«Азбука безопасности»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа «Азбука безопасности» предусматривает получение обучающимися практических знаний и навыков безопасного поведения в жизненных ситуациях. Практическая необходимость и жизненная значимость программы состоит в том, что это программа прямого действия и от ее реализации зависит безопасность и здоровье каждого школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx103.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука безопасности»

рабочая программа внеурочной деятельности

(социальное направление)

1 - 4 классы

Автор – составитель: Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»

Программа «Азбука безопасности» предусматривает получение обучающимися практических знаний и навыков безопасного поведения в жизненных ситуациях. Практическая необходимость и жизненная значимость программы состоит в том, что это программа прямого действия и от ее реализации зависит безопасность и здоровье каждого школьника. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми. Программа может быть реализована путем использования наглядных пособий, технических средств обучения, что позволит сформировать представления о различных жизненных условиях, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Целями и задачами внеурочной деятельности «Азбука безопасности»  являются:

- профилактика дорожно-транспортного травматизма;

- воспитание у детей чувства ответственности за соблюдение установленных норм поведения на дорогах и в общественных местах;

- восстановление уважения и взаимопонимания между всеми категориями участников дорожного движения;

- повышение ответственности детей за свое поведение на дороге;

- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях встречи с дорогой.

Программа внеурочной деятельности школьников по изучению правил дорожного движения ориентирована на достижение результатов трёх уровней:

1.Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневности): приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи.

2.Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы по практическому подтверждению приобретённых знаний.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; управление другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей; пропаганда Правил дорожного движения; безопасное поведение на улице, дороге; пользование общественным транспортом; безопасное поведение в общественном транспорте; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги; оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Личностные результаты:

 - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- проявление этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- применение правил делового сотрудничества: умение выслушать разные точки зрения, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука».

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

 - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);

 - проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

 - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука»

Учащиеся должны знать:

  • Правила перехода дороги.
  • Правила движения на велосипеде.
  • Правила безопасного поведения при следовании различными видами транспорта.
  • Когда следует вызывать «Скорую помощь» и порядок ее вызова.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно переходить дорогу, перекресток, различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
  • Оценить скорость движения транспорта.
  • Правильно садиться и выходить из общественного транспорта.


Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить процент детей, участвующих во внеурочных мероприятий, викторинах, КВНах, играх, праздниках, соревнованиях по знанию ПДД;
  • сформировать глубокие теоретические знания Правил дорожного движения, следствием чего станут устойчивые формы поведения на дорогах, общественном транспорте, в случаях ЧС;
  • повысить количественные и качественные показатели эффективности профилактической работы;
  • сформировать у детей желание вести работу по профилактике ДТП и навыки пропагандистской работы;
  • повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование в работе компьютерных и инновационных технологий;
  • сократить случаи детского ДТ травматизма, произошедшие по вине детей.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основные формы организации работы с обучающимися:

  • тематические занятия;
  • игровые тренинги;
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
  • экскурсии;
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет;
  • разработка проектов по ПДД;
  • встреча с работниками ГИБДД;
  • просмотр видеофильмов;
  • праздники с приглашением родителей;
  • выполнение аппликаций, работа с измерительными инструментами;
  • выполнение практических заданий: рисование дорожных знаков, дороги, безопасного пути в школу и другое.

Средства контроля: тесты, ситуационные задачи.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности 

1 класс

Введение.

Значение правил дорожного движения в жизни человека. Рассказ о развитии

дорожного движения. Первые дороги. Вводная диагностика.

Виды деятельности учащихся:

Просмотр  мультфильма  «Азбука  безопасности  на дорогах»  (1  серия

«История ПДД»).

 

Тема 1. Город, в котором мы живем. 

Что такое «дорожное движение»? Особенности дорожного движения городе.

Виды деятельности учащихся:

·виртуальная экскурсия по городу.

 

Игра-путешествие:  «Как  разгадать  дорожную  загадку  и  не попасть в дорожную ловушку?»

Викторина «Верно, не верно!».

Улица и её составные элементы.

Продолжаем  знакомиться  с  городом  (микрорайоном).  Понятие «улица» (элементы  улицы:  дороги,  здания  (жилые,  административные, учебные, промышленные); сооружения (спортивные комплексы, магазины и др.); мировые территории и жилая зона. Зеленые насаждения города: парки, аллеи,  места  отдыха  возле  открытых  водоемов.  Зоны  отдыха. Проспекты,  бульвары,  переулки.  Микрорайон,  в  котором  расположена школа, дом. 

Виды деятельности учащихся: ·просмотр  мультфильма  «Азбука  безопасности  на  дорогах»  (2  серия  «В городе»);

· работа с иллюстрациями, фотографиями, викторина «Мой город».

 

Мой двор. Специальные места для игр и отдыха. Прилегающая территория.

