Листья жёлтые летят.

Занятия людей осенью.

Что растёт на огороде?

Что растёт в саду?

Что растёт в поле?

Жизнь животных осенью. Осень в моём краю.

Экскурсия.

Зимняя сказка.

Зимние изменения в природе.

Жизнь животных зимой.

Живой уголок.

Занятия людей зимой.

Весна.

Весенние месяцы.

Экскурсия.

Весенние изменения в природе.

Растения весной.

Жизнь животных весной.

Занятия людей весной.

Экскурсия.

Летние изменения в природе.

Что растёт на лугу?

Мы – жители планеты Земля

Экскурсия на водоём

Что растёт у водоёма?

Жизнь животных летом

Занятия людей летом.

«Юный пешеход»

Ориентировка в окружающем мире

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта.

Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения.

Творческая работа «Мой друг велосипед».

Ты – пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик.

Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн.

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний.

Информационные знаки.

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Игра  «Путешествие в страну дорожных знаков».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

Особенности светофоров на железнодорожных переездах. 

Меры безопасности на железной дороге.

КВН «Азбука безопасности».

Нерегулируемые участки дороги.

Дорожные опасности.

Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях.

Разработка памяток для водителей  «Тише едешь, дальше будешь».

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения».

Ты – пассажир

Правила поведения при поездке на легковом автомобиле.

Правила поведения при поездке в общественном транспорте.

Правила поведения при поездке на поезде, электричке.

Аварийные ситуации.

Действия в случае транспортной аварии на дороге.

Защитная поза при столкновении.

Первая медицинская помощь при аварии.

Игра «Пассажирский этикет».

Труд водителя. За рулем – хороший человек.

Правила поведения при полете на самолете.

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

Тематическое распределение количества часов

п/п

Разделы

Кол-во часов

1.

Азбука вежливости

33

2.

Мир творчества

33

3.

Я познаю мир

33

4.

Юный пешеход

33

ИТОГО:      

132

Планируемые результаты внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1) воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,  некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

2) эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

Печатная литература:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г.

  1. Матвеева Л. И. «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 .
  2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.
  3. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975.
  4. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980.
  5. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994.
  6. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986.
  7. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.
  8. Неменский Б.М. Методическое пособие по ИЗО. 1-4 класс. М.:Просвещение, 2005.
  9.  Неменская Л.А. Каждый народ художник. М.: Просвещение .2007.
  10.  Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 .
  11.  Астапенко  М.П., Сухаревская Е.Ю.  Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003 .
  12.  Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М.,   Просвещение, 1990 .
  13.  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья. М., Просвещение, 2008 .
  14.  Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя.

      1 класс. М.: «ВАКО», 2008.

16.  Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2014.

17.  Анастасова  Л.П., Ижевский П.В., Иванова  Н.В.Программа по основам           безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,2014.

18. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2014.

19. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.,2014.

20. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д. В.Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 2014.

           21. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва. 2014.

22. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва, 2014.

Электронные пособия и интернет-ресурсы

  1. DVD  «Уроки осторожности»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014.
  2. DVD  «Уроки хорошего поведения»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014.
  1. DVD «Азбука безопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.

СРЕДСТВА ИКТ

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран

                                                         ТСО

1. Телевизор        

  1. CD/DVD – проигрыватель  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

К вопросам реализации программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...