В царстве вежливости и доброты. Театрализованная игра.
классный час (3 класс)

Будрикене Ирина Леонидовна

В царстве вежливости и доброты
(Театрализованная игра)

Цели: прививать навыки вежливого общения с окружающими;

- помогать учащимся постигать понятия добра и зла;

-прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества;

-формировать потребность употреблять в речи вежливые слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«В царстве вежливости и доброты»

(Театрализованная игра)

Для учащихся 1 – 4 классов, возраст детей –7 – 11 лет.

В ЦАРСТВЕ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ
(Театрализованная игра)

Цели: прививать навыки вежливого общения с окружающими;

- помогать учащимся постигать понятия добра и зла;

-прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества;

-формировать потребность употреблять в речи вежливые слова.

Зал или класс украшен плакатами с различными надписями о вежливости или рисунками учащихся.

Приветствие: привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас, рада приветствовать вас, разрешите приветствовать вас в…

Прощание: пока, до встречи, всего доброго, до свидания, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться…

Поздравление: с праздником.., поздравляю вас с…, рада поздравить вас.., позвольте поздравить вас и пожелать.., примите мои поздравления по случаю…

Благодарность: спасибо, большое спасибо, спасибо вам, благодарю, благодарю вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить вам свою признательность и благодарность; нет слов, чтобы выразить мою благодарность…

Извинение: извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, сожалею, виноват..

Просьба: пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте любезны, не могли бы вы.., если вас не затруднит.., не будете ли вы так добры..; могу ли я обратиться к вам с просьбой, позвольте попросить вас.

Ход игры

Звучит музыка “Твори добро” из репертуара Шуры. На сцене – ведущий.

Ведущий. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину – “добру откроется сердце”. Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В. Суслова.

Чтец.  Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись.

Звучит музыка. На сцену выбегает Баба Яга.

Баба Яга. Интересно! У них праздник, а меня не пригласили. Так вот я не дам его провести!

Ведущий. Послушайте, а кто вы? Почему завладели сценой вместо нас?

Баба Яга. Неужели не понятно, кто я? Приглядитесь-ка получше и сразу узнаете? Узнали?

Дети (хором). Баба Яга.

Ведущий. А зачем же нам нечистая сила?

Баба Яга. А пришла я сюда не зря: люблю радости детей лишать. Вот и вам сейчас попробую испортить праздник.

Ведущий.   Вы хотите все сорвать?

Как же нечисть нам прогнать?

                         Или может лучше ты к нам присоединишься Баба Яга?

У нас сегодня такой замечательный праздник о вежливости и доброте. Посмотри какие хорошие ребята собрались в зале.

Баба Яга. Что-то мне не верится .

Учитель: Предлагаю вам, ребята, доказать нечистой силе, что вы самые добрые и вежливые.

За каждый правильный ответ в нашей игре вы будете получать жетон. В конце игры мы подведем итоги и вручим приз победителю.

Баба Яга. Хорошо пробуйте докажите .

1. На приеме у психолога.

Ведущий. Предлагаю вам побыть  для начала в роли психолога и дать советы нуждающимся в вашей помощи.

Вот послушайте письмо одной девочки и постарайтесь подсказать решение проблемы автору.

Баба Яга (читает письмо). “Иногда я думаю, что в этом жестоком мире мне нет места. Я хочу быть счастливой и жить хорошо. А для этого необходимо быть нахальной и злой на всех и вся. И я становлюсь агрессивной и жестокой, но это всего лишь маска…”.

                    (Дети обсуждают письмо, советуют автору.)

Ведущий. А вот еще одна ситуация. Как вы будете действовать в этом случае?

Баба Яга. Допустим, вас не без оснований покритиковали. Как вы поступите в этом случае? Каким образом можно справиться с негативными эмоциями по отношению к другим людям?

                 (Дети обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы.)

Учитель. А сейчас внимание , ребята вам покажут небольшой  спектакль, а Вы просмотрев его попробуйте ответить на вопросы

  – Можно ли Сашу назвать воспитанной девочкой? Если нет, то почему? так хорошо сыгранный нашими артистами, и теперь попробуйте вместе с родителями ответить на следующие вопросы:

ПОМОГЛА
Сценка в двух действиях

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а:

Саша Пирожкова – ученица.

Бабушка Саши.

Варвара Кузьминична – пенсионерка, подшефная Саши.

К а р т и н а   п е р в а я

(Бабушка накрывает стол; в комнату, зевая, входит Саша.)

