Рабочая программа факультатива
рабочая программа (2 класс)

Курганова Ольга Владимировна

            Данная программа дает возможность понять любого, кто старается знать общечеловеческие ценности: истину, правильное поведение, мир, любовь, ненасилие, а того, кто применяет эти ценности на практике уже можно назвать человеком с хорошим характером, а значит и образованным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_lyubvi.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для 2 класса «Радуга любви»

Пояснительная записка

      Программа разработана в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов, Концепции духовно-нравственного воспитания, Примерной программы воспитания и социализации младших школьников и учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников и ООП НОО.

            Суть гуманно-личностной педагогики - одухотворение сердечной деятельностью знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе: воспитание мыслетворчества, сердечности, культуры, положительного отношения к своему здоровью, воспитание и развитие общечеловеческих ценностей: Любовь, Истина, Мир, Ненасилие, праведность( правильное поведение).Понять, что приобретение знания должны давать человеку возможность подготовиться к встрече с трудностями жизни. Рожденный в обществе человек должен работать для благополучия и развития общества.

            Данная программа дает возможность понять любого, кто старается знать общечеловеческие ценности: истину, правильное поведение, мир, любовь, ненасилие, а того, кто применяет эти ценности на практике уже можно назвать человеком с хорошим характером, а значит и образованным человеком.

            Программа дает возможность достичь равновесия между головой, сердцем и руками , при котором знания и информация могут  преобразовываться в поступки для благополучия и возвышения личности, общества.

            Цель данной программы: помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей.

         Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:

1)помогать детям осознавать ответственность за свои поступки ,

мысли;

2)помогать детям осознавать огромную силу добрых качеств, слов ,мыслей, поступков.

3) помогать познавать ,что значит Любовь, Справедливость, Истина, Ненасилие, Праведность.  

4)помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;

5)воспитывать желание радовать людей, помогать им;

6)развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;

7)развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

8)поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше;

9)развитие качества «видеть глазами сердца, прозревать  будущее сердцем».

       Общая характеристика учебного предмета:

-Соединяет дошкольный внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру,  общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком социальной жизни. Программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни.

-Построение программы на основе принципа событийности.

     Условия, необходимые для реализации программы:

-Личность учителя. Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны; из всех профессий профессия учителя- самая благородная, самая трудная и самая важная.

-Учитель должен применять на практике общечеловеческие ценности и быть примером для своих учеников ; любящий и добрый, который терпелив и полон скромности, сыграет жизненно важную роль в формировании, хорошего характера учеников.

-Владение искусством гуманно- личностного общения с детьми.

-Приобщение родителей к школьной жизни своих детей.

     Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком общечеловеческих ценностей. Усвоение социальных, психологических, этических и других знаний     является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий. Для реализации цели, задач  программы по обучению и развитию общечеловеческих ценностей используется следующие методики преподавания: пребывание в тишине, рассказывание историй, пение хором и групповая деятельность.

      Формы и методы работы:

Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:

-изречения

-пребывание в тишине

-истории или рассказы

-групповое пение

-групповая деятельность

-ролевые игры

-тесты на поведение

- игры

-совместная работа в группе

-художественное творчество

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Курс «Радуга любви» рассчитан на  1 год  всего 34 ч.  по 1 часу в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих

умений :

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

           -любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

          -любящий свой край и свою Родину;

       -уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

       - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

       - доброжелательный

        -выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Регулятивные УУД:

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

  - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

-владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)

    -   обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

        -выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, ;
  • ценностноеотношение к сохранению здоровья;
  • знание основных факторов, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий;
  • отзыватьсяположительнооб окружающихлюдях;
  • осознавать свою принадлежность к определённомународу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять

основные ценности взаимоотношений в семье, коллективе (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людямдругой национальности;
  • определять основные факторы , негативно влияющие на здоровье человека;

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её входе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
  • планироватьсвоидействиянаотдельныхэтапахурокаспомощью учителя;
  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме подруководством учителя;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его

удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощьюсмайликов,разноцветныхфишекипр.),позитивноотноситьсяксвоимуспехам,стремитьсякулучшениюрезультата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать ихвустнойформепопросьбеучителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:

    «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»,  «Мне  нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и   др.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока всоответствиисцелямитемы;приниматьучебнуюзадачу урока;
  • коллективно составлять план урока, продумывать

возможные этапы изучениятем;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале икритериям,  предложеннымучителем;оценивать результаты работы сверстников по совместно  выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определятькругнеизвестногопоизучаемойтемевмини- группе илипаре.
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения  учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенокиоценочныхшкал,формулироватьихвустнойформе по собственномужеланию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачина уроке,проговариваявовнутреннейречи.

Познавательные  УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией,  с  пословицей (поговоркой);определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством   характера;
  • отвечатьнавопросучителяпотемеурока;
  • проявлятьиндивидуальныетворческиеспособностипри выполнении проектныхзаданий;понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью  родителей,  справочных материалов;
  • пониматьсмыслпритч,
  • соотноситьпословицыипоговоркиссодержаниемтемы урока;
  • определять мотив поведения героя с помощьювопросов учителя;понимать читаемое, интерпретировать смысл    читаемого.