Где  можно,  а  где  нельзя  играть? Продолжаем  знакомиться  с  элементами

улицы.  Специальные  места  для  игр  и  отдыха.  Детские игровые, спортивные площадки. Какая опасность подстерегает пешеходов во дворе? Дорожные «ловушки». Что запрещено пешеходам в «жилой зоне». 

Виды деятельности учащихся: ·просмотр  мультфильма  «Азбука  безопасности  на  дорогах»  (3  серия  «Двор, подъезд»);

·рисуем знаки «Жилая зона», «Конец жилой зоны».

 Как устроена дорога? Дорога и её элементы.

Экскурс в историю - новое о строительстве дорог. Дороги без покрытия и с

покрытием:  бетон,  асфальт,  булыжник,  щебенка,  гравий.  Полевые  (лесные)

дороги.

Виды деятельности учащихся:

·рисуем дорогу;

·решение тематических задач: «Найди отличия».

Я - пешеход. Обязанности пешеходов.

Расширение понятия «пешеход». Обязанности пешеходов. Движение пешеходов по тротуарам и пешеходным дорожкам.  Движение  пешеходов  по  обочине,  краю  проезжей  части. Движение пешеходов группами.

Виды деятельности учащихся:

·«Нарисуй,  дорожный  знак»  -  рисуем  знаки  с  использованием  шаблона

геометрической фигуры; 

·пазл «Дорожный знак».

 

Я - первоклассник. Безопасный путь в школу.

Первый раз в первый класс. Идем в школу вместе с родителями. Повторение

сведений о движении пешеходов индивидуально, группами.

Виды деятельности учащихся:

·«Дом - школа - дом» - рисуем безопасный путь в школу;

·расставляем знаки на макете «Безопасный путь в школу»;

·разбор дорожных ситуаций «Нарушитель на дороге».

 

Посвящение в пешеходы.

Посвящение  в  пешеходы  проходит  в  виде  праздника  с  приглашением

родителей.  Вручение  фликеров, памяток пешеходу и родителям.

 

Тема 2.Управление дорожным движением.

Кто  и  как  управляет  дорожным  движением?  

Экскурс  в историю дорожного движения. Средства  регулирования  и  организации  дорожного  движения.  Первые регулировщики, разметка, светофоры. История города и дорожного движения. Первый светофор в посёлке.

Виды деятельности учащихся:

•чтение рассказа «Случай на дороге».

 

Дорожная разметка и её характеристика.

Волшебные линии. Повторение сведений о линиях дорожной разметки.

Виды деятельности учащихся:

·работа  с  измерительными  инструментами:  проведение  линий  (прямая,

прерывистая штриховая, волнистая, зигзаг);

·аппликация: разметка «Зебра», работа на заготовке рисунка. 

 

Дорожные знаки. Деление знаков на группы.

Учимся читать дорожные знаки.

Повторяем дорожные знаки:

-предупреждающие  знаки:  «Железнодорожный  переезд  без  шлагбаума.

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы»;

-запрещающие  знаки:  «Движение  пешеходов  запрещено»,  «Движение  на

велосипедах запрещено»;

-предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

-знаки особых предписаний: «Место остановки автобуса и (и троллейбуса)»

«Место  остановки  трамвая»,  «Пешеходный  переход»;  «Пешеходная  зона»,

«Конец пешеходной зоны», «Жилая зона», «Конец жилой зоны»;

-информационные  знаки:  «Подземный  пешеходный  переход»;  «Наземный

пешеходный переход»;

знаки  сервиса:  «Пункт  медицинской  помощи»,  «Больница»,  «Телефон»,

«Пункт  питания»,  «Питьевая  вода»,  «Место  отдыха»,  «Бассейн  или  пляж».

Виды деятельности учащихся:

·просмотр мультфильма  «Азбука  безопасности на  дорогах» (4  серия «Дорога,

знаки»);

·разложи знаки по группам, названиям.

 

Игровая программа: «Знатоки дорожных знаков».

Регулирование дорожного движения. Светофоры.

Средство регулирования дорожного движения - светофор. Виды светофоров:

транспортные и пешеходные. Светофоры нашего города.

Виды деятельности учащихся:

·подвижные игры;

·разгадывание дорожных задач.

 

Пешеходные  переходы.  Главное  правило  безопасности: «Оцени, спланируй, действуй».

Из  истории  дорожного  движения.  Виды  пешеходных  переходов:  наземный,

подземный, надземный. Особые  правила  безопасности  при  движении  по

подземным и надземным пешеходным переходам.

Виды деятельности учащихся:

·викторина по ПДД, решение познавательных задач;

·рисуем дорогу.

 

Перекресток. Виды перекрестков.

Опасное пересечение дорог. Перекрестки:  простые  и  сложные.  

Виды деятельности учащихся:

·работа с цветной бумагой: аппликация «Перекресток». 

 

Регулируемые и не регулируемые перекрестки.

Нерегулируемые перекрестки  равнозначных  и  неравнозначных  дорог.  Понятие  «Главная дорога». Знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступите дорогу».

