Урок- игра по окружающему миру 1 класс 21 век "Что нам осень подарила"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Урок по окружающему миру

Игра-соревнование "Что нам осень подарила". 1 класс

 

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: определение уровня имеющихся знаний учащихся об особенностях природы в

           осенний период.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации знания детей о культурных растениях и местах их произрастания;  
  • способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей;
  • воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в паре.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

 

                                                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Игра-соревнование "Что нам осень подарила". 1 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: определение уровня имеющихся знаний учащихся об особенностях природы в

           осенний период.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации знания детей о культурных растениях и местах их произрастания;  
  • способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей;
  • воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в паре.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Оборудование: презентация, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, вырезанные из цветной бумаги солнышки и тучки

                                                   

                                                        Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, поиграем в превращения. Вы – семена. Вас посадили в землю. Дождик

  поливал, солнышко припекало. Семена проросли, потянулись к солнышку.

  Становились всё выше и крупнее. Пришло время собирать урожай (дети

  выполняют действия, которые озвучивает учитель).

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  - Учитель показывает изображение солнышка и говорит: «У меня вот такое настроение, а у вас?» На столах у ребят вырезанные солнышки и тучки. Они выбирают соответствующий знак.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит…

- Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)                

3. Актуализации знаний. Вступительная беседа.

- Ребята, посмотрите на картину замечательного русского художника Левитана.

- Какое время года изобразил художник на своей картине?  

- Как вы догадались?

- А какие признаки осени вы ещё знаете?

- Да… (учитель читает стихотворение А. Плещеева)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птицы улетели
В тёплые края.

- Какое настроение хотел передать поэт своим стихотворением?

- Почему?

- А всегда ли вам осенью грустно?

- Вспомните, мы ходили с вами в парк на прогулку. Вам там было грустно?

- Вы бегали по опавшей листве. Как приятно слушать шорох опавших листьев.

  Приятно собирать опавшие листья и подбрасывать их вверх.

- Осень радует нас листопадом, дарит тёплые солнечные деньки.

- Попробуем и мы стать поэтами. Поиграем в поэтическую игру «Доскажи

  словечко» (продолжи рифму)

Листьям время - опадать,

Птицам время – улетать.

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать,

Солнцу – стынуть,

Тучам – литься,

А ребятам всем – учиться.

- Прослушать слова и попытайтесь определить, о чем будет идти речь на уроке:

Девушка – осень гуляет,

Ножкой сбивает росу,

В сумку дары собирает,        

Листья вплетает в косу

- Вы правы, об осени и её дарах. Давайте познакомимся с красавицей (Девушка-осень), которая пришла к нам в гости. 

4. Постановка проблемы, поиск ее решения методом проб и ошибок.  

- Ребята, а вы знаете, что нам осень подарила?

- Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что же дарит нам осень.

- Всюду хозяйничает осень: и в лесу, и в поле, и в огороде и в саду.

- А как долго будет хозяйничать осень?

- Какой сейчас месяц?

- А следующий месяц?

- Наша гостья Осень хочет спросить у вас:

«А знаете ли вы название первого осеннего месяца?»

«Ребята, а какое самое важное дело у нас с вами в сентябре?»

- Найди ключ к шифру и тогда вы сможете ответить на вопрос  Осени.  

2

5

1

3

4

6

Р

А

У

О

Ж

Й

Молодцы!

1

2

3

4

5

6

У

Р

О

Ж

А

Й

Чтение хорошо читающего ученика

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

- Что такое урожай?

  (Урожай – всё, что вырастил и собрал человек в садах, огородах, полях, лесу).

Где люди собирают осенью    

                урожай

Сад                     Огород         - Что растет в саду? На огороде?

Фрукты                 Овощи

         Дары природы

- Распределите в группы: морковь, груша, яблоко, огурцы, помидоры, капуста,

                                            картофель, баклажан, слива  

- Дайте название каждой группе  

- Вывод:         И в садах, и в огороде,

             Приготовила природа

Всевозможные плоды.

5. Применение нового знания

5.1. Работа с учебником.

- Открыть учебники на с. 18, рассмотреть рисунки

- Назовите растения сада и огорода.

- Игра «Что растёт в саду? В огороде?»

- Как сказать кратко, что растет в огороде?

-  Что растет в саду?

- Приведите свои примеры к каждой группе.

- Все, что перечислено, мы называем «дарами природы». Почему?

- А по какому признаку вы определяли принадлежность к группе овощей и фруктов?

(Овощи растут на земле или в земле, а фрукты и ягоды растут на деревьях и кустарниках).