Коммуникативные  УУД

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  • создаватьсвязноевысказывание;
  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливообщаться;оцениватьпоступокгероя,используядоступныеоценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно,нравственно/безнравственноидр.),высказываясвоюточкузрения;
  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
  • находить  нужную   информацию   с   помощью   взрослых,  в учебных книгах, словарях;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе,задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание  по предложенной теме;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;не конфликтовать, использовать вежливые  слова;
  • выражать готовность идти на компромиссы,   предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблятьвежливыеформыобращениякучастникам диалога; оценивать поступок героя, учитывая его мотив,     используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оцениватьдостижениясверстниковповыработаннымкритериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступкилитературныхгероев,проводитьаналогиисосвоим поведениемвразличныхситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, сказок и притч;
  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным,прослушаннымпроизведениям;отвечатьнавопросыпо ихсодержанию;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, восприниматьихкакнароднуюмудрость,соотноситьсодержаниепроизведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осмыслять нравственное содержание пословиц,    поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный  смысл  с  изучаемыми притчами;

Творческая  деятельность

Учащиеся научатся:

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности    дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицыипоговоркивсоответствиисзадачами,поставленнымиучителем;

Содержание курса «Радуга любви» в начальной школе

Тематический план

№п/п

Тема раздела

Количество  часов.

1.

Введение

1

2.

Учимся любить себя

 

6

3.

Учимся любить свою семью

6

4.

Учимся дружить

6

5.

Учимся любить разных людей

6

6.

Учимся делиться любовью

6

7.

Обобщающие  занятия

3

Всего:  34 часов

 Учимся любить себя. Умение любить себя, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Любовь. Любовь рассматривается в программе как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Энергия любви исцеляет человека, способствуя улучшению здоровья.

Учимся  любить свою семью. Учимся любить и почитать  родителей, быть благодарными, дарить подарки..

Учимся дружить. Учимся быть другом. Учимся  делиться  любовью.  Учимся быть добрым.

Учимся любить разных людей. Учимся проявлять  любовь к людям.Учимся быть вежливыми. Разнообразие и единство людей.

Обобщающие занятия.   Театральные постановки, музыкальные вечера.

Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности

№ п\п

Раздел\ Тема учебного занятия

Всего, час

Содержание деятельности

Дата проведения  по плану

Дата проведения  по факту

Теоретическая часть /форма организации деятельности/

Практическая часть /форма организации деятельности/

1.

Введение

Что такое любовь?

групповая

2.

Учимся любить себя

Всегда говори правду.

групповая

3.

Учимся питать свое тело

Что является пищей для человека

групповая

4.

Великодушие

Как ведет себя великодушный человек

групповая

5.

Сердце- место рождения любви

Сердечные качества

групповая

6.

Учимся питать сердце

Звуки и краски природы-вот пища для души.

групповая

7.

Умение видеть и ценить красоту окружающего мира.

 Звуки и краски природы-вот пища для души.

групповая

8.

Любовь. Умение любить.

Начинайте день с любовью, наполняйте день любовью.

групповая

9.

Сострадание.

Сострадательное сердце –лучшее средство против зла.

групповая

10.

Учимся любить свою семью.

Что такое семья

групповая

11.

Умение дружить.

Друг познается в беде.

групповая

12.

Умение делиться любовью.

Любовь творит чудеса.

групповая

13.

Умение прощать.

Сердце , наполненное любовью , умеет прощать.

групповая

14.

Учимся любить и почитать родителей.

На всякое хотение есть терпение.

групповая

15.

Учимся быть благодарными

Все ,что не делается, к лучшему.

групповая

16.

Учимся дарить подарки.

Доброта дает спокойствие ума.

групповая

17.

Мысли-подарки.

Доводить начатое дело до конца.

групповая

18.

Дружба- это проявление любви.

Береги то ,что тебя окружает.

групповая

19.

Учимся быть другом

Будь верен своему другу.

групповая

20.

. Учимся делиться любовью

Любовь творит чудеса.

групповая

21.

Закон бумеранга

Относись к другим так, как ты хотел бы ,чтобы относились к тебе

групповая

22.

Учимся быть добрыми

Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

групповая

23.

Учимся любить разных людей

Любовь творит чудеса.

групповая

24.

Разнообразие и единство людей

Ничто не стоит столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость.

групповая

25.

Учимся проявлять любовь к людям

Давать лучше, чем получать.

групповая

26.

 Учимся быть вежливыми

Как аукнется, так и откликнется.

групповая

27.

Непричинение вреда другим людям.

Помогай всегда, не вреди никогда.

групповая

28.

Учимся ненасилию

 Помогай всегда, не вреди никогда

групповая

29.

Умей радоваться успехам других.

Любящее сердце полно радости.

групповая

30.

Согласие.

Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет.

групповая

31-34

Обобщающие занятия

Театральные постановки, музыкальные встречи, экскурсии, встреча с родителями

Конкурсы, праздники, концерты, экскурсии

В течение года

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 Е. А.Тебенькова.Учимся любить или радуга любви: книга  для чтения, размышлений  и упражнений с учащимися начальных классов.

Компьютер,

DYD-проектор, экран.

Магнитная доска.

Цифровая  лаборатория

Музыкальный центр

микрофоны

усилитель звука




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".

Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, п...

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс

Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...

рабочая программа факультатива "Тайна звуков и букв"

факультатив по русскому языку как урок из школьного компонента, где можно дополнительно заниматься с учащимися в занимательной форме русским языком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Рабочая программа факультатива по математике

Рабочая программа факультатива по математике для 3 класса...

Рабочая программа факультатива "В мире книг" для 1 класса.

Рабочая программа факультатива " В мире книг" для 1 класса (внеурочка)....