Виды деятельности учащихся:

·экскурсия  к  перекрестку  в  реальных  дорожных  условиях,  наблюдение  за

дорогой;

·работа с цветной бумагой: аппликация «Перекресток».

 

Практическое  занятие  на  учебном  перекрестке.  Ситуативные игры по ПДД.

Экскурсия по городу «Большая безопасная прогулка».

Тема 3. Ты и транспорт.

Эволюция транспорта. От деревянной повозки до «железного» коня.

Виды деятельности учащихся:

·рисование, разукрашивание транспорта; 

·аппликация «Транспорт».

 

Виды транспорта: водный, наземный, воздушный, подземный.

Характеристика видов транспорта. Назначение транспорта. Как и где, откуда, и куда движется транспорт? Чем питается транспорт? Кто управляет транспортом?

Виды деятельности учащихся:

·игра «Разрешается - запрещается!».  

·разложи транспорт по видам.

Наземный транспорт. Пассажирский транспорт.

Наземный транспорт: автомобильный и  железнодорожный. Автомобильный

наземный  транспорт:  грузовой,  пассажирский,  специальный.  Пассажирский

транспорт:  личный  (индивидуальный)  и  общественный.  Общественный

транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, легковое такси.

Ремни  безопасности.  Посадка  и  высадка  из легкового автомобиля. 

Виды деятельности учащихся:

·решение кроссворда «Автомобиль»;

·рисование транспорта, семейного автомобиля.

 

Движение транспорта в «Жилой зоне.

Жилая  зона.  Мой  двор.  Повторение:  движение  пешеходов  в  «жилой  зоне».

Особенности движения транспорта в «Жилой зоне».

Виды деятельности учащихся:

·рисование схемы дворовой территории;

·моделируем дорожную ситуацию, решение дорожных задач.

 

Правила  безопасного  поведения  пешеходов  в  местах остановки общественного транспорта. 

Общественный  транспорт  города.  Рейсовые  маршруты.  Мой  маршрут  в школу. Ожидаем  транспорт.  Повторяем  обязанности  пешехода.  Дорожные «Ловушки» в местах остановок общественного транспорта.

Виды деятельности учащихся:

·рисование, разукрашивание транспорта, дорожных знаков;

·аппликация «Транспорт».

 

Я-пассажир. Обязанности пассажиров.

Правила  безопасного  поведения пассажиров  в  общественном  транспорте.  Зачем  пассажиру  билет?  Учимся безопасно входить и выходить в транспорт.

Виды деятельности учащихся:

решение познавательных задач.

 

Игровая программа «Дорога на поле чудес».

 

Дорожно-транспортное  происшествие.  Скорость  движения

транспортных средств.

Движение  транспортных  средств  в  городе.  Интенсивность  движения. Статистика  ДТП  с  участием  детей,  причины,  последствия.  Учим прогнозировать дорожную ситуацию. Дорожные «ловушки».

Виды деятельности учащихся:

·моделируем дорожную ситуацию.

 

Дорожный этикет. Культура участников дорожного движения.

Из истории дорожного этикета. Повторяем ценности пассажиров, пешеходов.

Взаимная вежливость при переходе. 

Виды деятельности учащихся:

·решение познавательных задач.

Итоговое занятие.

Диагностика.

2 класс

Вводная диагностика.

Тема  1. Я – пешеход.

Край,  в  котором  мы  живем.  Путешествуем  по  родному Кузбассу.

Особенности  организации  дорожного  движения  на  дорогах  области. Кемерово  -  столица  Кузбасса.  Дорожное  движение  в  городе.  Название населенных пунктов на дорожных знаках.

Виды деятельности учащихся:

·просмотр фильма об истории Кузбасса;

·виртуальная экскурсия.

 

Я - пешеход. Повторение обязанностей пешеходов.

Движение пешеходов в городе. Повторение сведений о местах безопасного передвижения пешеходов  в  городе  (микрорайоне).  Движение  пешеходов  по  тротуарам, пешеходным дорожкам; индивидуально, группами.

 

Дорога  и  её  элементы.  Движение  пешеходов  вне  населенного пункта (за городом).

Элементы  дорог  вне  населенного  пункта:  проезжая  часть,  кювет,  полоса

отвода, земляное полотно, обрез.

Идем в поход. Места отдыха в пути.

На пути дорожный знак. Места отдыха в пути. Походная аптечка.

Изучаем новые дорожные знаки:

предупреждающие  знаки:  «Опасный  поворот»,  «Опасные  повороты»,  

«Крутой спуск», «Крутой подъем», «Перегон скота», «Дикие животные»,

знаки  приоритета:  «Пересечение  со  второстепенной  дорогой»,  «Примыкание

второстепенной дороги»;

запрещающие знаки: «Опасность»;

знаки  особых  предписаний:  «Начало  населенного  пункта»,  «Конец населенного пункта».

Виды деятельности учащихся:

·виртуальная поездка за город: «На пути дорожный знак»;

·сочинение «Как я безопасно провел лето».

