Классный час "Что нам осень подарила"
классный час (3 класс)

Бородина Елена Анатольевна

Классный час "Что нам осень подарила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_chto_nam_osen_podarila.doc467 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час – экскурсия  «Что нам осень подарила»

Цели и задачи: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Учитель: Ребята, мы с вами отправляемся в интересное и удивительное путешествие. Я предлагаю вам прогуляться по нашему саду.

Оглянитесь вокруг! Какие изменения в природе мы наблюдаем в это время года? Узнаем об этом, разгадав загадки.

Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. Кто это? Конечно, осень.

Опустел наш сад,

Паутинки вдоль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школы,

Что за месяц к нам пришел?  (сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле черно-белым стало;

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Учитель: В загадках прозвучали все месяцы осени.  В каждом из них своя особенность, но начинается осень с сентября. Именно тогда природа начинает потихоньку засыпать, вянут цветочки, начинает желтеть травка, на деревьях появляются первые пожелтевшие листья.

Давайте подойдем поближе и хорошенько рассмотрим наши клумбы. Какие изменения с ними произошли осенью? Какие цветочки завяли, а какие радуют нас и сейчас своими яркими красками?

На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет их.

Это?  

Правильно, ребята, это розы. Розу называют королевой клумбы. Это любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.

Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду. Трудно будет сорвать этот цветок. Догадались почему? Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется – шиповник. Вы наверняка с ним знакомы.

Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто –

Камнями набито.

Плоды шиповника (учитель показывает ягодки) содержат большое количество полезного для нас витамина С, намного больше чем есть в лимонах и апельсинах.

На клумбу звёздочка упала и цветком красивым стала. (Астра.)

Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные астры. Их существует 250 видов, всех цветов и оттенков. Но отличаются они не только по цвету. Бывают астры - махровые с огромным количеством лепестков, торчащих во все стороны. У всех лепестки узенькие, но у одних ровные, прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих заострённые - игольчатые. Есть старинная легенда о появлении астры на Земле. С далёкой звезды упала на нашу планету пылинка и превратилась в очаровательный цветок. Слово “астра” произошло от греческого слова “звезда”. Игольчатая астра особенно похожа на звезду: серединка крупная тёпло- жёлтая, а от неё отходят лучики-лепестки цветка. Некоторые люди верят в то, что если ночью встать среди астр, то можно услышать их разговор со своими сёстрами –звёздами. Давайте пофантазируем: о чем они могут беседовать?

(Ответы детей)

По краю клумбы  выстроились в ряд,

Одели мы сегодня  бархатный наряд. ( Бархатцы.)

Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат. Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.

Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Этот растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена? На когти (или ногти) волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы.

Оранжевый фонарик на зелёной ножке, вырос он на клумбе около дорожки. (Физалис.)

Цветущий физалис легко найти на клумбе. Цветы его похожи на оранжевые фонарики. Фонарик защищает плод - маленькую ягодку, похожую на вишню. Учитель раскрывает оранжевую коробочку физалиса и показывает плод. Некоторые сорта физалиса съедобны. Физалис в переводе на русский язык-“пузырь”. Это растение используют для изготовления зимних букетов. За окном сугробы, а эти цветы будут долго напоминать нам о тёплом лете и золотой осени. 

Учитель: Но разве только из цветов и трав состоит наша природа? Посмотрите вокруг, сколько деревьев нас окружает. Что мы о них знаем?

(рассматриваем деревья, прикасаемся к ним, называем их)

Кто отгадает мою загадку?

Я из кроки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок! (дуб)

Ветви и листья дуба являются олицетворением могущества, долголетия и силы. Кора этого дерева помогает при заболеваниях десен.

Учитель:

Стоит девица, ой, нарядная,

Вся то стройная, вся-то ладная.

Белый черным шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей. (Береза)

Береза -самое распространенное дерево нашего края. Ее белые сарафанчики с черными полосками можно увидеть во всех лесах. В некоторых губерниях существовал обычай класть у порога березовое полено. Именно из березы делали розги для нерадивых учеников, так как считалось, что береза отгоняет нечистую силу и охраняет от зла. Березу в старину использовали на дрова, для лучин. А из веток и в наше время делают веники для бани. Отваром из березовых почек заживляют раны. Из сока березы делают сироп. Это дерево очень быстро оживает весной. Считается, что происходит это благодаря его особой плодоносящей силе.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на верхушку березы. На ней вы можете увидеть лечебный гриб- чагу. Он используется при лечении заболеваний нервной системы. (показывает гриб на березе)

А это что за дерево?

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Ученик: Липа -одно из самых интересных деревьев, так как оно дает нам липовый мед. Это сладкое дерево нашего края. Ее листочки помогают нам при лечении простудных  заболеваний. А, так как, у липы мягкая древесина, то ее часто используют для различных поделок из дерева (деревянные игрушки, свистульки и т.д.)

Учитель:

А это что же за девица –

Не швея. Не мастерица,

Ничего сама не шьет.

А в иголках круглый год? (Елка)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на  опушке,

Ветви – прямо на макушке. (Сосна)

Молодцы! Вы правильно угадали – это елка и сосна. Эти зеленые красавицы будут радовать нас своим нарядом круглый год.

Вот видите, сколько всего интересного нас окружает, если внимательно присмотреться и прислушаться. Мы сегодня с вами увидели столько прекрасных цветов,  любовались величественными деревьями и постарались при этом ничего не сорвать и не сломать.

 А ведь часто так бывает, что и взрослые, и  дети, возвращаясь с прогулки, несут охапки цветов, ветки деревьев. Мы хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу. Охрана природы - наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее дело – значит и его. Ведь немногим выпадает удача помочь спасению тигра или кита. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому из нас.

Дети:

Мы цветочки рвать не будем и другим сказать спешим: Пусть приносят радость людям всем - и крохам, и большим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок "Что нам осень подарила"

Комбинированный урок по Окружающему миру и ИЗО в 1 классе....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме"Что нам осень подарила". УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что нам осень подарила". 1 класс. УМК "Начальная школа XXIвека"Урок "открытия" новых знаний с использованием новых образовательных технологий:технол...

Тема урока: Что нам осень подарила Окружающий мир 1 класс УМК: «Начальная школа 21 века»

Урок по окружающему миру в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Урок усвоения новых знаний.Презентация к уроку....

Урок-инсценировка "Что нам осень подарила"

         Театральные постановки на уроке – сильный мотив к обучению, они помогают создать среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизироват...

Викторина "Что нам осень подарила?"

Викторина о дарах осени для учащихся  первого класса....

Урок "Что нам осень подарила"

Урок по предмету "Окружающий мир" в 1 классе....

Урок- игра по окружающему миру 1 класс 21 век "Что нам осень подарила"

Урок по окружающему мируИгра-соревнование "Что нам осень подарила". 1 класс Тип урока: усвоение новых знанийЦель: определение уровня имеющихся знаний учащихся об особенностях природы в...