Бабушка. Наконец-то встала, соня.

Саша. Досмотреть хотела сон я.

Бабушка. Тоже выдумала: сон.

Глянь, одиннадцать часов!

Завтрак ждет тебя давно,

Остывает.

Саша (садясь за стол).   Все равно:

Что холодный,

Что горячий.

(Бабушка всматривается в лицо Саши, потом берет ее за руку и выводит из-за стола.)

Бабушка. Саша, что все это значит?

Саша. Что?

Бабушка. Ведь ты же не умыта!

Ну и девочка!..

Саша (вырывая руку).   А ты-то

Лучше, что ли?

Все ворчишь

Да кастрюлями стучишь.

Не даешь ни спать, ни есть.

Бабушка (сердито).    Ты с постели есть не лезь,

Ты сперва сходи умойся.

Саша (уходя, недовольно).   Ладно уж, не беспокойся.

Я умоюсь, гнать не надо.

Бабушка (вслед Саше).    Нет совсем со внучкой сладу.

Слов не хочет понимать,

А наказывать жалею.

Как ее мне воспитать?

Что теперь мне делать с нею?

Просто нет уже терпенья,

Извела меня она.

Спать укладывать – сраженье,

А будить – опять война.

(Возвращается Саша.)

Саша (вытираясь полотенцем). Вот, умылась, посмотри!

Бабушка. По сухому-то не три,

Ведь лицо и не мочила.

Саша. Помочила, не забыла.

Бабушка. Ну коль так, то причешись

Да быстрей за стол садись.

Ведь уроки сделать надо

И немножко погулять… (в сторону зала)

Задают так много на дом.

(Саша садится за стол, потом вскакивает, быстро кладет в портфель книжки и тетрадки.)

Саша. Ой, забыла я опять!

(Хватает пальто, быстро одевается, хочет уйти.)

Бабушка (не пуская). Стой! Куда?

Саша. Потом поем.

Нету времени совсем.

Бабушка. Как потом?

Саша. Спешу, спешу…

Очень надо.

Бабушка (строго).   Не пущу!

Не девчонка – маята.

Саша (плаксиво). Правда, очень занята.

Бабушка. Подождут твои подружки.

Саша (торопливо).  Я не к ним. К одной старушке.

Шефство я решила взять,

Чтоб во всем ей помогать.

(Вырывается и убегает.)

Занавес.

К а р т и н а   в т о р а я

(Варвара Кузьминична что-то вяжет. Раздается звонок. Она подходит к двери, открывает.)

Варвара Кузьминична. Войдите!

(В комнату входит Саша с бумажкой в руках.)

Саша. Можно?

Варвара Кузьминична. Можно!

Саша. Извините. (Смотрит на бумажке, читает.)

Вы Варвара Кузьминична?

Варвара Кузьминична. Точно, я.

Саша. Так, отлично!

А я Саша Пирожкова

Из неполной средней школы,

Из четвертого звена.

К вам теперь прикреплена.

Варвара Кузьминична. А зачем?

Саша. Ну, как зачем?

Вы же старая совсем.

Я решила шефство взять,

Чтоб во всем вам помогать.

Будем делать все вдвоем.

Варвара Кузьминична. Ну, коль так, я очень рада.

(Помогает Саше раздеться, обращает внимание на оторванную вешалку. Смотрит на рукав, поворачивает его.)

Вместе вешалку пришьем.

И рукав заштопать надо.

(Кладет пальто на спинку стула.)

Ты в какую ходишь смену?

Саша. Во вторую.

Варвара Кузьминична.   Ну, тогда

Помогать мне можешь смело

Часа два.

Садись сюда.

Расскажи, когда ты встала?

Чем ты маме помогала?

Саша. Мама с папой на работе,

Дома бабушка одна.

Варвара Кузьминична. Дружно с бабушкой живете?

Саша. Очень дружно. Но она

Вечно чем-то занята.

Не бабуля – маята.

Варвара Кузьминична. Помогаешь ей?

Саша. Ну что вы?

Помогать такой здоровой.

Варвара Кузьминична. Сколько ж ей годочков, Саша?

Саша. Я не знаю, сколько лет,

Ведь у бабушки у нашей

Дня рожденья вовсе нет.

Варвара Кузьминична.   До того ли ей, сердечной!..

   Видно, с внучкой ей беда.

(Смотрит в упор на Сашу.)

Значит, ты мой шеф?

Саша. Конечно!

Варвара Кузьминична. А ты завтракала?