 

Я - второклассник. Идем в школу самостоятельно.

Виды деятельности учащихся:

·КТД: изготовление макета: «Мой безопасный путь в школу».

 

Я - роллер!

Кто  изобрел  роликовые  коньки?  Эволюция  роликовых  коньков. Классификация роликов. Стили катания. Устройство роликовых коньков. Экипировка  роллера:  шлем,  наколенники, налокотники,  накладки  на  запястье.  Как  правильно  подобрать  коньки и экипировку.

Виды деятельности учащихся:

· презентация «Ролики».

Роллер - это пешеход! Особенности движения роллеров.

Особенности  движения роллеров  в  городе.  Специальные  места  для  безопасного  катания на роликовых коньках.  Прогулка  на  роликах  по  городу.  Движение  роллеров вне населенного пункта, на загородной дороге.

Виды деятельности учащихся:

·учимся регулировать роликовые коньки;

·соревнование: «Лучший роллер класса» (в спортзале или на улице).

 

Авария-это драма. Служба, обеспечивающая порядок на дороге.

Чтение  книги  «Случай  на  дороге».  Разбираем  причины  попадания  детей  в

ДТП.  Служба,  обеспечивающая  порядок  на  дороге.  История  развития  ГАИ

От милиции к полиции.

 

Повторение  сведений  о  средствах  регулирования  дорожного движения.

Виды деятельности учащихся:

·рисование дороги;

·игровая программа «Перекресток загадок».

 

Сигналы регулировщика.

Главный в дорожном движении - регулировщик. Сигналы регулировщика и

их  значение.  Экскурс в историю. Когда и где появились первые регулировщики;

эволюция жезла. Значение сигналов регулировщика для пешеходов.

 

Принцип приоритетности регулирования дорожного движения.

Повторение  значений  сигналов  транспортного  и  пешеходного  светофоров.  Отсутствие  дорожной  разметки  в  различные времена  года.  На дорогу выходит регулировщик.

 

Двустороннее и одностороннее движение.

Организация  дорожного  движения  в  городе,  области.  Двустороннее, одностороннее  движение.  Особенности  движения  транспортных  средств дороги  с  двусторонним  движением.  Встречное,  правостороннее  движение. Дороги  с  односторонним  движением.  Особенность  организации  движения транспорта  по  таким  дорогам.  Особые  правила  безопасности  при  переходе дороги  с односторонним  движением.  Движение  транспортных  средств задним ходом. Дороги с односторонним движением в нашем городе.

 

Расположение  транспортных  средств  на  проезжей  части.

Дороги с многополосным движением.

Что  такое  разделительная  полоса?  Дорога  с  разделительной

полосой.

Элементы  дороги.  Разделительная  полоса.  Виды  разделительных  полос. Проезжая  часть.  Есть  ли  на  дороге  «островок  безопасности»?  Элемент

разделительной полосы выделенный конструктивно. Особенности движения транспорта и пешеходов по дороге с разделительной полосой. Расположение пешеходных переходов на дороге с  разделительной полосой. Переход дороги с разделительной полосой.

 

Повторение сведений о видах перекрестков.

Новое о перекрестках. 

Виды деятельности учащихся:

-познавательные игры «найти соответствие», «разложи по видам»;

·викторина: «Знай, помни, соблюдай»;

·блицтурнир по ПДД.

 

Новое о светофорах. Световые сигналы светофоров.

Экскурс в историю. Какие ещё бывают транспортные светофоры. Безлунный

сигнал  светофора.  Т-образные  транспортные  светофоры  для регулирования

движения трамваев и маршрутных транспортных средств. Расположение Т-образных светофоров в городе.

Виды деятельности учащихся:

·игра-соревнование «Красный, желтый, зеленый»;

·рисование светофоров; 

·разучивание стихов, разгадывание загадок по ПДД;

·решение тематических задач на ПК.

 

Игра-соревнование: «Компас безопасности».

 

Дорога и времена года. Скрытые опасности на дорогах.

Зимняя  дорога.  Особенности  дорожного  покрытия  зимой.  Гололед.  Занос.

Юз.  Скорость  движения  транспортных  средств.  Тормозной  путь транспортного средства  на  зимней  дороге.  Особые  правила  дорожной безопасности для пешеходов (пассажиров) зимой.

Виды деятельности учащихся:

·экскурсия к перекрестку, наблюдение за дорогой; виртуальная (экскурсия);

·рисование зимней дороги;

·зимние дорожные ребусы, викторина.

 

Тема 3. Ты и транспорт.

Виды транспорта. Повторение сведений о наземном транспорте. 

Городской общественный транспорт.

Обязанности пассажиров. Правила поведения пассажиров в городском общественном транспорте. Обязанности пассажиров при посадке в транспортное средство. Обязанности пассажиров при движении в общественном транспорте. Действия, запрещенные пассажирам. Правила перевозки груза. Дорожный этикет.

