Доклад "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное напраление воспитательной работы в школе"
материал

Жучкова Валентина Николаевна

Вводная часть

Этапы работы по гражданско-патиотическому воспитанию

Работа во внеурочной деятельности

Формы гражданско-патриотического воспитания млажших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Конь-Колодезь»

Выступление на педсовете по теме:

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ как приоритетное направление воспитательной работы в школе».

Учитель начальных классов:

Жучкова Валентина Николаевна

3 апреля 2017 г.

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский.

Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Этот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.

Я как  учитель должна:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей  в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину?  Только через личные чувства и переживания детей.

Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит,  а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

В анкету для детей, чтобы выяснить уровень сформированности гражданских и патриотических основ воспитания я включила такие вопросы:

-Как называется страна, где ты живёшь?

 -Назови столицу нашей Родины.

 -Кто такой патриот?

 -Что значит любить свою Родину?

-Что такое “малая Родина”?

Цель – повысить интерес учащихся к своему родному краю и к стране.

Задачи:

1.Организовать музейно-экскурсионную деятельность в течение 1-4  года.

2.Проводить  часы общения, которые способствуют:

-углублению знаний учащихся, о Родине, своём родном крае;

 -более содержательному знакомству с историей своей семьи (генеологическое древо);

 -пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;

 -воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

3.Приобщать к системе культурных ценностей через библиотеки, музеи и выставки.

4.Знакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков через уроки литературного чтения, окружающего мира.

Работа  по гражданско-патриотическому воспитанию:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.

1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».

2 класс «Я  – гражданин  России»,  

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».

1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».

В течение всего года ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Были проведены классные часы: «Моя семья», где детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.  

Выставки рисунков: «Я и моя семья»,

Проекты, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, «Мой дом». Праздник «День матери»        

2 класс. «Я  – гражданин  России».

На втором этапе   начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

Были проведены классные часы

 «Конституция России и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники России»,  «Права ребёнка в новом веке».

Обсуждали  проблемную   ситуацию «Сколько « Я» у человека» (человек как члена  семьи, школы,  города).

Фотовыставка « Красота родного края».

 Выставка  рисунков:  «Мой любимый уголок».

Проведены  классные часы “Мой край», «Моя малая Родина», Исследовательский проект. “Знаешь ли ты историю  своего села” .

Формирование  гражданственности  учащихся широко используются возможности учебных предметов

Ознакомление с окружающим формирует уважение к России,  родному краю, своей  семье, истории, культуре, природе нашей  страны.

В разделах « Где мы живем.», «Природа.», «Жизнь города и села.»

проводим экскурсии в природу,  поделки из природного материала,  проекты.

-дети посещают библиотеки, музей.

-изучают русские народные праздники и традиции - возлагают цветы к памятнику и обелиску ежегодно 9 мая, проводятся праздники к 23 февраля.

На уроках  литературного  чтения  и  русского языка  учатся  осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи и принципам речевого этикета,  выполняют задания творческого  и  исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.

На произведениях  устного народного творчества: (пословицы и поговорки, былины).

на произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Проводим конкурсы чтецов «Русская зима», «Стихи о героях»

Эмоциональный настрой усиливается если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное  изображение своих чувств, представлений об окружающем.

Беседа. «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе» В дружбе – сила»,

«Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты»,

 «В мире интересного», у таких уроков эмоциональный настрой  значительно выше, чем у традиционных.

Уроки технологии  и изобразительного искусства дают возможность  создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Моя улица», «Дом моих предков» и др.

позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.

«Знакомьтесь - это мы»

« На кого я хочу быть похожим»

«Дом,  который построим мы»

« Мы – богатство наших Я»

«Это наша Земля»

«Во имя сохранения Земли»

Продуктивность

Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о  растительном и животном мире и т.д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .

Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашем  крае.

На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

Кл. ч. «Спорт в моей жизни».

 Во внеурочной деятельности   эту работу я веду по направлениям:

1 « Природа глазами души ребенка».-духовно- нравственное  направление

Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли,  что  окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно  заботиться и охранять этот  мир.  Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», « Перелетные птицы», «Покормите птиц зимой». Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела»,  «Можно, нельзя, нужно»

 Беседы. «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,

Экскурсии   «Родная природа»  

2. Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», «Я – гражданин  России»,  Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».

3. «В гостях у сказки», « Волшебный карандаш», «Город мастеров» общекультурное направление. 

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки) и художественное  изображение своих чувств, представлений об окружающем. и  поделок, закрепляющих знания и эстетические переживания.

Беседы: «Люди, на которых хотим быть похожими»,

 «Профессии милосердия и добра».

Проектная деятельность  - проект «Богатства, отданные людям»

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Для беседы   служат  факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяют кругозор).

экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции..

Праздник — особая форма воспитательной работы. В его основе лежит радость, положительные эмоции. Добрая традиция - это день рождения нашего класса.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей.

Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа. Это – масленица, новый год и рождество.

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. «Тепло родного очага»

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое. «1 Апреля – день птиц»

Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Познавательные игры помогают  сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

Учащиеся нашего класса показали сказку по ПДД, воспитанникам д.с. «Солнышко», Выступили в доме престарелых с концертной программой «От чистого сердца», Выступили с концертной программой в д.с. «Улыбка». Группа ребят самостоятельно написали сами сценарий сказки и показали в д.с. «Солнышко». Подарили новогодние открытки и сладости бабушкам и дедушкам из дома престарелых. Готовимся показать сказку «Новогодние приключения» для первоклассников.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий   настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе  не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное, что я сейчас делаю, «упражняю детей в этом священном чувстве».

    Проверка результатов формирования основ нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Он проводится в виде викторин, конкурсов, игр по командам, весёлых стартов.

В ходе проверки результатов формирования основ нравственного и патриотического воспитания выяснилось:

-правильно сказали название нашей страны 96% (на 1 этапе – 73%);

 -верно назвали столицу России 87% (на 1 этапе – 38%);

 -ответить на вопрос “Кто такой патриот?” смогли 62% (на 1 этапе – 0%);

 -при ответе на вопрос “Что значит любить свою Родину?” затруднились ответить лишь 11% учащихся (на 1 этапе – 51%);

 -что такое “малая Родина” затруднились ответить 17% (на 1 этапе не смогли ответить).

Такая работа интересна не только детям, но и учителям, воспитывает интерес к русским традициям, любовь к нашему городу, к России в целом. Эту работу я продолжаю и в третьем классе. В конце каждого учебного года я провожу повторную проверку уровня сформированности основ нравственного и патриотического воспитания, гражданского самосознания.

           И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.  Важно  не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

               Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.

Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский....

Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.

Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.План содержит направления воспитания и социализации учащихся, цель и задачи воспитательной работы. А...

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС».

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС». ...

Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"

В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...