Саша. Да!

То есть нет,

Я есть не стала.

Варвара Кузьминична. Почему?

Саша. Я к вам бежала.

Ну скажите, кто же ест,

Если времени в обрез?

Варвара Кузьминична.   Время ценно, ты права.

Все же мы с тобой сперва

Выпьем кофе с молоком

Да с печеньем…

А потом

Я пойду обед варить,

А ты должна тут повторить

Все, что в школе задано.

Ясно, Саша?

Саша (решительно).  Нет, не ясно!

Я на это не согласна.

Готовить вместе надо нам

И уроки и обед.

(Вынимает из портфеля книжки и тетрадки, кладет на стол.)

Варвара Кузьминична (недоуменно). Да?

Саша (твердо). Конечно!

(Замечает кота, идет к нему.)

Впрочем, нет.

После кофе с молоком

Я займусь вот тем котом.

Вы задачи мне решите,

А потом… обед варите.

Ясно?

Варвара Кузьминична (уныло).  Ясно.

Ну дела!

(Разводит руками.)

Помогла так помогла!

Конец.

Г. Ладонщиков

Учитель. Вы посмотрели спектакль, так хорошо сыгранный нашими артистами, и теперь попробуйте  ответить на следующие вопросы:

– Можно ли Сашу назвать воспитанной девочкой? Если нет, то почему? Ведь Саша здоровается, говорит вежливые слова, например, извините.

– Какие правила поведения нарушает Саша? (Не соблюдает режим дня, правила личной гигиены, не следит за своей одеждой, невежлива со старшими и т.д.)

– Как вы думаете, у Саши есть дома постоянная обязанность?

– Как вы думаете, как можно исправить Сашино поведение?

– Как вы помогаете дома?

– Какая обязанность лежит на вас?

Учитель. Что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

ДОБРОТА

Сл. Н. Тулуповой                                                Муз. И. Лученка

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

2. “Угадай мелодию”.

Ведущий. Новое испытание называется “Угадай мелодию”. По начальным аккордам вы должны угадать песню и исполнить первый куплет.

Предлагаемые песни: “Голубой вагон” (“Медленно минуты уплывают вдаль…”), “Ничего на свете лучше нету…”, “Улыбка” (“От улыбки хмурый день светлей…”), “Вместе весело шагать…”, “День рождения” (“Пусть бегут неуклюже…”), “Маленькая страна” (“Есть за горами, за лесами маленькая страна”) и другие.

3. “Доскажи пословицу”.

Ведущий. А знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе, добре?

Баба Яга. Проверим.

Не копай другому яму – … (сам в нее попадешь).

Свет не без … (добрых людей).

Без худа … (добра не бывает).

Добра желаешь… (добро и делай).

Добро не лихо… (ходит тихо).

Не ищи красоты,… (а ищи доброты).

Дружные – водой… (не разольешь).

Старый друг… (лучше новых двух).

С кем поведешься,… (от того и наберешься).

5. Частушки.

Баба Яга. А умеете ли вы петь частушки? Я их очень люблю слушать.

Ведущий. Ну что ж, порадуем Бабу Ягу?

ЧАСТУШКИ

Тетя Сима попросила        Почему наш дружный класс

Слазить Витю на чердак        Весь в противогазах?

– Извините, тетя Сима,        Наша Оля надушилась

Я вам вовсе не батрак.        Всем на свете сразу!

Форма классная у нас:        Петя ловко ловит рыбу,

Брюки клеш, джинсовки,        Может лодку смастерить

Туфли наши на платформе,        Только “здравствуй”

Светятся кроссовки.        и “спасибо”

        Не умеет говорить.

Таню “ксероксом” зовут,        Старших может перебить,

Каждый это знает:        Помешать беседе.

Сплетни, новости она        Ох медвежливый какой,

Быстро размножает.        Одноклассник Федя!

Ох ты, Юленька – краса,        Коля ссорится с друзьями,

Намалеваны глаза.        В ход пускает кулаки.

Вся разряжена ты очень.        У задиры под глазами

А вот зубы цвета ночи.        Не проходят синяки.

Леша вертится в буфете,        В трехголового дракона

Пробивается вперед.        Превратишься, если груб,

Пожалейте Лешу, дети,        По волшебному закону.

Дайте Леше бутерброд.        Всем же будет каждый люб,

        Если вежливое слово

        У тебя всегда готово.

Хором. Эти слова:

Здравствуй, спасибо, пожалуйста.