Транспорт. Настоящее и будущее.

Пригородный транспорт.

Правила  поведения  в  пригородном  транспорте.  Ремни безопасности.  Междугородный  транспорт:  автобус,  электричка.  Правила поведения  в  междугородном  автобусе.  Едем  в  гости  вместе  с  родителями. Автомобильное путешествие по родному Кузбассу.

 

Важная профессия – водитель.

Пешеход и его обязанности

·решение познавательных задач (ребусы, кроссворды).

 

Городской общественный транспорт – трамвай.

Экскурс в историю. Как появился трамвай.

Виды деятельности учащихся:

·разложи транспорт;

·рисование дороги с трамвайными путями;

·познавательная викторина «Дорожный саквояж».

 

Обязанности пассажиров трамвая.

Особые правила  безопасности  для  пассажиров  трамвая.  Обязанности  пассажиров

трамвая. 

Виды деятельности учащихся:

·виртуальное путешествие на трамвае по городу; викторина по ПДД.

 

Итоговое занятие. Диагностика.

3 класс

Введение. Диагностика. Повторение изученного в 1 -2 классах. 

Тема 1. Законы дорог.

Страна, в которой мы живем.

История развития дорог и дорожного движения в России. Эволюция  дорожного  движения  в  России.  Развитие  транспорта.  Значение  дорожного движения в жизни страны. 

 

Законы дорог.

Права участников дорожного движения. Как защитить свои права в  движении.  Ответственность  участников  дорожного  движения.  Виды ответственности.

 

Я - пешеход. Обязанности пешеходов.

Повторение  сведений  о  Правилах  дорожного  движения.  

 

Безопасный путь в школу.

Движение по дороге, расположенной в частном секторе. Правила  безопасного  перехода  проезжей  части.  Фликер.  Движение  пешеходов  в  темное  время  суток.  Виды деятельности учащихся:

·рисуем безопасный путь в школу;

·моделируем  маршрут  движения  по  магнитной  доске  «Безопасный  путь  в

школу»;

·маршрут: дом-школа - дом.

·повторяем дорожные термины.

 

Я - пассажир. Обязанности пассажиров.

Я  -  пассажир.  Едем  в  школу  на  общественном  транспорте. Городской пассажирский  общественный  транспорт.  Обязанности  пассажира общественного  транспорта.  Едем  в  школу  на  личном  автомобиле.  Посадка, высадка  из  личного автомобиля.  Ремни  безопасности.  Детское  специальное удерживающее устройство (ДУУ) - автомобильное детское кресло.

 

Интенсивность  дорожного  движения.  Учимся  прогнозировать дорожную ситуацию.

Виды деятельности учащихся:

·просмотр фильмов; виртуальная экскурсия по городу (микрорайону);

·автобусная экскурсия по городу, викторины, конкурсы, решение задач.

Тема 2. Регулирование дорожного движения.

Повторение  сведений  о  средствах  организации  и регулирования дорожного движения.

Виды деятельности учащихся:

·игровая программа: «Путешествие в страну «Светофорию».

 

Юный регулировщик.

Повторение значений сигналов регулировщика. Дополнительные сигналы свистком.

 

Перекрестки. Сложные перекрестки. 

Виды  перекрестков.  Сложные  перекрестки.  Перекрестки  с  круговым

движением.  Особенности  движения  транспорта  по  перекрестку  с  круговым

движением. Круговое движение в нашем городе (пригороде).

Новое  о  дорожных  знаках:  знаки  приоритета:  «Движение  без  остановки

запрещено»; предписывающие знаки: «Круговое движение».

Виды деятельности учащихся:

·моделируем дорожную ситуацию;

·игра «Дорожный калейдоскоп».

 

Многоликая дорога: дорожные знаки и разметка.

Новое о дорожных знаках:

-предупреждающие  знаки:  «Дети»,  «Пешеходный  переход»,  «Скользкая

дорога»,  «Пересечение  с  велосипедной дорожкой»; 

-знаки  приоритета: «Преимущество  встречного  движения»,  «Преимущество

перед встречным движением»;

-запрещающие знаки: «Въезд запрещен», «Движение запрещено»;

-предписывающие  знаки:  «Движение  прямо»,  «Движение  направо»;

«Движение  налево»,  «Объезд  препятствия  справа»,  «Объезд  препятствия

слева»;

-знаки особых предписаний: «Искусственная неровность»;

-информационные знаки: «Тупик», «Стоп-линия».

Новое о разметке:

-место пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью;

-вертикальная  дорожная  разметка,  обозначающая  элементы  дорожных

сооружений (в. т.ч. разделительной полосы).

- «стоп-линия».

Дорожный пазл.

Макетирование: изготовление макетов перекрестков.

Виды деятельности учащихся:

·изготовление макетов перекрестков (аппликация, моделирование, объемное

конструирование, работа с конструктором); 

·игра-викторина: «Перекресток семи дорог».

Итоговая программа: «На земле, по воде и в воздухе».