5.2. Кто как одет с. 18-19

- Как вы думаете, правильно ли автор рассказа описал овощи?

6. Игра-соревнование.

- Сегодня мы с вами тоже будем собирать урожай.

- Чтобы собрать богатый урожай, сделаем разминку.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг - скок, прыг - скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!

- А сейчас разделим класс на три команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон (фишки в виде овощей и фруктов).

1 КОНКУРС «Разминка»

- Вы сказали, что осенью урожай собирают. А что собирают-то?

- А давайте проверим, знаете ли вы овощи (каждая отгадка сопровождается

  демонстрацией картинки). 

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопал немножко,
Под кустом … (Картошка)

Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Голова на ножке,
В голове горошки. (Горох)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.
Среди овощей нет
Сочней … (помидора)

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – сочные, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)

- Молодцы! Овощи вы знаете хорошо.

2 КОНКУРС “Верно-неверно”

- Я показываю картинку и называю предмет. Если предмет назван правильно, вы поднимаете руки вверх, а если неправильно – руки опущены.

Учитель показывает картинки: груша, яблоко, слива, кабачки, лимон, апельсин,

 свёкла, редиска, баклажан и др.

- Молодцы, все были внимательны!

3 КОНКУРС “Угадай, что в мешке”

- Ребята, а где хранят собранные овощи и фрукты?

- Правильно! Их складывают в мешки и хранят в погребе. А в погребе темно.

- Сейчас вам предстоит угадать, что у меня в мешке. Запустите руку в мешок. На ощупь определить, какой это овощ или фрукт. Назвать. Вынуть руку и проверить правильность своего ответа.

- Если угадали правильно, то команде 1 балл.

В мешке: лук, чеснок, картофель, морковь, помидор, перец, огурец, яблоко,        

                 апельсин, репка, груша, лимон, банан, кабачок, слива и др.

4 КОНКУРС “Сосчитай и собери”

Все овощи и фрукты из мешка лежат перед детьми.

- Кто сможет сосчитать все овощи и фрукты?

- Ребята, на какие группы можно разделить наш урожай? (Овощи – фрукты)

- Посмотрите, а почему я выделила эти предметы в одну группу? (Картофель, репа,

   морковь)

- Это корнеплоды. Человек использует в пищу подземную часть этих растений.

- А эти? (Лук и чеснок)

- А эти? (Апельсин и лимон)

- Это цитрусовые. Какие цитрусовые вы ещё знаете? (Мандарин, лайм)

- Все эти овощи и фрукты дарит нам щедрая осень в садах и огородах.

5 КОНКУРС “Попробуй - угадай”

- Ребята, как вы думаете, а зачем люди с давних времён собирают и хранят дары осени?

- А почему они полезны?

- Сейчас вам предстоит попробовать разные фрукты и овощи с закрытыми глазами.

  Если угадываете, что съели, то ваша команда получает 1 балл.

  (На тарелке приготовлены кусочки разных фруктов и овощей на шпажках).

- Молодцы! Вот мы и подкрепились!

6. Заключение. Подведение итогов.

- Прочитайте на доске пословицу.

   СЕНТЯБРЬ ХОЛОДЕН, ДА СЫТЕН.

- Почему так говорят?

- Щедрая осень одарила нас своими подарками.

- Подведение итогов игры-соревнования. Награждение команд.

- Вот кончается урок:

Все старались, не ленились

И чему-то научились….

- Что вы узнали для себя новое?

- Какие задания понравились больше всего?

- Что показалось трудным?

7. Рефлексия

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое

  (показывает солнышко).  

- А какое настроение у вас?

8. Домашнее задание. (по желанию)

- Послушайте стихотворение.

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста,
Сельдерошек попел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
И таких баклачков,
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.


- Дома попробуйте нарисовать необыкновенные фрукты и овощи из чудо-огорода.

- р. т. с. 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра по окружающему миру по теме ,,Птицы,, 3 класс

Урок-игра на повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания; формирование понимания важности заботы о природе....

Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет....

Урок - игра по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс

Цели урока:1. Обобщить и проверить знания,...

Разработка урока-игры по Окружающему миру. Тема "Мой родной край". 4 класс

В игровой форме,через разнообразные учебные задания, в группах и  индивидуально учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме  "Россия-моя Родина"...

Конспект урока – игры по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Почва, полезные ископаемые» (УМК «Планета знаний»)

Урок-игра поможет обобщить и закрепить знания о почве, ее составе и значении, о полезных ископаемых, их составе, использовании....

Урок-игра по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Полезные ископаемые"

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного проц...