– Почему слова «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте» называются волшебными?

– Какие волшебные слова вы знаете?

Учитель. Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.

Чтение стихотворения.

Солнышко ясное встало.

– Доброе утро! – сказало.

– Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

– Доброе утро!

В. Коркин

ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз

Учитель. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».

– Зачем мы его произносим?

Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.

Чтение стихотворения.

НЕВЕЖЛИВАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ

Обещал отцу Петрусь:

– Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье!

Видим – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

– С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

– Убирайся, постреленок.

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку:

– Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

– Извините, добрый вечер!

– Ты, – вожатый закричал, –

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

И. Кульская

– Что бы вы посоветовали Петрусю?

– Добрыми, волшебными словами будут слова благодарности:

спасибо, благодарю

Посмотрите, из каких частичек состоит слово «благодарю»: дарю благо, дарю добро. Эти слова мы произносим в ответ на «спасибо» и «пожалуйста».

– А могут ли эти слова потерять свою силу? Когда это случается?

Слова-извинения – тоже слова вежливости:

извините, простите

Часто к ним добавляют слово «пожалуйста». Но чтобы они оставались волшебными, запомните п р а в и л о: слова не должны расходиться с делом.

Чтение стихотворения.

ПРОСТИТЕ

Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

– Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите» –

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

Н. Юсупов

4. “Давайте говорить друг другу комплименты”.

Ведущий. А сейчас мы проведем игру “Давайте говорить друг другу комплименты” и узнаем, много ли вы знаете добрых слов.

Баба Яга (выбирает несколько пар (мальчик и девочка)). Мальчики и девочки становятся на некотором расстоянии лицом друг к другу. Мальчики по очереди произносят комплименты и делают шаг навстречу девочкам, затем девочки по очереди отвечают. Необходимо следить за тем, чтобы комплименты не повторялись. Если кто-то затрудняется ответить, то он остается стоять на месте. Выигрывает пара, которая встретится раньше других.

6. Знаете ли вы правила этикета?

Ведущий. В следующем испытании вам придется показать знания этикета. Ответьте на вопросы:

– Может ли юноша, здороваясь с девушкой, держать руки в кармане?

а) может;

б) может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;

в) не может, он обязан вынуть руки из карманов.

П р а в и л ь н ы й   о т в е т: в).

– Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?

а) можно;

б) нельзя;

в) это может себе позволить в отдельных случаях только женщина.

П р а в и л ь н ы й   о т в е т: в).

– Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?

а) сделать вид, что не заметили приветствия;

б) ответить приветствием;

в) объяснить незнакомому человеку его ошибку.

П р а в и л ь н ы й   о т в е т: б).

– Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас должен поздороваться первым?

а) тот, кто обгоняет;

б) одновременно;

в) тот, кого обгоняют.

П р а в и л ь н ы й   о т в е т: а).

– В помещение, где находятся двое юношей, входит девушка. Кто в этом случае здоровается первым?

а) девушка;

б) юноши хором;

в) тот, кто вежливый.

Ведущий. Молодцы, ребята! А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Дети. В сердце человека.

Ведущий. Правильно!

Слово учителя. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Дети исполняют песенку Кота Леопольда.

ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ

Сл. М. Пляцковского                                       Муз. Б. Савельева

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот, – плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо.

А когда наоборот, – плохо.

С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, – скучно.

Баба Яга.   Да, ребята – просто клад!

  Как же дружно говорят!

  Простите меня!

Ведущий. Ну, а теперь подсчитаем жетоны и определим победителя нашей игры.

Награждение победителей.

Звучит песня “Если добрый ты” (из м/ф “Про кота Леопольда”).

Ученик.  Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана.

Ходите законами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

П. Елфимов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В царстве вежливости и доброты.

Театрализованная  игра....

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"   Задачи: – познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливы...

в царстве вежливости и доброты

классный час. В ём выработаны законы дружбы...

В царстве вежливости и доброты

Классный час, целью которого является: прививать навыки вежливого общения с окружающими; помогать учащимся постигать понятия добра и зла; обучать детей вежливому поведению....

Занятие "В царстве вежливости и доброты"

Занятие развивает представление учащихся о доброте, учит совершать добрые дела. Развивает мышление, воображение, формирует привычку употреблять слова вежливости....

Путешествие в царство" Вежливости и Доброты".Театрализованное представление.

Театрализованное представление показывает необходимость употребления в речи “вежливых” слов;– воспитывает культуру общения, формирует уважение и доброжелательное отношение к лю...