 

Итоговое занятие по разделу.

Виды деятельности учащихся:

·решение задач по ПДД;

·познавательные задачи (ребусы, кроссворды, загадки).

 Тема 3. Ты и транспорт.

Виды транспорта. Наземный железнодорожный транспорт. 

Эпоха  железных  дорог.  История  развития  дорог  и  железнодорожного

движения в стране, мире. Наземный  железнодорожный  транспорт:  грузовой  и

пассажирский. Пригородные  пассажирские  поезда,  поезда  междугороднего  сообщения. Значение железной дороги в жизни Кузбасса, страны.

 

Знаки, сопутствующие железной дороге.

Светофоры  для  регулирования  дорожного  движения  через железнодорожные переезды.

Регулируемые  и  не  регулируемые  ж/д  переезды.  Транспортные  светофоры

для  регулирования  дорожного  движения  через  железнодорожные  переезды.

Значения  сигналов  светофора:  красный  мигающий  -  запрещающий  сигнал;

бело-лунный  мигающий  -  разрешающий  сигнал.  При  выключенном светофоре и открытом шлагбауме движение разрешено. Гудок электропоезда.

Виды деятельности учащихся:

·работа по плакатам «Движение по железнодорожным переездам»;

·решение тематических задач по дорожному движению.

 

Движение пешеходов, транспортных средств через ж/д пути.

Пересечение ж/д путей на велосипеде. Особые правила безопасности при переходе путей пешеходами.

Виды деятельности учащихся:

·моделируем дорожную ситуацию - проезд ж/д переездов;

·ситуативные игры на учебном перекрестке.

·познавательные игры.

 

Виртуальная экскурсия на детскую железную дорогу.

Кемеровская  детская  железная  дорога  -  дорога  детства.  История  рождения

дороги  (12  октября  2007  г.).  Кемеровская  детская  железная  дорога структурное  подразделение  Западно-Сибирской  железной  дороги.

 

Игра-путешествие: «Формула безопасности».

 

Классификация  транспорта:  механические  и немеханические транспортные средства.

Велосипед  с  подвесным  двигателем  –  мопед.  Назначение, способы передвижения.

Виды деятельности учащихся:

·просмотр фильма «Движение на велосипеде в городе, за городом»;

·викторина по ПДД, познавательные задачи.

 

Велосипед: вчера, сегодня, завтра.

Виды деятельности учащихся:

·составляем хронологическую таблицу «История рождения велосипеда»,

·решение познавательных задач; найди соответствие.

 

Я – велосипедист. 

Виды деятельности учащихся:

·дорожный этикет;

·подготовка снарядов для фигурного вождения велосипеда;

·решение задач на ПК по ПДД.

 

Устройство велосипеда.

Виды деятельности учащихся:

·предстартовая подготовка велосипеда;

·фигурное вождение (спортзал, автогородок, автоплощадка);

·скоростная сборка велосипеда - игра «Велотехник».

 

Правила дорожного движения велосипедиста.

Что запрещено водителю  велосипеда?  Перевозка  пассажиров  на  велосипеде.  Перевозка груза.  Ограничения  в  движении  велосипедистов.  Движение  велосипедистов индивидуально, группами. Движение велосипедистов через ж/д переезд.

Виды деятельности учащихся:

·разложи знаки по группам, найди соответствие;

·решение задач «Юный велосипедист».

 

Движение  на  велосипеде  в  жилой  зоне,  по  тротуарам  и велосипедным дорожкам.

Знаки, сопровождающие движение на велосипеде. Правостороннее  движение.

Пересечение  проезжей  части  по  пешеходному  переходу,  вне пешеходного перехода  на  границе  перекрестка.  Правило  правой  руки. Понятие  «помеха  справа».  Регулируемые  и  нерегулируемые  пересечения проезжих  частей.  Сигналы  маневрирования,  подаваемые  водителями велосипеда.

 

Экзамен велосипедиста: «Юный велосипедист».

Спортивно-познавательная игра: «Дорожный лабиринт».

Поездка  в  автогородок.  Движение  на  велосипеде  по автогородку.

Итоговое занятие.

Повторение  сведений  о  дорожном  движении,  изученных  в  3-м  классе.

Готовимся к летним каникулам «Безопасное лето».

 

4 класс

Введение

Знакомство  с  программным  материалом  4-го  года  обучения.  Повторение

учебного материала за 1-3 класс. Вводная диагностика.

Тема 1.Мир, в котором мы живем.

Путешествуем по Земному шару. 

История развития дорог и дорожного движения в разных странах мира. Кто,

где и как регулирует дорожное движение? Путешествуем по странам мира и

континентам.  Путешествуем  на  различных транспортных средствах.

Виды деятельности учащихся:

·просмотр  фильмов  о  великих  географических открытиях,  истории дорог  и

дорожного движения; 

·виртуальная экскурсия: «Путешествие по Земному шару».

 

Международные документы о дорожном движении.

 Виды деятельности учащихся:

·изучаем законы;

·решение правовых задач;

·правовая игра «Закон и порядок».

 

Правостороннее и левостороннее движение.

Особенности  организации  дорожного  движения в  различных  стран  мира. Страны  с  левосторонним  движением.  Указ  1752  г.  русской  императрицы Елизаветы  Петровны  «...о  введении  на  улицах  российских  городов правостороннего  движения  для  карет  и  извозчиков».  Первый  на Западе регламентирующий лево - или правостороннее движение – английский билль 1756  г.,  согласно  которому  движение  по  Лондонскому  мосту  должно быть по левой стороне. Как ездили конные экипажи? Рыцарские турниры. 

Виды деятельности учащихся:

·Решение задач на движение.

Тема 2. Регулирование дорожного движения.

Дорожно-транспортное  происшествие.  Разбор  дорожных

ситуаций.

Виды деятельности учащихся:

•Экскурсия к перекрестку в реальной дорожной обстановке «Наблюдение за

дорогой».

 

Стань заметнее на дороге! Средства пассивной безопасности.

Мастерим своими руками, вручение фликеров.

Виды деятельности учащихся:

•готовим  творческое  выступление  -  агитбригада,  устный  журнал  о

применении световозвращателей;

•изготавливаем фликеры самостоятельно - творческая мастерская.

 

Организованная перевозка группы детей.

Путешествуем на автобусе. Поездка по городу, за город. Школьный автобус.  

Организованная перевозка группы детей междугороднем, международном  автобусе.  Правила  поведения  пассажиров  автобуса, следующего на дальние расстояния. Ремни безопасности. Отдых в пути.

Виды деятельности учащихся:

•ролевые игры: «Путешествуем на автобусе»;

•виртуальная экскурсия, просмотр фильмов;

•познавательные задачи по ПДД, ребусы, кроссворды, пазл.

 

Организованная  пешая  колонна.  Организованная транспортная колонна.

Движение  организованных  пеших  колонн  по  проезжей  части  разрешается

только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не  более  чем  по  четыре  человека  в  ряд.  Спереди  и  сзади  колонны  с  левой стороны  должны  находиться  сопровождающие  с  красными  флажками,  а  в темное время суток и в условиях недостаточной видимости с включенными фонарями:  спереди  -  белого  цвета,  сзади  -  красного.  Учащимся передвигаться колонной. Особые Правила БДД  при  встрече с  колонной автомобилей. Как вести себя пешеходу? Обязанности пешеходов. Движение группы детей.

Виды деятельности учащихся:

•разбор дорожных ситуаций; просмотр видеофильмов;

•читаем о дорожном движении;

•решение задач, познавательные игры по ПДД;

 

Повторение сведений о средствах организации и регулирования дорожного движения.

Виды деятельности учащихся:

•викторина «Трехглазый герой - «Светофор»;

•экскурсия  к  перекрестку  «Наблюдаем  за  работой  светофоров»,  «Переход

проезжей части группой»;

•мастерим макет светофора.

 

Знатоки Правил дорожного движения.

 Виды деятельности учащихся:

•ситуативная игра: «Пассажир-пешеход-пассажир»

•решение задач, выполнение заданий по ПДД;

•творческая мастерская: аппликация, макетирование, лепка и др. виды 

 

Перекрестки. Линии границы перекрестков.

Виды деятельности учащихся:

•познавательная викторина «Весёлый перекресток»

 

Пешеходные переходы в местах остановки маршрутных транспортных средств.

 Виды деятельности учащихся:

•экскурсия к перекрестку в реальных дорожных условиях;

•переходим  проезжей  часть  дороги  по  пешеходному  переходу  группой

(классом), красные флажки;  

•викторины, конкурсы знатоков ПДД.

 

Новое  о  дорожной  разметке.  Вертикальные  линии  дорожной разметки.

 Вертикальные  линии  дорожной  разметки.  Новое  о  дорожной  разметке.

Почему  разметка  светится  в  темноте.  Интересное  о  дорожной  разметке  -

путешествуем по дорогам мира.

Виды деятельности учащихся:

•макетирование изготовление дорожных ограждений, средств регулирования

дорожного движения; аппликация; 

•решение задач на ПК «Юный пешеход».

 

Новое о дорожных знаках. Временные и постоянные дорожные знаки.

Временные  и  постоянные  дорожные  знаки.

Новое о дорожных знаках:

-предупреждающие:  «Пересечение  равнозначных  дорог»,  «Светофорное

регулирование», «Двустороннее движение»;

-информационные  знаки:  «Аварийный  выход»,  «Направление  движения  к

аварийному выходу»;

-знаки сервиса: «Огнетушитель».

Виды деятельности учащихся:

•просмотр фильмов о дорожном движении;

•изготавливаем дорожные знаки;

•решение познавательных задач.

 

Я - регулировщик. Сигналы регулировщика.

Регулировщики мира. Как экипированы дорожные полицейские в разных странах мира.

Виды деятельности учащихся:

•ситуативный тренинг на учебном перекрестке «Юный регулировщик»;

•игра «Полицейская академия».

Тема 3. Ты и транспорт.

Виды транспорта. Водный, воздушный транспорт. 

 Виды деятельности учащихся:

•игра-путешествие: «Путешествие на воздушном шаре»;

•решение познавательных задач (ребусы, кроссворды);

•рисование транспорта, аппликация.

 

Подземный транспорт. Метро.

 Виды деятельности учащихся:

•познавательная игра: «Путешествуем на метро».

 

Городской транспорт. Рельсовые транспортные средства.

 

Монорельс. Метрополитен.  Легкорельсовый  транспорт.  Трамвай.  Рельсовые

транспортные средства на  магнитной  подушке.  

Виды деятельности учащихся:

•игра-путешествие «Как человек перемещается в пространстве и времени»;

• презентация «Транспорт».  

Игровая программа: «Кругосветка за семь дней».

Составляем  хронологическую  таблицу:  «Классификация транспорта».

Виды деятельности учащихся:

•познавательная игра: «Что, где, когда?»;

•дорожный  пазл:  «Найди  соответствие»,  «Найди  пару»,  «Разложи  по

группам»;

•познавательные задачи.

Грузовой  автотранспорт.  Транспортные  средства специального назначения и их сигналы.

Приоритет  транспортных  средств,  подающих  специальные  сигналы.

Транспортные средства, оборудованные маячками синего или сине-красного

цвета  и  специальным  звуковым  сигналом.  Правила  движения  специальных

транспортных  средств.  Применение  специальных  сигналов.  Безопасность

пешеходов.  Слушаем  дорогу,  наблюдаем  за  дорогой.  Ответственность

пешеходов. Транспортные  средства,  оборудованные  маячками  желтого  или  оранжевого цвета.  Транспорт  для  выполнения  определённых  работ:  снегоуборочная техника,  поливоуборочная  техника;  мусоровоз,  бульдозер;  спецтехника  для ремонта и укладки дорожного покрытия, грейдер и др. Грузовой  автотранспорт:  грузовик,  самосвал,  фургон,  цистерна  (бензовоз, молоковоз);  панелевоз,  бетоносмеситель, автовоз,  лесовоз  и др.  Устройство грузового автотранспорта.

Виды деятельности учащихся:

•рисование грузового транспорта; аппликация; 

Первые действия при неотложной ситуации. Алгоритм действия при ДТП.

Автомобильная  аптечка.  Простейшие  приемы  оказания первой помощи.

Виды деятельности учащихся:

•отработка алгоритма действия при ДТП;

•вызов скорой помощи, оказание первой помощи.

 

Деятельность  службы ГИБДД  по  обеспечению  безопасности дорожного движения. 

Встреча  с  инспектором  ГИБДД.  Службы  ГАИ-ГИБДД  города.

«Содружество ЮИД» - всех ребят объединит!»

Знакомство  с  историей  развития  ЮИДовского  движения  города,  области,

России.  День  рождения  отрядов  ЮИД  (6  марта1973  г.).  

Я - велосипедист. Повторение ПДД велосипедиста. 

Велосипедный  тандем.  История  электровелосипеда.  Лигерад. Веломобили. Моноцикл. Интроцикл. Современный дицикл.

Виды деятельности учащихся:

•уроки велотехники; фигурное вождение велосипеда.

Игра-путешествие: «Вокруг света на велосипеде».

 Виртуальная  игра-путешествие  на  велосипеде  по  миру  (стране,  Кузбассу,

городу).

Движение  на  велосипеде  в  городе,  за городом.  Велосипедная прогулка.

Конкурс «Безопасное колесо».

Итоговое занятие

Повторение сведений о дорожном движении за 1-4 класс.

Итоговая комплексная диагностика.

  1. Тематическое планирование

Класс

Разделы

Общее

количество часов

1

Введение.

1

Город, в котором мы живем.

10

Управление дорожным движением.

10

Ты и транспорт.

12

Итого

33

2

Введение.

1

Я – пешеход.

19

Ты и транспорт.

14

Итого

34

3

Введение.

1

Законы дорог.

6

Регулирование дорожного движения.

9

Ты и транспорт.

18

Итого

34

4

Введение.

1

Мир, в котором мы живем.

3

Регулирование дорожного движения.

13

Ты и транспорт.

17

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию по ПДД "Азбука безопасности"

Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения для 1-2 класса "Азбука безопасности"....

Праздник "Азбука безопасности"

Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...

Презентация "Азбука безопасности"

Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения...

Проект "Азбука безопасности на дороге"

Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4  классы школ 8 вида для эксперимен...

Праздник "Азбука безопасности"

В игровой доступной для младших школьников форме рассказывается об опасностях, подстерегающих детей дома и на улице....

"Азбука безопасности"

Разработка внеклассного мероприятие для начальной школы по правилам дорожного движения....

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....